Данная статья посвящена эстетическим и художественным особенностям выступлений артистов-исполнителей в цирковом искусстве. В статье приведены примеры эстетических и художественных особенностей различных трюков и представлений, которые исполняют артисты под куполом цирка.
Ключевые слова: эстетические особенности, художественные особенности, цирковое искусство, трюк, представление.
This article is devoted to the aesthetic and artistic features of the performances of performing artists in circus art. The article provides examples of the aesthetic and artistic features of various tricks and performances performed by artists under the circus dome.
Keywords: aesthetic features, artistic features, circus art, trick, performance.
Введение
Цирк включает в себя эстетическое искусство. Хотя очень часто деятели цирка переживают за то, что книги по эстетике не говорят о цирке как об искусстве. Но нельзя поспорить с тем, что цирк способен вызвать большое количество эстетических эмоций и восторгов [2].
Цирковое искусство имеет большие прорывы по части эстетики. Цирк включает в себя часть театрального искусства, так как очень схож с ним в художественных моментах при исполнении различных элементов артистами-исполнителями.
Особенность цирка как искусства состоит в том, что он может соединить в себе музыку, литературу, изобразительное искусство, спорт, а также элементы дрессировки. Это соединение подтверждает то, что передают выступления артистов-исполнителей с точки зрения эстетических и художественных особенностей [3].
Эстетические и художественные особенности выступлений артистов-исполнителей проявляются больше всего в цирке, когда артисты исполняют свои трюки под куполом строения. К примеру, это можно увидеть, когда один артист летит под куполом, другой делает переворот в воздухе, после первый красиво ловит второго. Во время исполнения оба артиста находятся в неподдельном напряжении, но зритель чаще всего этого не замечают. В этом и состоят особенности их выступлений: в трюках и реальной опасности исполняемого. Удовлетворение зрителя от выступление находится на самом высоком уровне [1].
Эстетическая и художественная особенность жонглера состоит в умении ловко и точно ловить мяч, порой даже не смотря на него. Зритель всегда очень напряженно наблюдает за тем, что происходит на помосте и переживает за артистов при выполнении сложнейших элементов программы.
Все эти трюки, исполняемые под куполом цирка вознаграждаются аплодисментами и восторгами зрителей, а артиста переполняет чувство собственного достоинства и удовлетворения исполненным [4].
Предмет искусства в цирке — это само искусство. Именно по этой причине оно позволяет зрителю полностью наполниться эстетическим чувством и восхититься художественной частью выступления. Художественная часть выступления как раз показывает подвиг артиста, на который он пошел ради эстетического удовлетворения зрителя. Здесь виден человек изнутри [6].
Идея постановки циркового номера заключатся в том, чтобы показать зрителю эмоции, которые испытывают артисты цирка под куполом. Благодаря этому раскрывается виды эстетики классического направления, к чему относятся прекрасное и ужасное, низкое и высокое, радостное и грустное.
Когда в цирке веселье сменяется грустью и наоборот, в нем воссоединяется эстетическое и художественное направления. Вместе со спортивными и техническими трюками они образуют единое целое, которое невозможно разрушить [5].
Трюки в цирке никогда не бывают отделенными от всего остального. Они бывают всегда связаны с костюмами, масками, светом, музыкой и даже зрителями. В результате художественное и эстетическое начало вызывают широкие и глубокие эмоции как зрителя, так и самого исполнителя.
Образ художественного характера не бывает отделен от произведения, которое представляет цирковое искусство. Этот образ воссоздает сам зритель внутри себя по результатам того, что передал на сцене артист с помощью своих трюков, жестов, движений, костюмов.
Этот образ очень важен в силу того, что различные формы представления зависят от личности артиста, его неповторимости и от результата номера, то есть от итога постановки [7].
Когда зритель смотрит цирковое представление, он тоже совершает труд. Но от этого труда он получает не усталость, а наоборот, прилив сил и энергии. Удовлетворенность от такой работы зритель получает от удовлетворения своих эстетических потребностей (красивые номера, артисты, костюмы, декорации), а также от волнения за то, как артист выполнит тот или иной задуманный трюк.
Также причина удовлетворения зрителя скрыта в формуле искусства, которая отражает его как метод познания и меры жизни. Эта формула может относиться только к искусству цирка.
Различные цирковые номера и постановки содержат в себе идею, которая имеет великую силу убеждения с помощью эмоций. Зритель, смотря ту или иную постановку, осознанно или неосознанно формирует в себе отношение к событиям, происходящим в окружающем мире. Эмоциональный окрас окружающего мира определен воспитанием [8].
Цирковые постановки и программы анализировались очень давно. И по результатам анализа был сделан вывод о том, что декорации и костюм оказывают большое внимание на то, какой художественный образ получится на манеже под куполом цирка. Полностью художественный образ может быть раскрыт совместно исполнением на сцене хореографии.
Пластика артистов помогает артисту показать все свое внутреннее «Я», раскрыть весь свой потенциал и талант, открывая их зрителю в полном объеме. Такое восприятие номера зрителем с эстетической точки зрения происходит лучше все, когда оно сопряжено с оркестровой музыкальной поддержкой.
На сегодняшний день в цирках при постановке номеров большое внимание уделяется эстетическим и художественным особенностям выступлений артистов. Каждый артист сам тщательно прорабатывает или приобретает в процессе постановок свой стиль выступления, свое направление, отличающееся оригинальностью и индивидуальностью. Артист прорабатывает и нарабатывает свою технику, свою образность, динамичность, умения выполнять свои персональные трюки [9].
Существуют артисты-виртуозы, которые вносят в цирковое искусство технику из балета. Развитие такого направления как цирковой балет призвано решать эстетические и культурные задачи при помощи разнообразных средств выразительности. С точки зрения эстетики и хореографии — это настолько прекрасно, что зритель выходит из зала завороженным и надолго запоминает представление, которое видел всего один раз.
Для того, чтобы цирковое искусство не потеряло своей эстетической и художественной особенностями, не нужно бояться соединять его с другими видами искусств (балетом, театром и др.) [10].
Специфичность искусства цирка — это путь его существования и работы, который не зависит от людей. Но эстетические и художественные особенности выступлений артистов-исполнителей в цирковом искусстве очень важны для его работы и функционирования.
Литература:
- Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. М., 2019. Т.З. 810 с.
- Белинский В. Г. Современные заметки. Поли. собр.соч. в 14 т. М, 2020. Т.10. С.163–178.
- Беляев А. А., и др. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 2019. — С. 447.
- Вадимов A. A., Тривас М. А. От магов древности до иллюзионистов наших дней: Очерки истории иллюзионистского искусства. М, 2018. 271 с.
- Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре. Л, 2018. 240 с.
- Ванслов В. Г. Эстетика романтизма. М, 2019. 403 с.
- Вигель Ф. Ф. Записки. М, 2020. 592 с.
- Кузнецов Е. Цирк. Происхождение. Развитие. Перспективы. М.-Л.: «Academia», 2022. — С. 415.
- Немчинский М. И. «На манеже цирка — артист». Москва: Советская Россия, 2020. — С. 72.
- Новерр Ж.-Ж. Письма о танцах. Л.:«Academia», 2018. — С. 316.