В статье рассматривается финансовый контроль, который направлен на обеспечение соответствия финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Рассмотрено понятие «финансовый контроль» и выделено общее определение на основании проанализированных теоретических подходов и установленных признаков. Отдельное внимание уделено особенностям осуществления финансового контроля через систему мер и процедур.
Ключевые слова: финансы, финансовый контроль, бюджетные средства, финансово-хозяйственная деятельность.
The article discusses financial control, which is aimed at ensuring compliance with the financial activities of business entities. The concept of «financial control» is considered and a general definition is highlighted based on the analyzed theoretical approaches and established features. Special attention is paid to the specifics of financial control through a system of measures and procedures.
Keywords: finance, financial control, budgetary funds, financial and economic activity.
Финансы, как экономическая категория товарно-денежных отношений, нуждаются в контроле. Роль финансового контроля заключается в обеспечении финансовой устойчивости и эффективности субъектов хозяйствования. Он помогает предотвратить финансовые риски и ошибки, обеспечить правильное использование финансовых ресурсов, соблюдение законодательства и налоговых обязательств, а также повысить прозрачность и доверие со стороны заинтересованных сторон.
В государстве финансовый контроль направлен на обеспечение правильного и эффективного использования бюджетных средств, предотвращение коррупции и злоупотреблений в сфере финансов, а также на обеспечение соответствия деятельности государственных органов и учреждений законодательным нормам и требованиям.
Как отмечает ряд авторов, финансовый контроль включает в себя не только выявление нарушений, но и направлен на координацию и стабилизацию показателей [8, с. 804].
По причине того, что законодатель не закрепил определения контрольной деятельности данного направления, в доктрине предлагаются различные подходы к определению понятия категории «финансовый контроль», при этом известны узкий и широкий подход к раскрытию понятия изучаемого вида контрольной деятельности. С позиций узкого подхода толкования финансовый контроль определяется через характеристику и особенности контролирующих субъектов и методов его осуществления. С точки зрения широкого смысла финансовый контроль надлежит определять, как деятельность контролирующих органов (государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов), ориентированная на проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Т. П. Хребтова определяет финансовый государственный контроль, как деятельность контролирующих субъектов по проверке использования государственных ресурсов. Если абстрагироваться от статуса контролирующих органов, которые, по сути, могут входить в состав хозяйствующего субъекта деятельности в случае осуществления внутреннего финансового контроля, и не относиться к органам государства, то финансовый контроль надлежит определять, как деятельность по определению законности и оценке эффективности и результативности деятельности объекта управления [9].
Также отдельными авторами высказывается точка зрения, что последний надлежит определять, как «систему государственных и общественных органов, наделенных полномочиями по контролю финансово-хозяйственной деятельности организаций, с целью оценки экономической эффективности их деятельности, установления законности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций и своевременности и полноты поступления доходов в государственный бюджет» [9].
Данное определение вызывает ряд вопросов, во-первых, полагаем, правильнее определять сущность контроля через характеристику деятельности, выполняемой при его осуществлении, а не через определение субъектов его осуществляющих. Во-вторых, цель контроля обозначается, как оценка деятельности, связанная опять же с необходимостью исполнения бюджетного законодательства и ограничивается исполнением обязанности по восполнению доходной части бюджета государства. В-третьих, данное определение предопределяет, что финансовый контроль связан с деятельностью по исполнению бюджета государства и исключат возможность осуществления внутреннего финансового контроля. В связи с этим полагаем, что данное определение больше подходит к обозначению природы и сущности государственного финансового контроля, как внешнего финансового контроля.
Заслуживает внимание точка зрения Клеймёнова Я. С., предложившего собственное видение определения понятия финансовый контроль, согласно которому последний следует понимать, как «деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций, направленной на выявление достижения целей в экономической сфере, проверку законности и эффективности использования денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, базирующейся на применении прямых и обратных связей, призванной предоставить уполномоченным органам информацию об экономическом состоянии в целом по стране и каждого экономического субъекта в частности» [1]. Данное определение, как мы видим, охватывает и внутренний и внешний финансовый контроль, и на наш взгляд четко и верно раскрывает цели финансового контроля.
Целевой вектор еще более четко выражен в определении, которое дает финансовому контролю как целенаправленной и системно упорядоченной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, направленной на выявление достижения целей в экономической сфере, проверку законности и эффективности использования денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, призванной предоставить уполномоченным органам информацию об экономическом состоянии в целом по стране и каждого экономического субъекта в частности, Я. С. Клейменов [1].
Одновременно с этим следует указать на то, что в общем виде доктрине известны следующие подходы к определению понятия финансовый контроль: институциональный, согласно которому финансовый контроль определяется в виде системы институтов, инструментов и методов; процессуальный, объясняющие сущность и понятие финансового контроля с точки зрения комплекса регулярных и непрерывных процессов; комплексный, сторонники которого определяют финансовый контроль как многоаспектную систему; управленческий тезисы которого сводятся к тому, что финансовый контроль являет собой функцию управления, форму управленческой деятельности; деятельностный: финансовый контроль определяется как совокупность действий и операций [2]. Предполагается, что наиболее точно объясняет природу финансового контроля деятельностный подход.
При этом контроль от других видов контрольных мероприятий отличают такие признаки, как осуществление оценки деятельности контролируемого объекта, как с точки зрения законности, так и целесообразности и эффективности; возможность вмешательства, контролирующего в деятельность контролируемого; нормативно установленные полномочия субъектов контроля привлекать правонарушителей к ответственности [2].
В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ финансовый контроль осуществляется на двух уровнях: государственном и муниципальном [3]. Также финансовый контроль бывает негосударственным, который осуществляется в отношении администрации и сотрудников хозяйствующих объектов для проверки введения финансово-хозяйственной деятельности (например, аудиторский финансовый контроль).
Отдельное внимание необходимо уделить системе мер и процедур, с помощью которых осуществляется финансовый контроль и которые позволяют следить за финансовыми операциями и результатами деятельности организации. Она включает в себя: планирование финансовых ресурсов и бюджетирование; учет и анализ финансовой деятельности организации; внутренний и внешний контроль; мониторинг и анализ рисков; контроль над соблюдением законодательства и налоговых обязательств; оценка эффективности финансовой деятельности и разработка мер по ее улучшению.
Можно подвести итог, что финансовый контроль выступает системой мер, направленных на проверку соответствия деятельности по использованию финансовых ресурсов на предмет соответствия законодательным нормам, а также на обнаружение и предотвращение финансовых нарушений. Отличительными чертами финансового контроля следует назвать следующие: законодательная регламентация предмета, объекта контроля, круг контролирующих субъектов, возможность влияния на деятельность подконтрольных субъектов, а также цель финансового контроля, которая видится в соблюдении норм гражданского, финансового и бюджетного права в части регламентации правил осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Литература:
- Административно-правовой механизм финансового контроля: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Клеймёнов Я. С. Москва, 2010. — 19 с.
- Бочкарева Е. А., Вороненко Е. В. О доктринальных проблемах финансового контроля // Право и практика. 2018. № 1. С. 171–177.
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант»//base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 30.05.2023).
- Гарина А. О., Жукова К. Р. Взаимосвязь понятий «государственный финансовый контроль» и «финансовый контроль» // Инновационная наука. 2023. № 4–2. С. 70–72.
- Григорьев А. В., Голод К. К. К вопросу о сущности финансового контроля // Журнал прикладных исследований. 2020. № 4. С. 12–18.
- Ефимова Н. П. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики: автореферат дис.... доктора экономических наук: 08.00.10 / Гос. ун-т управления Мин-ва образования РФ. — Москва, 2001. — 55 с.
- Карпухин Д. В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления// Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. № 4 (94). — С. 137–145.
- Сагидулаева М. С., Абдулаева П. С., Камалудинова Р. И. Финансовый контроль // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 802–805.
- Хребтова, Т. П. Государственный финансовый контроль: сущность, содержание, виды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. — 2021. — № 1 (838). — С. 279–286.