В данной статье автор изучает перечень инструментов оценивания эффективности бюджетных закупок и устанавливает процедуру организации этих действий.
Ключевые слова: закупки, нужды, деятельность, организация, бюджетное учреждение.
В российской экономической системе бюджетные закупки являются важнейшим компонентом организации качественного управления и дальнейшего регулирования государством экономики. На современном этапе развития российской экономической системы происходит комплексный поиск современных методов и технологий управленческой деятельности, которые могут гарантировать оперативную работу всех механизмов и процессов на рынке. Благодаря использованию бюджетных закупок и соответствующих инструментов есть возможность адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях ведения хозяйственной деятельности. На основании применения бюджетных закупок появляется возможность развивать стратегические и тактические аспекты управленческой деятельности в разнообразных отраслях.
При организации бюджетных закупок используется огромное количество разнообразных инструментов. Все они разделяются на несколько основных категорий: организационные; финансовые; административные. Особенное внимание в данном разделе необходимо уделить осуществлению бюджетных закупок с использованием финансовых инструментов, так как предприниматели и другие участники рынка не всегда хорошо знают все нюансы этих технологий. Финансовые инструменты участия в бюджетных закупках позволяют многим предприятиям ликвидировать все проблемы, связанные с работой в данной системе.
Первым важнейшим инструментом осуществления бюджетных закупок является тендерный кредит и гарантия от банка. Все участники государственных аукционов и конкурсов, чья стоимость превышает 1 млн. рублей, должны предоставлять обеспечение заявки в форме денежных ресурсов или получать гарантию из банка. Не всегда предприятия могут найти свободные денежные средства в ходе участия в нескольких крупных тендерах одновременно. Для этого они применяют тендерный кредит. Его могут выдавать банковские учреждения и микрофинансовые организации. Организатор торгов на основании Федерального закона № 44-ФЗ [1] имеет полное право требовать от участников торгов предоставлять гарантию от банка. Вместе с этим, появляется закономерная процедура по обозначению всех требований к тем коммерческим банкам, которые выдают такую гарантию. Представленный механизм важен для того, чтобы в полном объёме обеспечивать выплату денежных компенсаций в случаях, определённых в составе российского законодательства. Также следует добавить, что банковские гарантии можно применять как обеспечение заявки на стадии подачи собственного предложения. Для обеспечения выполнения контракта также есть возможность применять соответствующий механизм.
Следующим инструментом осуществления бюджетных закупок является тендерный факторинг. Представленная технология приносит достаточную пользу в том случае, когда заказчик и поставщик заключили между собой контракт и договорились обо всех условиях. Схема использования факторинга считается достаточно простой, поскольку поставщик приобретает денежные средства в том размере, который составляет около 90 % от всей поставки, используя для этого счёт фактора. Однако всё это производится на основе использования официальных документов самого заказчика. Для этого фактор будет уступать право требования по установленной поставке, и уже после организации выплаты со стороны заказчика, он переводит оставшиеся денежные средства. Вычитается только комиссия.
В общем виде факторинг является совокупностью различных финансовых услуг, которые создаются в отношении поставщиков и производителей, которые ведут торговую деятельность, используя механизм отсрочки установленного платежа. При проведении таких операций очень часто участвуют 3 лица: факторинговая компания или коммерческий банк; поставщик товара; покупатель готового товара. Для самого поставщика факторинг имеет ряд основных выгод:
1. Денежные средства будут поступать здесь и сейчас, и не нужно дожидаться, пока товар будет получен заказчиком, и он в итоге произведёт оплату. Другими словами, не используются условия по отсрочке готового платежа. Всё это даёт возможность организовывать непрерывный производственный процесс, избегая тем самым финансовых трудностей.
2. Для факторинга не нужно использовать залог, по сравнению с банковской гарантией. Сам тендерный договор является основой для проведения факторинга.
3. Если существует дефицит ликвидности, то данный механизм является незаменимым.
Участники бюджетных закупок имеют возможность для организации своей деятельности использовать такой финансовый инструмент, как специальный счёт. Все участники закупок должны знать о том, каким образом организуются соответствующие мероприятия. Компании, которые принимают участие в государственных закупках, должны открывать специальный банковский счёт. Для этого следует учитывать требования, которые определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2018 года № 1451-р [3].
Денежные средства, которые находятся на специальных счетах, гарантируют сохранность проводимых операций. Для этого следует осуществлять несколько основных действий:
1. Каждый поставщик формирует заявку для участия в тендере. Для этого применяется специальная электронная система.
2. Оператор электронной площадки передаёт всю информацию в банк о поставщике и определяет размер денежного обеспечения для проведения соответствующих операций.
В том случае, когда средств на момент завершения подачи заявки будет достаточно, то при отсутствии иных нарушений она принимается и будет передана на рассмотрение для заказчика. Уже после завершения приёма заявок денежные средства на обеспечение на специальном счёте следует заблокировать в течении одного часа. Это происходит до наступления ряда основных событий:
1. Заявка участника была отклонена.
2. Участника признали победителем на основе подведения конечных итогов.
3. Контракт был заключён победителем.
4. Если поставщик уклоняется от заключения такого контракта, то денежные средства будут перечислены на счета заказчика.
Следует отметить, что площадка, где размещаются все необходимые заявки, списывает комиссию с победителя уже после заключения контракта, или же в связи с уклонением от этой процедуры. Сумма комиссии не должна превышать 5000 рублей. Данные средства можно вносить на специальный счёт ещё на этапе приёма соответствующих заявок.
В том случае, когда процесс проходит без обеспечения необходимой заявки, и нет средств на специальном счёте, то электронная площадка направляет требования по уплате ресурсов персонально победителю, используя для этого личный кабинет.
Одним из важнейших критериев оценивания эффективности закупочной деятельности в современных условиях считается возможность сэкономить бюджетные средства. Для этого необходимо провести анализ эффективности организации закупочной деятельности, применяя данные по закупкам от Росстата. Изначально следует сформировать все информационные данные по проводимым конкурсам, электронным котировкам и запросам котировок. Это позволит в табличной форме представить всю информацию.
Таблица 1
Информационные данные по конкурсам, которые были проведены
Период |
Средняя численность участников конкурентных способов определения поставщиков, подрядчиков или исполнителей |
Процент экономии средств |
2022 |
4,29 |
15,36 |
2021 |
4,67 |
23,94 |
2020 |
4,62 |
15,66 |
2019 |
4,09 |
6,06 |
Представленная информация говорит о том, что в течении 4 последних лет в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и в соответствии с абзацем третьим подпункта «г» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» доля экономии денежных средств от усовершенствования управления закупками повысилась в почти 4 раза (в 2021 году по сравнению с 2018 годом) и в 2,5 раза (в 2018 году по сравнению с 2020 и 2022 годами).
В завершении следует сделать вывод о том, что для бизнеса участие в государственных закупках обладает большими возможностями перспективного развития. Финансовые трудности не должны создавать помех для развития предпринимателей. В этом аспекте следует применять различные инструменты осуществления бюджетных закупок и проводить все мероприятия с соблюдением текущих законодательных норм.
Литература:
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 14, 08.04.2013, ст.1652
2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг» от 31.01.2019 г. № 117-р // Собрание законодательства Российской Федерации, № 6, 11.02.2019, ст.542
3. Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р (ред. от 24.06.2021) «Об утверждении перечня банков в соответствии с частью 10 статьи 44 и частью 5 статьи 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ» // СПС «Консультант-плюс» [Электронный ресурс] — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302474/ (дата обращения: 23.10.2023)