Вопрос формирования экологического мышления у подрастающего поколения стоит сегодня достаточно остро. Это связано с необходимостью в ближайшее время решить множество экологических проблем как глобального, так и регионального уровней. Более того, сформированное экологическое мышление в современном мире выступает как необходимый элемент освоения новых экологических профессий, количество которых с каждым годом увеличивается [1].
В тексте обновленного государственного образовательного стандарта основного общего образования отсутствует понятие «экологическое мышление», однако вопросам экологического образования и воспитания в данном документе уделяется достаточно много внимания.
Например, в рабочей программе воспитания сказано о необходимости формирования экологической культуры мышления обучающихся, а также о взаимосвязи между здоровьем человека и состоянием окружающей среды [3].
Образовательным стандартом предписывается создание условий для формирования у обучающихся экологической грамотности и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни [3].
Среди личностных результатов, указанных в стандарте, можно, в частности, отметить такие как «повышение уровня экологической культуры», «активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде», «готовность к участию в практической деятельности экологической направленности» [3].
Само понятие «экологическое мышление» состоит из двух частей и подразумевает, с одной стороны — умственную деятельность, как и любое другое мышление, а с другой — совокупность экологических знаний, направленных на познание взаимосвязей между природными и социальными явлениями, между субъектами и объектами отношений в экологической сфере.
В Концепции экологического образования в системе общего образования экологическое мышление определяется как «способность выявлять связи природных, социальных и экономических процессов на локальном, региональном и глобальном уровнях» [2].
Таким образом, представленные определения показывают, что в основе экологического мышления лежат причинно-следственные связи, и задача педагога — научить детей устанавливать эти связи, а также проводить анализ сложившейся экологической ситуации и находить пути решения экологических проблем.
На уровне средней школы экологическое образование осуществляется в качестве экологической составляющей отдельных предметов, относящихся к общественно-научной и естественнонаучной областям. В рамках темы нашей статьи остановимся отдельно на предмете «обществознание» и его возможностях внести свой вклад в формирование экологического мышления обучающихся.
В рекомендациях по преподаванию предмета «Обществознание» указано, что у дисциплины есть высокий воспитательный потенциал и она способствует формированию социальной ответственности обучающихся.
Одна из тем программы по обществознанию, направленных на формирование экологического мышления обучающихся, — «глобальные проблемы современности и возможности их решения». Данная тема изучается в 6-ом классе и вызывает у детей большой интерес. Как показывает опыт, не все обучающиеся имеют базовые знания и осведомленность о глобальных современных проблемах. Учитывая возрастные особенности шестиклассников, а также основные экологические проблемы Челябинской области как промышленного региона, в частности негативное воздействие на атмосферу промышленных выбросов, данную тему целесообразнее рассмотреть на примере качества атмосферного воздуха Магнитогорска.
Изучение темы мы начинаем с общего обзора глобальных проблем современности, обращая особое внимание на последствия, к которым они могут привести, если не принимать никаких усилий по их решению.
Очень важно проанализировать с детьми причины, порождающие глобальные проблемы, и возможности человечества в борьбе с ними.
Дети должны уяснить, что любой исторический процесс, например, глобализация, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Современный прогресс приносит людям не только комфорт и удобства, но и является причиной многих проблем: энергетических, экологических, продовольственных и ряда других. Все эти проблемы связаны между собой и возникают в области отношений человека с природой.
Обучающиеся должны знать отличительные особенности экологических проблем и значение термина «антропогенный» в рамках изучаемой темы. При рассмотрении вопросов защиты окружающей среды, более подробно останавливаемся на загрязнении атмосферы, анализируем, какие факторы выступают причинами загрязнения воздуха и на какие группы их можно разделить. Отдельным вопросом выносится тема последствий влияния загрязненного воздуха на здоровье человека, а также представителей флоры и фауны.
На этом этапе урока детям необходимо напомнить, что у каждого гражданина России есть экологические права, которые гарантированы Конституцией РФ. Все граждане государства имеют право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.
После теоретической части урока, на которой дети узнают, что такое глобальные современные проблемы и в чем состоит опасность, именно экологических проблем, детям в качестве практического задания можно предложить провести исследование состояния атмосферного воздуха в Магнитогорске. Для этого нет необходимости брать пробы воздуха и изучать их в лаборатории, достаточно обратиться на сайт администрации города Магнитогорска, где есть все необходимые данные в открытом доступе. В разделе «Управление охраны окружающей среды и экологического контроля» имеется информация об экологическом мониторинге, в котором содержатся результаты анализа атмосферного воздуха в Магнитогорске за день, месяц и год, а также представлена схема расположения стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
В контексте изучения данной темы, детей необходимо ознакомить с информацией о том, что на данный момент градообразующее предприятие ПАО «ММК» реализует экологическую программу, направленную на снижение промышленных выбросов в атмосферу. В 2018 году Магнитогорск был включён в федеральный проект «Чистый воздух», а уровень загрязнения атмосферного воздуха в Магнитогорске в 2021 году впервые снизился с очень высокого до повышенного.
К сожалению, время, отводимое на изучение темы «Глобальные проблемы современности и возможности их решения», не позволяет провести в рамках урока практическую часть занятия. Наиболее заинтересованные ученики могут выбрать эту тему для своей проектной работы и провести анализ изменений качества атмосферного воздуха в Магнитогорске за любой истекший период.
Главная задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы научить детей получать необходимую информацию из открытых источников и уметь работать с этими данными.
После прохождения темы «Глобальные проблемы современности и возможности их решения» в качестве закрепления изученного материала среди шестиклассников можно провести конкурс экологических плакатов (см. рис. 1).
Рис. 1. Конкурс плакатов экологической тематики
Таким образом, ознакомившись с глобальными проблемами современности, а именно с экологической проблемой загрязнения окружающей среды, шестиклассники могут самостоятельно либо с помощью педагога-наставника, продолжить изучение данной темы, используя материалы из открытых источников. Это посильная и интересная работа для обучающего шестого класса, результаты который приведут к осмысленному и разумному потреблению и использованию природных ресурсов.
Проведенные занятия показали, что при изучении глобальных современных проблем не стоит ограничиваться только теоретическими знаниями, нужна обязательная практическая часть, в которой лучше всего использовать данные, отражающие экологическую обстановку региона проживания.
Литература:
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://atlas100.ru/future/
- Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/