Ключевые слова: защита прав несовершеннолетних, гражданский процесс, судебно-психологическая экспертиза, воспитание.
В настоящее время существует множество судебных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних граждан.
Поскольку указанная категория является наиболее уязвимой, нестабильной в эмоциях, возникает потребность в применении специальных знаний для вынесения судом законного и обоснованного решения.
Распространенной судебной ошибкой при рассмотрении и разрешении дел является невыясненность всех обстоятельств дела, непроверенные и недостаточные доказательства по делу, что сопровождается вынесением незаконного и необоснованного решения.
Суды вынуждены прибегать к назначению судебной экспертизы для выяснения точного, независимого, непредвзятого мнения ребенка.
Экспертиза назначается по спорам, связанным с воспитанием детей. Это дела об определении места жительства ребенка, об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников, по делам, связанным с ограничением или лишением родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об усыновлении и отмене усыновления, об установлении отцовства, об оспаривании отцовства (материнства) и другие.
Задача экспертизы состоит в представлении информации об индивидуально-психологических особенностях родителя, стиле воспитания, соответствия или несоответствия индивидуальным особенностям и интересам ребенка [1].
Для установления вышеназванных данных проводится судебно-психологическая экспертиза, которая в свою очередь состоит в следующем.
- Выявляются индивидуальные особенности всех членов семьи.
Отдельно исследуются индивидуально-психологические особенности каждого из родителей, отдельно ребенка.
При проведении исследования ребенка необходимо установить возраст несовершеннолетнего, особенности психического развития, уровень психического развития.
Как правило, сложившаяся конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоциональной напряженности каждого из ее членов. Следует учитывать, что после судебного решения и завершения конфликта эмоциональное состояние ребенка и его родителя изменятся.
- Диагностика семейных отношений.
Включает в себя определение взаимоотношений ребенка с отцом и ребенка с матерью, диагностику отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Это необходимо для выяснения в судебном заседании степени привязанности к одному из родителей или иному родственнику. При этом, при определении привязанности суду не следует опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка.
Известно, что зачастую на ребенка оказывают давление родственники, проговаривают что отвечать в рамках судебного разбирательства, поэтому для установления истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо мнение эксперта.
- Вырабатывается комплексная психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка.
Суду необходимо при разрешении спора в судебном заседании учитывать мнение ребенка о месте его проживания, принимая во внимание особенности и уровень возрастного психического развития ребенка, а также влияние на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации.
Что касается самого эксперта-психолога, он должен иметь высшее юридическое образование, знаниями в области теории, методологии и практики судебной психологической экспертизы, знанием экспертных методик и уметь применять их в практической деятельности.
Однако, несмотря на то, что судебная экспертиза помогает суду в правильном разрешении дела, существуют некоторые недостатки.
Так, эксперт проводит психологическое исследование ребенка, не прибегая к изучению педагогических аспектов, связанных с его обучением и воспитанием.
Кроме того, поскольку эксперт и ребенок встречаются всего единожды, за это время невозможно установить истинные психологические особенности несовершеннолетнего, ребенку невозможно в полной мере раскрыться перед незнакомым человеком [2].
Эти и другие моменты не могут гарантировать абсолютное преимущество судебно-психологической экспертизы для разрешения дела, по существу.
В заключении хотелось бы отметить, что для установления истинных интересов ребенка суд нуждается в такой информации, которая, отражала бы факты действительности и была получена из процессуально незаинтересованного в исходе дела источника. Такая информация могла бы служить самостоятельным судебным доказательством.
Таким образом, роль эксперта велика, суд возлагает на специалиста большие надежды, однако для урегулирования проблем в области проведения экспертизы необходимо законодательно установить норму, которая регламентировала бы порядок проведения судебно-психологической экспертизы. Необходимо прописать, какое количество встреч будет достаточно для того, чтобы ребенок смог открыться и его показания действительно были истинными, кроме того, сама встреча несовершеннолетнего и эксперта должна проходить наедине, дабы исключить излишнее давление на ребенка со стороны третьих лиц.
Литература:
- Информационное письмо «О необоснованности назначения и производства психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве по семейным спорам, связанным с воспитанием детей» (утв. ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (протокол N 1 от 18.03.2020), ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России (протокол N 3 от 29.06.2020))
- Ульянова А. Проблемы участия несовершеннолетних в гражданском процессе // Адвокатская газета. 2021.