В данной статье рассматривается вопрос о возможности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы как одной из мер реализации государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Автор выдвигает предложение о разработке Административного регламента для Федеральной службы исполнения наказаний, который бы регулировал выполнение государственной функции по проведению проверок в области соблюдения требований санитарного законодательства на объектах уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: административные правонарушения, правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административная ответственность, правовое регулирование административных правонарушений.
This article discusses the possibility of bringing to administrative responsibility for violation of legislation in the field of ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population in institutions and bodies of the penal system, as one of the measures for implementing state sanitary and epidemiological supervision. The author puts forward a proposal to develop Administrative Regulations for the Federal Penitentiary Service, which would regulate the implementation of the state function of conducting inspections in the field of compliance with the requirements of sanitary legislation at the facilities of the penal system.
Keywords: administrative violations, violations infringing on health, sanitary and epidemiological well-being of the population and public morality, administrative responsibility, legal regulation of administrative violations.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [1].
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется через внедрение мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в данной области. Эти меры реализуются с использованием санитарно-эпидемиологического надзора (санэпиднадзора), ориентированного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Основной целью данного надзора является предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
В Федеральной службе исполнения наказаний России предупреждение нарушений санитарного законодательства осуществляется через контроль за соблюдением санитарного законодательства, реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки, а также проведение санитарно-эпидемиологических расследований в отношении возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Необходимо отметить, что в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора применяется административная ответственность в отношении лиц, которые совершили административное правонарушение, вредящее санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Эта ответственность устанавливается в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2].
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (госсанэпиднадзор) осуществляется в пределах своей компетенции структурными подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, выполняющими свои функции в рамках государственного надзора. Этот процесс включает в себя проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, расследований, исследований, испытаний и других форм оценки. Госсанэпиднадзор представляет собой неотъемлемую часть единой федеральной централизованной системы государственного надзора.
Организацию госсанэпиднадзора в ФСИН России осуществляет руководитель соответствующего структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний. Полномочия этого должностного лица, предусмотренные должностным регламентом, включают в себя осуществление государственного надзора. Главный государственный санитарный врач ФСИН России, по своим функциональным обязанностям, выступает в качестве заместителя главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Главный государственный санитарный врач ФСИН России, а также главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители, которым предоставлены полномочия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора, обладают правом принимать мотивированные решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений или налагаемых штрафов за нарушение санитарного законодательства. Это право предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1].
Из анализа положений статьи 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор» следует сделать вывод о том, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных на объектах уголовно-исполнительной системы (УИС), принадлежит компетенции главного государственного санитарного врача Федеральной службы исполнения наказаний России и его заместителей, а также главных государственных санитарных врачей и их заместителей территориальных органов ФСИН России.
Указанное положение также закреплено в приказе Министерства юстиции России от 06.06.2006 № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» [3]. Лица, занимающие соответствующие должности в Федеральной службе исполнения наказаний России, имеют право привлекать к административной ответственности тех, кто совершил нарушение санитарного законодательства в соответствии со статьями 6.3–6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» устанавливает составы санитарных правонарушений. Ниже перечислены статьи КоАП РФ, в соответствии с которыми уполномоченные лица обладают правом привлекать лиц к административной ответственности в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС):
— ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
— ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;
— ст. 6.5 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде»;
— ст. 6.6 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»;
— ст. 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения»;
— ст. 6.24 «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»;
— ст. 6.25 «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства юстиции России от 17.10.2005 № 640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» [4] установлено, что соблюдение нормативов и правил государственных санитарно-эпидемиологических и противоэпидемических мер является обязанностью сотрудников учреждений. Ответственность за нарушение данных правил, предусмотренная законодательством Российской Федерации, распространяется на подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно законодательству, субъектами административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства могут быть как физические лица, включая подозреваемых, обвиняемых и осужденных, так и должностные и юридические лица.
Важно отметить, что сотрудники уголовно-исполнительной системы считаются специальными субъектами. Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), они несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения, за исключением тех, которые предусмотрены частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ. Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы могут быть подвергнуты административной ответственности только за санитарные нарушения, определенные статьей 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». За остальные санитарные нарушения их ответственность будет дисциплинарной, согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Становится ясным, что законодательство устанавливает специфический механизм для привлечения к административной ответственности тех, кто совершил административное правонарушение, нарушающее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Этот механизм функционирует в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Реагирование на нарушения санитарного законодательства требует немедленного и оперативного вмешательства. С учетом этой необходимости законодательство устанавливает специальные процедурные правила для применения административной ответственности, что связано с упрощением процедурного процесса.
Далее рассмотрим содержание особого порядка привлечения к административной ответственности в санитарной сфере.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» устанавливается, что принятие мер по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших установленные нарушения, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [5].
В соответствии с утвержденным регламентом, административная процедура проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по соблюдению требований санитарного законодательства включает в себя следующие административные действия:
1) рассмотрение документов лиц, подлежащих проведению проверки;
2) обследование территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и перевозимых грузов, а также производимых и реализуемых товарами, результатов работ и оказываемых услуг, используемых указанными лицами;
3) отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, а также проведение их исследований и испытаний;
4) проведение экспертиз и (или) расследований с целью установления причинно-следственной связи между выявленным нарушением обязательных требований и фактами причинения вреда.
Проверка осуществляется в форме документарной проверки и/или выездной проверки. В случае выявления нарушений санитарного законодательства, руководители (должностные лица) юридического лица или индивидуальные предприниматели подписывают акт. После этого уполномоченные должностные лица Роспотребнадзора или его территориальных органов составляют протокол об административном правонарушении согласно процедурам, установленным в главах 28 и 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с регламентом, при необходимости получения объективной информации о соблюдении или нарушении требований санитарного законодательства, Роспотребнадзор и его территориальные органы проводят санитарно-эпидемиологические расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и другие виды оценок. Эти мероприятия, осуществляемые в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляются на безвозмездной основе.
Необходимо подчеркнуть, что главный государственный санитарный врач ФСИН России и его заместители, а также главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители, на данный момент не обладают установленным регламентом для исполнения государственной функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.
Учитывая особенности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предполагается, что Министерству юстиции России целесообразно разработать и утвердить для Федеральной службы исполнения наказаний Административный регламент исполнения государственной функции по проведению проверок соблюдения требований санитарного законодательства на объектах уголовно-исполнительной системы. Разработка Административного регламента предоставит необходимые нормативные основы для проведения систематических проверок и анализа соблюдения санитарных стандартов на объектах уголовно-исполнительной системы, что поспособствует более оперативному и комплексному выявлению нарушений, позволяя рано предотвращать потенциальные угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия.
Внедрение предложенных мер позволит значительно усилить контроль за соблюдением санитарных норм в уголовно-исполнительной системе, что, в свою очередь, обеспечит более эффективную защиту здоровья заключенных, персонала учреждений и общества в целом. Такие шаги соответствуют принципам превентивного подхода к обеспечению общественного здоровья и поддерживают общегосударственные усилия по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм в условиях уголовно-исполнительных учреждений.
Литература:
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1650.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 06.06.2006 № 205 // Российская газета. 2006. 29 июня (№ 138).
- О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу: приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 (ред. от 06.06.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.11.2005. № 46.
- Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: пост. Верховного Совета Рос. Федерации от 23.12.1992 № 4202–1 (ред. от 28.11.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2, ст. 70.
- Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров: приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».