О роли концертмейстера в вокальном классе
Автор: Хасьянова Татьяна Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 3288 раз
Библиографическое описание:
Хасьянова, Т. В. О роли концертмейстера в вокальном классе / Т. В. Хасьянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/10014/ (дата обращения: 03.12.2024).
This article deals with the Accompaniment of skill in the vocal class, the specific work of concertmaster, features and characteristics of an accompanist. And as examples of well-known figures and reviews the Arts in this area.
Keywords: piano accompanist, soloist, vocalist, dramatics, stage performance
Помимо теста песни, музыки и обладания красивым голосом, вокалисту непременно нужен концертмейстер. Для чего нужен концертмейстер вокалисту, если в современном мире существует такая передовая техника, что можно спеть под фонограмму или вовсе не петь, а лишь имитировать вокал — все за тебя сделают прогрессивные музыкальные технологии? Но ведь все это «не живое», не настоящее. Такой подход и отношение солиста-вокалиста не принесет успеха ни ему самому, ни доставит истинного наслаждения для слушателя — не проникнется в его сердце и не оставит положительных эмоций после концерта, тогда как солист, выступающий под живой аккомпанемент — это совсем другие ощущения, затрагивающие душу публики. Современные программы, в какой- то мере помогают в определенных моментах в совместной работе вокалиста и концертмейстера, скорее облегчают этот нелегкий труд, но воспользоваться таким «облегчением» хотят далеко не все ансамблисты и известно почему — железо и микросхемы никогда не смогут сделать того, что может сам человек. Нет главного — чувств. И вокалист не может существовать без аккомпаниатора — это неотъемлемая часть его профессии и даже жизни. Так же и аккомпаниатор в отдельности не может быть без солиста — это единый творческий тандем. Немаловажную роль в деятельности концертмейстера играет способность транспонировать музыкальное сочинение, которая в наши дни не является значимой, ввиду того, что существуют компьютерные утилиты, легко изменяющие тональности любого музыкального произведения, но это превосходное умение дает любому концертмейстеру почет и подтверждает его квалификацию на высочайшем уровне.
Солист и пианист-концертмейстер являются целостным музыкальным организмом, в образном смысле. К сожалению, искусство аккомпанемента чуждо многим пианистам. Эта профессия предполагает наличие таких качеств [3, 11], как обладание общей художественной культурой, высоким музыкальным мастерством, особым призванием и, наконец, талантом. Практически все выдающиеся музыканты занимались аккомпанементом. Яркие примеры совместных, неповторимых дуэтов Ф. Шуберта с И. Фогелем, М. Мусоргского с Д. Леоновой, С. Рахманинова с Ф. Шаляпиным, Н. Метнера с Э. Шварцкопф.
Немногим известно, что знаменитый итальянский композитор Лучано Берио, преимущественно писавший произведения для скрипки и виолончели — был пианистом, и одно время работал аккомпаниатором у вокалистов в консерватории. Лишний раз хочется рассказать о многогранности и исчерпывающих доказательствах жизненных фактов прославленных аккомпаниаторов. О выдающихся пианистах-концертмейстерах нашего столетия таких как — Левон Оганезов, Михаил Аркадьев, Давид Лернер и др. можно говорить часами. Они внесли неоценимый вклад в развитие концертмейстерского искусства и передали бесценный опыт нашим современникам. Солисты с благодарностью вспоминали уникальное время совместной деятельности: «После работы с Чачавой я не могу ни с кем заниматься, даже с самыми выдающимися пианистами», — говорил о нем видный баритон Владимир Чернов. Имея помимо музыкального, театральное образование, Важа Чачава учил и певцов, и концертмейстеров, так сказать, «по системе Станиславского» [5]. «Он часто меня учил, как говорить по-русски, — вспоминала Елена Васильевна Образцова. — А я кричала, ты конечно лучше знаешь русский, чем я, русская. Спорили, ругались. МХАТовское произношение: Ветвей — ветьвей» [5]. «Певцу на сцене нужно забыть про аккомпаниатора. — Я должна на крыльях лететь. Эти крылья у меня был Чачава. Когда его не стало, было впечатление, что и меня не стало. У нас был один организм, одно дыхание, одно сердце, одна музыка на двоих» [5]. Концертмейстером великой оперной дивы Елены Образцовой, которая к великому сожалению тоже от нас ушла, Важа Чачава был тридцать лет.
Так какова же роль концертмейстера в целом и в совместной работе с вокалистом? Компетентный концертмейстер, а так же друг и соратник солиста, помогает аннулировать напряжение перед концертом [3, 112], подбодрить своего творческого партнера вдохновляющими фразами и даже шутками, потому что хороший концертмейстер должен быть не просто умен, ему просто необходимо обладать неординарным складом ума и хорошо развитым чувством юмора. Таким образом, концертмейстер оказывает поддержку солисту, помогает добиться внутреннего душевного равновесия и комфортного выхода на сцену. Яркое воспроизведение аккомпанемента вырабатывает надлежащее эмоциональное состояние вокалиста, способное его увлечь и помочь проникнуться содержанием произведения. Талантливый концертмейстер сделает так, чтобы солист за несколько тактов чувствовал предстоящую динамику произведения, штрихи, кульминацию, и, как следствие, сконцентрирует внимание вокалиста на художественной стороне исполнения и избавит его от излишнего волнения. Напрашивается умозаключение, что особенность работы концертмейстера с вокалистами охватывает глубокие познания специфики певческого голоса и вокального пения, содержания связи фортепиано с вокалом, методов педагогической работы. Концертмейстеру надлежит играть так, чтобы буквально заразить солиста своей игрой. Как будет исполнено вступление и проигрыши — так прозвучит и солирующая партия вокалиста. Концертмейстеру надлежит знать как свои пять пальцев аккомпанирующую партию и партию солиста, и не думать о чем-либо другом, кроме музыки, на протяжении всей репетиции или концертного выступления. Созданный ансамбль должен буквально «дышать вместе».
При совместной работе вокалиста с аккомпаниатором, последний должен уложить в голове не только музыкальный, но и в поэтический текст, потому что эмоциональный настрой и замысел сочинения отражаются и в музыке, и в тексте. Разучивая с солистом новое произведение, концертмейстер следит за тем, что делает певец, старается сделать так, чтобы вокалисту было удобно петь. Концертмейстеру надо следить за точностью интонирования певца и воспроизведения им ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания, а для этого концертмейстеру необходимо владеть основами вокального мастерства, знать особенности певческого дыхания, правильной артикуляции, ориентироваться в диапазонах голосов и их тесситуры. В ходе работы с певцом пианисту-концертмейстеру следует учитывать тот факт, что от правильно-найденного звука аккомпанемента, зачастую зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, некультурный звук аккомпанемента вызывает у вокалиста тяготение к изменению темпа, а мягкое «пение» фортепиано прививает солисту правильное звуковедение, оберегает его от «крика». Начиная работу с вокалистом, концертмейстер должен сначала предоставить ему возможность услышать произведение целиком. Для этого пианист либо изображает вокальную партию голосом, аккомпанируя себе, или воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом. Лучше всего исполнить произведение несколько раз, чтобы исполнитель понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию той или иной музыки, запомнил мелодию. Важно увлечь певца музыкой и поэтическим текстом, побудить солиста вокально раскрыться. Когда начинающий певец еще не может достаточно четко сольфеджировать по нотам — пианист может сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для более легкого освоения этой задачи — партию вокала следует разучивать последовательно — по фразам, предложениям и периодам.
Одной из серьезных проблем для начинающего певца часто является ритмическая сторона исполнения, а как известно, ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки. Впитывая мелодию на слух, певец часом не точно поет ритмически сложные места. Концертмейстеру надлежит отучать учащегося от небрежного отношения к ритму, обратив внимание на художественное значение того или иного момента. Например, лучше говорить не только: «Здесь пауза, выдержи ее», а так же объяснить цель этой паузы в связи с текстом, ее музыкальное назначение, чтобы паузы и ферматы стали для певца понятными, обязательным качеством исполняемой музыки и средствами ее выразительности [2]. Если студент не может сразу полностью понять сложный ритмический рисунок, он непременно должен считать вслух или про себя, а не только заучивать музыку на слух. Манера запоминания на слух без сознательного анализа, часто подводит.
Концертмейстер может помочь начинающему певцу избавиться от неуместных жестов во время пения. Лишние движения у певца легко перерастают в привычку и показывают его вокально-неестественную скованность и напряженность. Жестикуляцию может себе позволить только артист «с большой буквы», умеющий обелить жестом внутреннее состояние, и чем она будет сдержаннее, тем удобнее и выигрышней для солиста. Концертмейстер так же следит за выполнением правильного дыхания, которое важно при пении протяжных, певучих мелодий. Кроме того, важно работать над протяжностью гласных. Солисту рекомендуется тянуть гласную до конца, а граничащую с ней согласную мысленно отнести к следующей гласной, тогда все слоги будут начинаться с согласной, но не кончатся ими. Такой тренинг очень помогает пению legato, хотя сначала от этого немного страдает произношение, так как в дикции большая роль отводится согласным. Через этот процесс должен пройти каждый вокалист. Вот когда он уже научится исполнять произведение полностью, не пропуская ни одной «не пропетой» гласной, то сможет больше внимания обращать на согласные, которые больше не будут «рвать» мелос, а станут украшать ее. Тяготение к логическим точкам опоры певца — склонность машинально объединять звуки, вести их к более важным в смысловом отношении нотам и словам.
Концертмейстер должен быть очень хорошо подготовленным пианистом. В вокальных произведениях часто встречаются виртуозные партии, требующие много времени для разучивания и качественного исполнения. Например, концертные оперные арии и романсы А. Даргомыжского и С. Рахманинова. Ввиду того, что оперные арии написаны для оркестра и голоса — клавирная оркестровая партитура очень неудобна для пианиста. В этом случае рекомендуется упростить оркестровую партию, опуская сложные аккорды, а так же хорошо бы подобрать удобную аппликатуру, иначе исполнение виртуозного произведения не будет столь успешным. Концертмейстеру подобает как можно чаще общаться с солистом-вокалистом, репетировать, выступать — тогда создастся линия уже неразрывного ансамбля.
В наши дни вокалисту очень сложно найти подходящего по духу концертмейстера, единомышленника, помощника и союзника, но тем, кому удалось встретить такого человека, очень повезло на творческом поприще — это поистине огромное счастье.
Литература:
- Кубанцева Е. И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие для вузов [Текст] / Е. И. Кубанцева. М.: Академия, 2002. — 183 с.: нот. — ISBN5–7695–0867–1.
- Казаченкова В. В. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/spetsifika-raboty-kontsertmeistera-na-urokakh-vokala (дата обращения: 26.01.2016).
- Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]: учеб. пособие / Ю. Цагарелли. — СПб.: Композитор, 2008. — 367 с. — ISBN978–5-7379–0381–7.
- Памяти аккомпаниатора Важи Чачавы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/5239/ (дата обращения 01.03.2016).
Ключевые слова
сценическое мастерство, пианист-концертмейстер, солист-вокалист, выступление на сценеПохожие статьи
Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива
В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.
Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели
В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера
В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.
Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...
К вопросу о развитии концертмейстерского искусства
В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.
Особенные качества в детском хоровом пении
В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов. А также в статье говорится, на что надо обратить внимание, чтобы детский хор смог достичь высокого уровня и больших успехов.
Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся
В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов
В работе рассматриваются вопросы формирования и организации самостоятельной работы студентов в вокальном классе на разных этапах обучения. Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста. Даются определения вокальных методов, эта...
Похожие статьи
Специфика деятельности педагога-концертмейстера в условиях хореографического коллектива
В данной статье освещается специфика работы концертмейстера в хореографическом коллективе. Отличительные особенности подбора музыкального репертуара при работе с разновозрастным составом обучающихся.
Роль ансамбля в формировании основополагающих навыков учащихся в классе виолончели
В статье говорится о роли ансамбля в процессе обучения детей в классе виолончели в детской музыкальной школе.
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Формирование психолого-педагогических качеств в деятельности музыканта-концертмейстера
В статье автор пытается определить основные психологические и педагогические качества, которые необходимы музыканту-концертмейстеру для успешной профессиональной деятельности в любой области искусства.
Организация комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя
В статье рассматриваются теоретические аспекты организации комплексной музыкальной подготовки будущего вокального исполнителя в контексте сопоставления содержания, структуры и технологий. Представлены особенности системной организации обучения в проц...
К вопросу о развитии концертмейстерского искусства
В данной статье рассматривается проблема становления и развития концертмейстерского искусства от примитивной ритмической поддержки голоса до сложнейшего по своему художественному содержанию и техническим средствам изложения музыки.
Особенные качества в детском хоровом пении
В статье говорится о развитии детского хорового пения и о различии детских голосов. А также в статье говорится, на что надо обратить внимание, чтобы детский хор смог достичь высокого уровня и больших успехов.
Исполнительская культура начинающего пианиста: исторический аспект и роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся
В статье освещаются исторические основы фортепианной педагогики в России и за рубежом, роль фортепианной музыки в музыкально-эстетическом воспитании обучающихся.
Исполнительское дыхание на духовом инструменте
В статье рассматривается вопрос занятий педагога с учащимся в процессе работы над исполнительским дыханием, представлены психолого-педагогические принципы взаимодействия. Проведен анализ исполнительского мастерства как основы успешного начала образов...
Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов
В работе рассматриваются вопросы формирования и организации самостоятельной работы студентов в вокальном классе на разных этапах обучения. Определены различные формы самостоятельной работы студента-вокалиста. Даются определения вокальных методов, эта...