Политическая культура: сущность и структура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (175) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.10.2017

Статья просмотрена: 4185 раз

Библиографическое описание:

Рыжкова, А. Г. Политическая культура: сущность и структура / А. Г. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45934/ (дата обращения: 16.12.2024).



Политическая культураценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики, существующий в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.

В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях.

В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому, как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере.

Стоит сказать, что политическая культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т. д. [1]

Носителями политической культуры являются люди. Они выступают как её субъекты, поскольку овладели политическим опытом, накопленным человечеством в ходе своего исторического развития, нормами и целями политической деятельности, языком политического общения, политическими категориями и выработали собственную систему политических убеждений, ценностей, ориентации и установок по отношению к политической системе, являющейся объектом политической культуры.

Её уровень и состояние в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Многое из того, что в настоящее время относится к данному явлению, анализировалось и описывалось мыслителями древности, например, Конфуцием, Платоном и др. Действительно, в политических исследованиях осознанно или неосознанно использовались элементы культуры (в виде ценностей, умонастроений и т. д.), влияющие на формирование поведения людей в политической сфере. К примеру, уже Аристотель говорил о состоянии умов, кᴏᴛᴏрое могло повлиять на стабильность общества или его изменение, А. де Токвиль подчеркивал значение политических ценностей и настроений. М. Вебер тоже придавал важное значение ценностям, а также и религии, в формировании и функционировании политических структур.

Однако сам термин появился в политической науке не так давно, в период 1950–1960-х годов. Хотя считается, что он возник еще в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера [2, с. 8]. Огромную роль в продвижении концепции политической культуры в науку сыграли Г. Алмонд и С. Верба.

Г. Алмонда также считают автором идеи политической культуры. Она появилась у него в связи с разработкой теории политических систем. Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье «Сравнительные политические системы» [4]. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г.Алмонда и С.Вербы «Гражданская культура» 1963 года [5]. В работе было подчеркнуто то, что авторы вводят новый термин.

Возникнув в США, в дальнейшем эта концепция получила популярность и в других странах, а затем стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов и явлений. К настоящему времени появилось множество работ, посвященных различным аспектам политической культуры отдельных стран и регионов.

Есть предположение, что ученые начали изучать политическую культуру по причине кризиса бихевиористской методологии.

Согласно Г. Алмонду и С.Вербе на политическую культуру влияют следующие факторы:

– первичная социализация;

– уровень образования;

– доступ к средствам массовой коммуникации;

– наличие опыта контактов с правительственными организациями;

– влияние социально-экономической действительности.

А в ее состав входят следующие компоненты:

ценности, составляющие мотивационный базис политики;

нормы, регулирующие поведение;

– символы, условные образы идеалов (герб государства, гимн, национальные флаги);

традиции, передаваемые из поколения в поколение;

– средства, при помощи которых осуществляется реализацияполитических ориентации.

Стоит отметить, что важной характеристикой политической культуры является степень её однородности [3, с. 78].

Описывая концепцию политической культуры, Г. Алмонд и С. Верба также обратили внимание на её структуру и выделили в ней три ориентации:

– Когнитивные — знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти;

– Аффективные («эмоциональные») — чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения;

– Оценочные — суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений.

Исходя из выделенной структуры, мыслители определили: Политическая культура — это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся когнитивные, аффективные и оценочные ориентации, относительно политической системы, ее аспекты на входе, на выходе и себя, как политического актора.

Отношение к политике, к политическому режиму может меняться в зависимости от тех или иных событий. По-разному оценивают события люди, принадлежащие к различным социальным слоям и классам, этносам и нациям, и т. д.

В заключение, следует сказать, что исследование политики со стороны поведенческих аспектов позволяет наиболее полно объяснить происходящие в обществе процессы. Так с помощью политической культуры можно рассмотреть мотивы и закономерности действий индивидов в политике. И в этом плане концепция Г. Алмонда и С. Вербы является отличным подспорьем для исследований.

Литература:

  1. Баранов Н. А. Политическая культура, как часть культуры общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskaya-kultura/123-lektsiya-1-politicheskaya-kultura-kak-chast-kultury-obshchestva
  2. Дука А. В. Политическая культура — поиски теоретических оснований // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2006. Т.2. № 1. С. 7–30.
  3. Мелешкина Е. Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., изд-во «Весь мир», 2001. 304 с.
  4. Almond G. Comparative Political Systems//The Journal of Politics. 1956 Vol. XVIII, № 3.
  5. Almond G., Verba S. The Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in five Countries. Princeton, 1963.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, политическая система, Верба, концепция, политическая сфера, политический.


Задать вопрос