Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования

Юриспруденция
02.12.2023
298
Поделиться
Библиографическое описание
Теселкин, С. О. Органы прокуратуры РФ как субъект уголовного преследования / С. О. Теселкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108503/.


В работе анализируется законодательство в области реализацией органами прокуратуры РФ функции уголовного преследования. Проведен анализ данной функции, в том числе путем ее соотношения с надзором, осуществляемым прокурорскими работниками. Отдельно рассмотрены прокурор в качестве субъектов, обладающих полномочиями в области уголовного преследования. В заключении исследования делаются выводы о содержании понятия «уголовное преследование».

Ключевые слова: органы прокуратуры, функция уголовного преследования, функция надзора, субъекты, уголовный процесс.

Уголовное преследование представляет собой самостоятельную дополнительную функцию отечественной прокуратуры. Она реализуется в сфере уголовного процесса и регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Содержанием прокурорского уголовного преследования охватывается «деятельность, не только связанная с изобличением лица в совершении конкретного преступления, но и направленная на обеспечение применения уголовно-правовых норм в ходе прокурорской деятельности в различных стадиях и производствах уголовного процесса» [4, с. 26].

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ от 17 января 1992 года № 2202–1) «прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» [2].

То есть указанная функция закреплена в качестве основной для органов прокуратуры, также она вытекает из положений ст.ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), где закреплено, что «прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а также в ходе уголовного судопроизводства» [1]. Следует сказать о том, что ФЗ от 17 января 1992 года № 2202–1 не регламентирует уголовно-процессуальную деятельность органов прокуратуры РФ, закрепляя лишь общие положения.

Изначально необходимо отграничить функцию уголовного преследования от надзора, осуществляемого органами прокуратуры, поскольку первая реализуется только в рамках уголовного процесса, а вторая является основополагающей функцией для рассматриваемых органов и прослеживается во всех сферах, курируемых ими. В тоже время они и взаимосвязаны между собой, что создает определенные трудности в их фактическом разграничении. То есть с точки зрения нынешнего законодательство усмотреть элементы как надзора, так и уголовного преследования.

Функцию уголовного преследования можно рассмотреть в двух аспектах:

– во-первых, как самостоятельная категория — вид государственной деятельности, который осуществляется органами прокуратуры на всех стадиях уголовного процесса;

– во-вторых, как процессуальная категория — «деятельность прокурора, направленная на изобличение лиц, совершивших преступление, и назначении им справедливого наказания, при этом в данном случае она характеризуется наличием специального субъекта, содержанием и формой реализации» [6, с. 17].

Как отмечает Е. Н. Гринюк «в деятельности прокурора всегда присутствует законо-охранительная составляющая, которая проявляет его сущность как представителя единой централизованной системы государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории Российской Федерации» [5, с. 147].

Содержанием уголовного преследования выступают «полномочия проверять соблюдение требований федерального законодательства Российской Федерации на этапе регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, выносить решение направить собранные материалы в органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, чтобы решить вопрос о необходимости уголовного преследования» [3].

С точки зрения правовых позиций Конституционного Суда РФ, в. п. 3 постановления от 27 июня 2000 года № 11-П отмечено, что «факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении его следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, принимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него» [7]. Интерпретация данного термина Конституционным Судом РФ дает основание утверждать, что деятельность прокурора на стадиях российского уголовного судопроизводства вряд ли можно назвать «уголовным преследованием» в прямом смысле слова.

Перейдем к рассмотрению органов прокуратуры Российской Федерации в качестве субъектов уголовного преследования. Согласно ст. 37 УПК РФ «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

В свою очередь, ст. 5 УПК РФ определяет прокурора через перечень должностей органов прокуратуры, в частности: «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре».

Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство различным образом трактует дефиницию «прокурор», но тем не менее данное должностное лицо является исключительным по своей правовой природе и правовому статусу, поскольку в качестве одной из основных обязанностей выступает реализация функции уголовного преследования лиц, совершивших преступление, как в предварительном, так и в судебном производстве, что является принципиальным отличием по отношению к другим органам.

Резюмируя вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что уголовное преследование — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая прокурором, осуществляемая в форме подозрения и обвинения по уголовным делам публичного, частно-публичного обвинения и направленная на установление достаточных данных для привлечения лица в качестве обвиняемого, а также доказать вину лица в совершении преступления, то есть изобличить подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления. Анализируя нормы уголовного процессуального законодательства, можно сказать о том, что прокурор является безусловным субъектом уголовного преследования.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; 2023. — № 32 (Часть I). — Ст. 6142.
  2. Федеральный закон от 17 январь 1992 г. № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4472; 2023. — № 31 (Часть III). — Ст. 5772.
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 5.
  4. Воронин О. В. Прокурорское уголовное преследование в различных стадиях и производствах отечественного уголовного процесса // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2013. № 1 (7). С. 24–37.
  5. Гринюк, Е. Н. Роль прокурора в обеспечении прав участников уголовного процесса на досудебных стадиях: дисс. … канд. юр. наук. Волгоград, 2018. 281 с.
  6. Халиулин А. Г. Уголовное преследование как функция прокуратуры РФ (проблемы осуществления правовой реформы): автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1997. 36 с.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 5.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
органы прокуратуры
функция уголовного преследования
функция надзора
субъекты
уголовный процесс
Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 423-425):
Часть 6 (стр. 363-435)
Расположение в файле:
стр. 363стр. 423-425стр. 435

Молодой учёный