Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий / О. П. Андрианова, А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108714/ (дата обращения: 21.12.2024).



Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного интереса не ограничивается рамками урока. Во внеурочной деятельности развитие познавательного интереса может происходить за счет расширения возможностей учителя, организации различных форм и методов работы. Одним из способов развития познавательного интереса является включение учащихся в создание мультфильма.

Ключевые слова: познавательный интерес, информационно-коммуникационные технологии, внеурочная деятельность, младшие школьники, создание мультфильмов.

Сущность познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривает Галина Ивановна Щукина. Она пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств [3].

Современное общество ориентировано на воспитание таких граждан, которые будут способны к саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. В связи с этим у членов современного общества возрастает понимание важности фундаментального, то есть начального образования, во время которого идет формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для достижения цели. Но это в свою очередь требует развития у младших школьников познавательного интереса, так как интерес будет являться фундаментом в развитии личности младшего школьника.

Щукина Г. И. вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения: наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения; раньше осознаётся школьниками, носит бескорыстный характер; создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат; развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [1].

Познавательный интерес детей 7-9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью, а особенно у детей с ОВЗ. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть — непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат.

Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определенную организацию самой познавательной деятельности [2].

Развитие познавательного процесса не должно ограничиваться рамками урока, необходимо развивать познавательный интерес и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность согласно Федеральному государственному образовательному стандарту — это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [3].

Ввиду того, что внеурочная деятельность отличается по характеру и содержанию от урока, она для младшего школьника может быть более привлекательной, так как на занятиях по внеурочной деятельности учащиеся развивают навыки и расширяют знания по тем направлениям, которые для них представляют интерес в данный момент развития. Во время внеурочной деятельности учащиеся могут проявить себя, показать свои творческие способности, получить новые знания, которые пригодятся им в жизни.

Внеурочная деятельность позволяет учителю более широко использовать свои навыки и умения для развития личности учащегося, в том числе и для развития познавательного интереса, который является фундаментом для этого самого развития, как было сказано ранее. Одним из средств развития познавательного интереса являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их учитель может активно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Особенно актуальным становится использование ИКТ при дистанционном обучении.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности в наше время позволяет реализовывать главную цель современного общества вне зависимости от формата обучения (очное/ дистанционное). Эта цель будет достигаться через внедрение в работу с учащимися необычных для учащихся форм работы. Такими формами могут являться использование платформ для создания дидактических игр, самыми простыми в использовании являются платформы LearningApps и Wordwall, E-треники. Разработка дидактических игр на данных платформах позволяет учителю, который не имеет опыта в разработке компьютерных игр, не имеет свободного времени, создать или преобразовать компьютерную дидактическую игру с заданиями необходимыми для выполнения дидактических, развивающих, воспитательных задач урока или внеурочного занятия. Любая игра привлекает ученика начальной школы своим ярким сюжетом, неординарностью, чем помогает учителю развивать познавательный интерес обучающихся в том числе и с ОВЗ. Также мы считаем целесообразно привлекать школьников к созданию игры на данных платформах для своих одноклассников, тем самым они закрепят изученный материал и будут заинтересованы в изучении материала.

Педагоги постоянно указывают на необходимость использования парной и групповой работы младших школьников. Целесообразно включение обучающихся с ОВЗ в группы в соответствии с нозологическими особенностями, привлекать к совместной деятельности всех обучающихся. Во внеурочной деятельности развитие познавательного интереса возможно не только с помощью создания дидактических игр, а и привлекать к созданию мультфильма с помощью современных гаджетов (смартфон, планшет), которые сейчас есть у большинства учеников в свободном доступе. Данная форма работы не менее эффективно повышает интерес учащихся. Мультфильмы всегда были интересны младшим школьникам за счет своей динамики, яркой картинки и музыкального и звукового сопровождения. Если предложить учащимся создать в рамках внеурочной деятельности мультфильм на интересующую их тему, то мы непосредственно получим развитие познавательного интереса, фантазии, творческого мышления так как учащиеся будут включены в процесс с самого начала создания мультфильма, то есть от создания сценария, до конца — демонстрации и представления готового продукта.

В рамках внеурочной деятельности учащимся можно предложить создание мультфильма с помощью приема по кадровой съемки. Работая в группах учащимся можно предложить несколько тем на выбор, если это учащиеся первого и второго класса, или же совместно с учениками сделать список тем, если это учащиеся третьего и четвертого класса. На выбранную тему предлагается разработать сценарий. За основу сценария может быть взято произведение из народного фольклора или же авторское произведение. Произведение не обязательно должно быть написано в прозе, это может быть и стихотворная форма. Также сценарий может разрабатываться самостоятельно, без опоры на ранее созданное произведение. Здесь учитель может выступать сразу в нескольких ролях: роль главного сценариста, когда он записывает то, что говорят учащиеся, направляет их мысли, вносит поправки, может подсказывать ход развития событий; роль редактора, когда учащиеся самостоятельно создают сценарий, записывают его, а учитель вносит поправки, подсказывает только в том случае, если у учащихся возникли затруднения. Далее сценарий мультфильма утверждается учителем совместно с учеником, который выбран лидером группы. Когда сценарий утверждается, учащиеся приступают к созданию персонажей, декорация и фона. Здесь важно обговорить с учащимися все детали, которые понадобятся для создания мультфильма. Нужно определиться с материалом, из которого будет все сделано. Важно напомнить, что в кадре все предметы могут меняться и это важно учитывать при выборе материала, а также при создании деталей.

После завершения подготовки всех персонажей, декорации и фонов, совместно с учащимися назначается день съемок. К этому дню устанавливаются фоны, декорации на них, распределяются роли для работы на «съемочной площадке». Стоит выбрать оператора, аниматоров, которые будут отвечать за передвижение персонажей и декораций в кадре. Учитель контролирует процесс съемки, помогая учащимся выбрать нужный ракурс, настроить свет. Должно идти постоянное напоминание того, что персонажи в кадре двигаются плавно, съемка кадра ведется с одной и той же позиции камеры, с которой началась. При возможности можно обеспечить учащихся штативом для камеры и дополнительным светом в виде настольных ламп или световых ламп-колец.

Когда весь материал снят, «съемочная площадка» закрывается, но не стоит ее убирать, так как при следующем этапе монтажа могут появиться недостатки, которые не были видны при съемке и нужно будет переснять кадр. Учащиеся третьих и четвертых классов могут самостоятельно выступать в роли режиссеров монтажа, если это позволяет техническое обеспечение школы. Можно разделить между учащимися сцены, которые они будут монтировать, а потом соберут в единый мультфильм. В этом случае главную роль будет играть лидер группы, который будет следить за тем, как продвигается работа, обговорит со всей группой, сколько времени будет уходить на один кадр (речь идет о времени демонстрации одного снятого фото). Но тут важно отметить, что перед началом процесса создания мультфильма учащиеся должны быть знакомы с программами монтажа и иметь основы в навыках монтирования видеоряда.

Если работа по созданию мультфильма велась с учащимися первого и второго класса, то в роли режиссера монтажа будет выступать учитель. Но нужно привлекать учащихся к процессу «контролирования» работы учителя. Организовать это можно через выполнение анализа проделанной учеником работы в процессе монтажа той сцены, за которую он нес ответственность при съемке.

Как только монтаж кадров заканчивается, группа приступает к подбору музыкального ряда для сцен и озвучиванию персонажей, если это было предусмотрено в сценарии. Во время создания первых мультфильмом лучше не использовать в сценарии реплики персонажей, так как это работа кропотливая и занимающая долгое время. Для начала стоит с учащимися развивать и отрабатывать необходимые навыки на примере «немого кино» с использованием лишь музыкального сопровождения видеоряда.

Обязательно устраивается небольшой предпоказ мультфильма для группы, которая участвовала в его создании. Далее эта же группа готовится к представлению готового продукта перед аудиторией. Учащиеся готовят небольшую речь, в которой рассказывают о процессе создания мультфильма, участниках этого процесса, дают аннотацию к мультфильму.

После премьеры мультфильма можно устроить небольшой праздник или сладкий стол, на котором подводятся итоги работы.

Иногда на создание мультфильма от начала до конца нет времени или это не целесообразно в рамках темы или направления внеурочной деятельности. Тогда учитель может использовать только лишь один этап из создания мультфильма, либо же использовать готовый, неизвестный для детей мультфильм, для его озвучивания по заданной теме. Работа в данном случае протекает в несколько этапов: первичное знакомство с видеорядом, обсуждение увиденного, «создание речи» персонажей с частичным просмотром мультфильма, для выделения необходимых для озвучивания сцен, озвучивание персонажей. Необязательно, в этом случае, записывать на какое-либо устройство получившуюся речь. Учащиеся могут озвучивать персонажей в процессе демонстрации видеоряда.

Данная работа в дистанционном формате возможна, но при непосредственной помощи родителей младших школьников. В данном формате от учителя требуется разработка четких инструкций по работе в программе для создания мультфильмов. Целесообразна также разработка видео мастер-класса по созданию мультфильма, четкое распределение ролей, объема работы всех учеников, особенно с ОВЗ.

Таким образом, вовлекая учащихся в процесс создания мультфильма или его части, мы получим развитие познавательного интереса за счет увлечения учащимися процессом. Учащиеся будут настроены на получение качественного готового продукта, который они будут демонстрировать, а следовательно подойдут к процессу создания мультфильма осознанно и углубленно. Им придется изучить новую информацию, которой будет недоставать для создания и реализации одного из этапов.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

2. Гуссоева А. И. Особенности развитие познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс]./ Гуссоева А. И., Качмазова И. Л., Тимошкина Н. В. // Международный студенческий вестник. — 2018. — № 6. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337

3. Жукова Е. В. Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. / Всероссийский педагогический конкурса педагогического мастерства на лучшую статью «Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях. Урок.РФ. — 11.08.2021. — URL: https://урок.рф/library/razvitie_poznavatelnih_interesov_u_mladshih_shkoln_144723.html.

4. Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. // Журнал «Историческая и социальная образовательная мысль». — 2018. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, внеурочная деятельность, создание мультфильма, учащийся, развитие, учитель, младший школьник, процесс создания мультфильма, работа, современное общество.


Похожие статьи

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Похожие статьи

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы)

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей. Эксперименты — это не т...

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у д...

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Задать вопрос