Одним из главных факторов здоровья ребенка является воздух, которым он дышит. В силу того, что детский организм находится в стадии развития и обладает повышенной чувствительностью, частота дыхания у детей выше, а в пересчете на килограмм веса, они поглощают больше воздуха.
Загрязненный воздух оказывает на детей воздействие сильнее, чем на взрослых, так как легкие и мозг ребенка имеют более узкие сосуды, а иммунная система еще не в силах полностью защитить детский организм. Проведенные исследования показали, что загрязненная атмосфера повышает риск развития диабета, а также самым негативным образом сказывается на развитии интеллекта и когнитивных функций человека, усиливает вероятность развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
О важности потребности человеческого организма в чистом воздухе говорит тот факт, что в течение суток человек потребляет около 12 тысяч литров воздуха, поэтому большая часть вредных веществ проникает в наш организм через органы дыхания, а не с пищей или водой.
Учитывая актуальность проблемы чистого воздуха, в нашей стране с 2018 года реализуется федеральный проект «Чистый воздух», направленный на снижение выбросов промышленными предприятиями веществ, негативно влияющих на здоровье человека и окружающую среду. На сегодняшний день в проекте участвуют 43 города, среди которых и Магнитогорск.
Долгие годы Магнитогорск позиционировался как город с неблагоприятной экологической ситуацией, однако, начиная с 2000 года, количество выбросов в атмосферу вредных веществ градообразующим предприятием ПАО «ММК» постоянно снижается, а с 2017 года произошли очень заметные изменения.
В 2017 году уровень загрязнения воздуха в Магнитогорске оценивался как очень высокий, в 2018 и 2019 годах произошло улучшение атмосферного воздуха, а уровень его загрязнения снизился до оценки «высокий», а в 2021 году уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе впервые получил характеристику «повышенный» по сравнению с очень высоким и высоким в предыдущие годы.
Данная динамика не может не радовать магнитогорцев, однако проблема загрязнения воздуха в городе до сих пор остается, и одним из направлений ее решения является проект «Лесная школа», который действует в городе с 2004 года. Ежегодно для учеников младшей школы образовательных учреждений г. Магнитогорска предоставляется хорошая возможность провести две учебных недели за городом в детском загородном комплексе «Абзаково», который расположен в экологически чистом районе республики Башкортостан.
Основная идея проекта «Лесная школа» — сделать окружающую ребенка среду эффективным фактором и естественным условием образовательного процесса. Только в рамках проекта «Лесная школа» в роли образовательного пространства выступает природа и окружающая среда. Привычные уроки за партами и в стенах класса без труда заменяются занятиями на свежем воздухе (см. рис.1). Такая форма организации и проведения учебных занятий очень нравится ребятам и благотворно влияет на взаимоотношения в детском коллективе. Смена обстановки помогает ученикам раскрыть свои способности и таланты, сплотиться, а учителям по-новому взглянуть на своих воспитанников и определить кому и какая помощь необходима.
Без сомнения, все аспекты организации образовательного процесса в лесной школе оказывают свое положительное влияние на развитие школьников, однако одной из основных составляющих проекта было и остается оздоровление детей. По возможности все образовательные, развлекательные и досуговые мероприятия проходят на свежем воздухе, а ежедневные прогулки по лесу являются обязательным мероприятием. Как отмечают многие педагоги, «Лесная школа» положительно влияет на сплочение класса, а по мнению родителей, после посещения «Лесной школы» их дети становятся более взрослыми и самостоятельными.
Рис. 1. Занятия на свежем воздухе в ДЗК «Абзаково»
Участие в проекте «Лесная школа» — это не только организация образовательного процесса в новом формате и оздоровление детей, но и одно из направлений существующей в лицее программы экологического образования и воспитания. Другим немаловажным элементом этой системы является курс «Практическая экология для младших школьников».
«Практическая экология» включает в себя разработанную систему интерактивных форм организации уроков, а также интерактивных методов. Программа курса предлагает уже с 1-го класса проведение уроков-практикумов, в ходе которых младшие школьники учатся самостоятельно, через практическую деятельность получать знания. Во 2-ом классе практическая работа становится способом и основой для составления устного сообщения. Во 2-ом классе первый раздел, который начинают изучать дети, называется «Воздух». Из этого раздела дети узнают, почему воздух должен быть чистым и как помочь воздушной среде наших городов и сёл. На уроках ребята рисуют условные знаки, которые помогут людям сохранить воздух чистым, а если в задании содержится вопрос о том, что можно сделать для очистки воздуха, то дети изображают различные фильтры, очистные сооружения и экотранспорт.
В 3–4-х классах младшие школьники учатся самостоятельно организовывать практическую деятельность и на её основе выстраивать учебную, познавательную деятельность в группе и классе. Особое место в курсе занимают уроки-экскурсии, методика проведения которых отличается от традиционных учебных экскурсий. В ходе проведения уроков-экскурсий ученики приобретают навык планирования, наблюдения, обобщения, сравнения и оформления результатов наблюдений.
Наша образовательная организация является региональной инновационной площадкой по теме экологического образования, поэтому в образовательном процессе особое внимание уделяется теме экологии. Например, на летних каникулах каждый ученик моего класса обратился к эстетической деятельности экологического характера, выполняя мини-проект «Красота нашего мира». В рамках ФГОС в моем классе реализуются программы внеурочной деятельности. В первом классе, в рамках программы «Практическая экология», мы работали с модулем этой программы «Осенние события в мире природы». Практические задания позволяют привлекать первоклассников к проведению наблюдений и выполнению простейших опытов для обнаружения взаимосвязей в природе. Такая деятельность способствует включению младших школьников в созерцание природы и помогают воспитывать бережное отношение к ней.
В осеннее время мы ежегодно выходим в однодневные туристические походы вместе с родителями. В походах происходит знакомство с природой (растениями и животными) нашего края. Знания, полученные в походе, используем при изучении курса «Окружающий мир», для участия в конкурсах и при выполнении проектных и исследовательских работ. Введение детей в мир экологических знаний требует от них навыков исследовательской деятельности, которая играет большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста.
Таким образом, начиная с первого класса, обучающимся необходимо знать о ценности и пользе чистого воздуха и о том, почему полезно как можно чаще проводить время на улице, гулять в парках и скверах и, по возможности, выезжать за город. Со своей стороны мы, педагоги, должны выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы как минимум не навредить развитию детского организма, пока дети находятся в стенах образовательного учреждения.
Литература:
- Ершова, Ю. А. Воспитание экологической культуры младших школьников в летнем оздоровительном лагере / Ю. А. Ершова // Актуальные вопросы современной науки образования: Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 ноября 2022 года. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. — С. 259–260.
- Загрязнение воздуха и здоровье детей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://saksalamat.kg/zagryaznenie-vozduha-i-zdorove-detej/
- Загрязнение воздуха — одна из главных угроз для человека и планеты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2021/09/1409462
- Шлемова, Т. Н. Экологическое воспитание в начальных классах / Т. Н. Шлемова // Педагогика и современность. — 2016. — № 1(21). — С. 79–82.
- Усачева, И. Н. Природа в познавательном процессе школьников / И. Н. Усачева, А. В. Усачев // Гносеологические аспекты образования: Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С. П. Баранова. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. — С. 320–323.