Представленная статья освещает общие аспекты правонарушений, посягающих на санитарное благополучие, здоровье и общественную нравственность. Особым образом подчеркивается важность и значимость принятия своевременных и достаточных мер для борьбы с распространением коронавирусной инфекции в России и г. Москве.
Ключевые слова : административное правонарушение, санитарное благополучие, здоровье граждан, общественная нравственность, новая коронавирусная инфекция.
Жизнь и здоровье каждого человека провозглашены и признаны Российским государством высшим социальным благом, к тому же, они относятся к категории неотчуждаемых естественных прав, без которых не имеют значения большинство других человеческих ценностей. Часть 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет среди прав и свобод человека и гражданина право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1].
Статьей 30 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлено, что каждый имеет право на получение надлежащей медицинской помощи [3].
После громкого заявления Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 г. о том, что вспышка коронавируса является «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» [5] чрезвычайно возросла актуальность и значимость не только оказания качественной медицинской помощи, но и обеспечения высокого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения, повышения уровня защиты здоровья граждан. Кроме того, в теоретическом аспекте заслуживает внимания изучение возможности применения и развития института административной ответственности для более полного урегулирования взаимоотношений в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности.
За весь период действия пандемии коронавируса в России уже погибло более 160 тыс. человек. В Москве, начиная с декабря 2019 г. до настоящего времени, зафиксировано более 1,8 млн случаев инфицирования COVID-19 [5]. В настоящее время многим жителям города Москвы регулярно приходится сталкиваться с нововведениями, предусматривающими различные требования и ограничения, несоблюдение которых может стать причиной административного правонарушения и повлечь соответствующие меры ответственности.
В контексте складывающейся ситуации, а также реализуемыми Правительством Москвы мерами по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сфера здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности все чаще пересекается с вопросами, относящимися к общественному порядку и общественной безопасности.
Несмотря на тот факт, что несоблюдение гражданами требований, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), напрямую влияет на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, административная ответственность предусмотрена как главой 6 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» КоАП РФ, так и главой 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» КоАП РФ [2].
Обращаясь к нормам ст. 1.1 КоАП РФ, следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не ограничивается исключительно федеральным уровнем регулирования. Немаловажную роль в данном контексте играют нормативные правовые акты, устанавливающие границы административной ответственности на уровне субъектов РФ. Например, в г. Москве действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее — КоАП Москвы), который, в том числе, устанавливает административную ответственность за правонарушения в отношении норм и правил, действующих в городе Москве, и не охватываются предметом ведения Российской Федерации [4].
Следует отметить, что глава 2 КоАП Москвы определяет административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения, однако положения, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции законодатель определил в главу 3 КоАП Москвы, определяющую административную правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, дополнив ее статьей 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». Хотя, по сути, данные ограничительные меры направлены, в том числе, на сохранение здоровья граждан и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
За март-октябрь 2021 г. только в г. Москве было назначено более 750 тыс. административных штрафов для лиц, нарушивших меры самоизоляции. Нарушение режима самоизоляции влечет наложение на виновного субъекта административного штрафа в размере 4000 рублей [5].
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ [2] в число ключевых задач административного законодательства входят защита общественной нравственности, поддержка на высоком уровне санитарного благополучия населения, эффективная защита здоровья населения. Для решения поставленных задач в условиях пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на уровне г. Москвы формируется нормативно-правовая база, направленная на регулирование правоотношений, затрагивающих сферы охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, Мэром и Правительством Москвы регулярно принимаются правовые акты, которые содержат меры, направленные на противодействие распространения новой коронавирусной инфекции, многие из которых, впоследствии, перенимаются другими субъектами Российской Федерации.
Принимая во внимание темпы развития технологий и использования передовой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности, а также тяжелую эпидемиологическую ситуацию необходимость применения информационных технологий при выявлении административных правонарушений и формировании состава правонарушений не ставится под сомнение.
В городе Москве для этих целей разработаны и успешно применяются технологии электронного мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации с использованием мобильного приложения [6]. В рамках функционирования данного сервиса граждане, которые по предписанию врача лечатся от коронавирусной инфекции в домашних условиях и обязаны соблюдать режим изоляции (самоизоляции), подлежат контролю соблюдения установленных требований посредством информационных технологий, а умышленное или неосторожное нарушение влечет наложение административного наказания на виновного субъекта.
Такое обстоятельство существенно влияет на распространение инфекции и обеспечивает сохранение здоровья населения, а также повышает уровень правосознания граждан, так как знание о неизбежности привлечения к ответственности снижает возможность совершения умышленных правонарушений.
Однако, складывается мнение, что развитие законодательства об административных правонарушениях происходит ситуационно и нелинейно и не имеет в своей основе единой долгосрочной концепции, что негативно сказывается на формировании высокого и устойчивого уровня правосознания граждан и, как следствие, предупреждении административных правонарушений.
В данной статье автор постарался обобщить актуальные вопросы применения мер ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По мнению автора, сложившаяся эпидемиологическая ситуация ярко осветила существующие проблемы единообразия правоприменительных подходов при классификации составов административных правонарушений в контексте обозреваемой темы. Результаты настоящей работы могут быть в дальнейшем использованы при обосновании необходимости разработки долгосрочной концепции развития института административной ответственности и формулировании соответствующих предложений.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2020. № 43. Ст. 4198.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
- Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. № 69.
- Коронавирус. Хроника распространения [Электронный ресурс] / «Российская Газета». Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html (дата обращения: 28.10.2021).
- Социальный мониторинг [Электронный ресурс] / Официальный сайт приложения «СМ». Режим доступа: https://socialmonitoring.mos.ru/ (дата обращения: 09.11.2021).