Мифология: прошлое и настоящее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Канюкаев, Р. Р. Мифология: прошлое и настоящее / Р. Р. Канюкаев, Н. А. Шутемов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 502-504. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108437/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мифология, как явление, имеет богатейшую историю и является неотъемлемой частью культурного наследия различных народов. Исследование мифологии позволяет нам проникнуть в мир древних религиозных представлений, обычаев, обрядов и легенд, а также оценить ее роль и значение в современном мире.

  1. Мифология прошлого

1.1. Начало мифологии

В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и «метафорическое» сопоставление природных и социальных объектов .

1.2. Влияние мифологии на общество

1.2.1. Формирование образа мира

Мифологические представления о богах, героях и других сверхъестественных существах формировали образ мира у древних народов. Они помогали людям понять и объяснить различные природные явления, а также установить связь между человеком и окружающей его природой. Мифы оказывались важным фактором в формировании картины мира и определении места человека во Вселенной.

1.2.2. Влияние на моральные учения и поведение

Мифологические рассказы не только развлекали и увлекали, но и служили основой для понимания моральных норм и ценностей. Они представляли примеры героического поведения, предупреждали о последствиях порочных поступков, и учили делать правильный выбор между добром и злом. Таким образом, мифология играла ключевую роль в формировании морального кодекса и поведенческих стандартов в различных обществах.

1.2.3. Влияние на искусство и литературу

Мифологические сюжеты и образы вдохновляли многих художников, писателей и поэтов. Искусство древних народов, включая живопись, скульптуру, архитектуру и литературу, было пропитано мифологическими мотивами. Мифы служили источником вдохновения и творчества для многих поколений художников и литераторов, создавая богатое наследие, которое и по сей день вдохновляет и вызывает интерес у людей.

1.2.4. Влияние на обряды и традиции

Мифы и легенды также влияли на формирование различных обрядов и традиций. Они становились основой для праздников, ритуалов и обрядов, связанных с рождением, браком, смертью, урожаем и другими важными событиями в жизни людей. Мифологические мотивы были вплетены в обряды и традиции, делая их более глубокими и значимыми для общества.

  1. Мифология настоящего
    1. Современное понимание мифологии

Современная мифология — это те предания (мифы), которые воспринимаются как истина и принимаются на веру. Миф при этом не мыслится как миф, а принимается его адептом за правду. Собственно мифом он становится, когда вера в него пропадает. В этом заключается основная трудность в изучении современной мифологии. Кроме того, современная мифология изменчива, «жизненный цикл» многих современных мифов может быть очень коротким. Стать мифом может всё: история, литература, наука, очень трудно классифицировать «всё». Отдельно выделяется группа мифов массового сознания- мифы, существующие в объединённом сознании множества людей. Например, среди современных мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы политики, т. е. мифы о какой-либо сфере человеческой деятельности и те мифы, которые бытуют внутри неё.

2.2. Мифология в современном мире

Исходя из анализа исследований в области современной мифологии и рассмотрев «современные мифы», их виды и их происхождение, можно сделать вывод, что в жизни современного человека «современные мифы» играют большую, чуть ли не определяющую роль. Через средства массовой информации создаются мифологизированные реальности, которые обладают высоким уровнем внушения на бессознательном уровне и позволяют манипулировать сознанием современного человека. И делается все это нашими же современниками, обычно с целью получения коммерческой выгоды. Конечно, это ограничивает современного человека. Ограничивает его право на самоопределение. Современный человек в мире этих мифов теряет возможность реализовывать свое уникальное.

С другой стороны, как и на заре человечества, сейчас мифы и мифология выполняют функцию социально-психологической компенсации, которая в периоды социальных кризисов начинает действовать на уровне коллективной интуиции, смягчая воздействие катастроф и ломку привычного социопсихологического уклада. Как в древности, так и сегодня мифы являются родом психотерапии: призваны успокоить, обезопасить, обнадежить. Средства массовой информации выполняют креативно-моделирующую роль, навязывая модели поведения, которые неизбежно становятся всеобщими. Реклама создает в общественном сознании идеальную и вполне мифологичную модель существования, к которой стоит стремиться. При создании мифологической модели, по мнению социологов, учитываются ценности, разделяемые большинством людей.

Заключение

Мифология прошлого имеет огромное значение для понимания различных культур и обществ, а также для современной культуры. Изучение и сохранение мифов помогают сохранить национальную идентичность и культурное наследие. Мифология настоящего соединяет прошлые традиции с современной культурой, давая возможность лучше понять современные проблемы и искать решения в древних мифах.

Литература:

  1. Введение в культурологию под редакцией Е. В. Попова. — М.: ВЛАДОС, 2005. -320с.
  2. Роль мифологии в развитии культуры человечества [Электронный ресурс] / В. В. Романцов [и др.] — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/ 2014/767/179 (Дата обращения: 20.11.15).
  3. Малиновский, Б. роль мифа в жизни [Электронный ресурс] / Б. Малиновский — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/ malinovsky1.htm
  4. Елена Доброва, Популярная история мифологии [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://kartaslov.ru/книги/Елена_Доброва_Популярная_история_мифологии/2
Основные термины (генерируются автоматически): миф, современная мифология, современный человек, мифология, культурное наследие, массовая информация, массовое сознание, первобытный человек, современная культура, современный мир.


Задать вопрос