Статья посвящена исследованию концепции финансового контроля в контексте финансового права. Обращено внимание на отсутствие четких нормативных определений для данного термина, что приводит к разнообразным трактовкам и недостаткам в практическом применении. Анализируется мнение различных ученых о сущности финансового контроля, который рассматривается как механизм, обеспечивающий законность и целесообразность в распределении и использовании финансовых ресурсов. Автор уделяет внимание функциям и задачам финансового контроля, и тому какую роль они играют в обеспечении государственной безопасности. В заключении подчеркивается, что финансовый контроль является необходимым элементом государственной финансовой деятельности, обеспечивающий соблюдение законодательства и способствующий эффективному развитию как государства, так и муниципальных органов власти.
Ключевые слова: финансовый контроль, государственная проверка, правовая природа, государство, финансы.
The article is devoted to the study of the concept of financial control in the context of financial law, drawing attention to the lack of clear regulatory definitions for this term, which leads to various interpretations and shortcomings in practical application. The opinion of various scientists on the essence of financial control is analyzed, which is considered as a mechanism ensuring legality and expediency in the allocation and use of financial resources. The author pays great attention to the functions and tasks of financial control, and what role they play in ensuring state security. In conclusion, it is emphasized that financial control is an essential element of state financial activities, ensuring compliance with legislation and contributing to the effective development of both the state and municipal authorities.
Keywords: financial control, state audit, legal nature, state, finance.
В контексте финансового права существует значительное количество понятий, для которых не разработаны однозначные нормативные определения. Рассматриваемая область характеризуется юридической неопределенностью и многозначностью терминов, что создает сложности в правоприменительной практике и научной дискуссии. Одним из таких дискуссионных определений является «финансовый контроль». В настоящее время термин «бюджетный контроль» воспринимается как синоним «финансовому контролю». Это определение закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации и служит основой для понимания данного правового института. В то же время его использование, к сожалению, усугубляет существующие проблемы, связанные с толкованием термина «финансовый контроль». Ограничение понятия государственного финансового контроля исключительно рамками бюджетного определения некорректно, поскольку это понятие охватывает более широкий экономический и управленческий спектры.
Учёные дают разнообразные определения термина «финансовый контроль». Взгляд Ручкиной Г. Ф. [3, c. 88] заключается в том, что данный контроль следует рассматривать как деятельность, регламентированную законом, выполняемую уполномоченными органами, учреждениями и должностными лицами. Основная задача такой деятельности — это оценка соответствия действий подконтрольных субъектов установленным нормам законодательства и нормативным актам. А. Ашмарина [1, с. 49] определяет финансовый контроль как совокупность мероприятий, проводимых контролирующими органами, направленных на оценку законности и целесообразности финансовых операций. Н. И. Химичев [4, с. 100] и А. Л. Апель рассматривают финансовый контроль как инструмент, предназначенный для мониторинга соблюдения правовых норм в процессе формирования и использования финансовых ресурсов как на федеральном, так и на региональных уровнях. С. О. Шохин [5, с. 37] рассматривает «финансовый контроль» как систему институтов и механизмов, предназначенных для оценки правомерности и обоснованности действий, связанных с процессами формирования и распределения финансовых ресурсов.
Таким образом, проанализировав все вышеперечисленные определения, можно сделать вывод, что финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий и механизмов, реализуемых уполномоченными органами с целью оценки правомерности распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансовый контроль является важным компонентом государственной финансовой деятельности, который тесно интегрирован с процессами формирования, распределения и расходования государственных финансовых средств. Эффективность реализации государственных задач в значительной степени определяется качеством организации финансового контроля, который обеспечивает надзор за целевым расходованием бюджетных ресурсов. Таким образом, осуществление контроля за выполнением государственных задач является необходимым условием для рационального и эффективного управления государственными финансами.
Необходимо подчеркнуть, что финансовый контроль представляет собой многогранный процесс, включающий не только этапы проверки и ревизионной деятельности, но и оперативное реагирование на выявленные нарушения в финансовой сфере. Актуальность исследования функций и роли финансового контроля значительно возрастает в условиях проводимых реформ, что обуславливает необходимость комплексного анализа данного института в настоящее время.
В результате проведенного анализа установлены основные аспекты, касающиеся природы и функций финансового контроля. Этот контроль осуществляется исключительно в рамках финансовых взаимоотношений, которые формируются в процессе накопления, распределения и использования как централизованных, так и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Финансовый контроль можно определить как совокупность действий, предпринимаемых органами государственной и муниципальной власти, с целью идентификации, предотвращения и устранения ряда негативных явлений. К таким явлениям относятся неправомерное использование бюджетных средств, нарушения норм финансового законодательства, угрозы финансовой устойчивости государства, а также недостатки в управлении финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов. Эти функции финансового контроля направлены на обеспечение прозрачности и эффективности использования бюджетных ресурсов, что является критически важным для стабильности и развития экономики страны [2, c. 67].
Мы полагаем, что все операции с денежными средствами находятся в рамках финансового контроля. В данном контексте, когда предметом проверки и анализа являются одни и те же элементы, в системе финансового контроля производится специализированная оценка их состояния с учетом специфики выполняемых функций. Например, в процессе оценки эффективности управления в банковских учреждениях аудиторы проводят анализ сформированных резервов, что имеет непосредственное воздействие на налогооблагаемую базу.
Задачи финансового контроля играют ключевую роль в обеспечении экономической стабильности и эффективности государственного управления. Среди основных задач можно выделить следующие:
— обеспечение согласованности между объемами бюджетных средств и реальными потребностями в финансовых ресурсах, что способствует не только оптимизации управления финансовыми потоками, но и обеспечивает более точное планирование и распределение ресурсов, что в свою очередь укрепляет финансовую систему в целом.
— выполнение финансовых обязательств перед государственными структурами. Данная задача способствует укреплению стабильности и надежности в государственном секторе.
— создание внутренних резервов для увеличения финансовых ресурсов государственных учреждений. Данное направление позволяет государственным учреждениям более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, а также находить дополнительные источники финансирования, необходимые для выполнения своих функций.
— создание благоприятных условий для оптимального использования материальных и финансовых ресурсов, а также для ведения качественного бухгалтерского учета и подготовки отчетности, служит фундаментом для обеспечения прозрачности и ответственности в деятельности государственных учреждений. Это, в свою очередь, способствует укреплению доверия населения к государственным финансовым системам.
— ужесточение финансовых норм в области налогообложения для хозяйствующих субъектов является необходимым шагом к обеспечению соблюдения налоговых обязательств и повышению прозрачности финансовых операций. Благодаря этому формируется легальная и стабильная налоговая база, необходимая для финансирования государственных расходов.
Таким образом, реализация перечисленных задач финансового контроля создает основу для устойчивого развития экономики и повышения эффективности управления государственными финансами, что в конечном итоге способствует улучшению благосостояния общества в целом. [4, c. 132].
Финансовый контроль является неотъемлемой частью эффективного управления ресурсами на всех уровнях управления — от государственного до муниципального. Его ключевая роль заключается в обеспечении законности, эффективности и устойчивости ресурсов, что способствует более сбалансированному и оправданному использованию финансовых средств.
Таким образом, финансовый контроль должен рассматриваться как динамично развивающийся институт, который требует тщательного внимания и периодической переоценки с учетом изменений в экономической, социальной и правовой среде. Эффективная организация и осуществление финансового контроля становятся не только важным инструментом в управлении государственными финансами, но и необходимым условием для достижения устойчивого развития общества в целом.
Литература:
- Ашмарина Е.Н Финансовое право: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Ашмарина. М.: Юрайт, 2020. 300 с.
- Землин А. И. Финансовое право Российской Федерации: учебник для вузов/ А. И. Землин. М.: Юрайт, 2020. 360 с.
- Ручкина Г. Ф. Финансовое право: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. Ф. Ручкина. М.: Юрайт, 2020. 350 с.
- Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Норма, 2015. 420 с.
- Шохин С. О. Финансовое право — время перемен // Финансовое право. 2014. № 2. С. 30–37.
- Ялбулганов А. А. Новы й категориальный аппарат государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. № 8. С. 132–137.