В статье автор рассматривает творчество Аркадия Гайдара в 1930–1950 гг. с целью репрезентации его индивидуального авторского почерка. В статье анализируются произведения, дается их краткая характеристика.
Ключевые слова: Аркадий Гайдар, творчество, рассказ, детская литература.
In the article the author examines the work of Arkady Gaidar in 1930–1950. in order to represent his individual author's handwriting. The article analyzes the works and gives their brief description.
Key words: Arkady Gaidar, creativity, story, children's literature.
Наверное, не было в 1930–50-е годы девочки или мальчика, которые бы не читали Гайдара и не восхищались его героями.
Гайдар умел превращать обычные события в необычные и вселять в своих читателей оптимизм, веру в лучшее, любовь к своей стране и ее маленьким и большим гражданам.
Гайдар был активен в литературном мире всего 15 лет. Жизнь Гайдара была короткой, но бурной, и его книги отражают всю ту жизнь, свидетелем и участником которой он был — этим и определяется актуальность темы исследования: творчество А. П. Гайдара не получило всесторонней оценки и глубокого осмысления, однако до сих пор остается востребованным читателем.
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 22 января 1904 г. в пос. под г. Льгов Орловской губернии в семье учителя. Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился 22 января 1904 года в семье учителей в деревне под Луговым Орловской области. В 1911 году семья переехала в Арзамас, где Гайдар учился в гимназии. Началась Первая мировая война, и Аркадий Гайдар устремился на фронт; в возрасте 14 лет он вступил в ряды Красной Армии. Аркадий Гайдар не представляет себе будущего без армии и готовится к поступлению в Военную академию, но после попадания снаряда его демобилизуют из армии. О военной карьере приходится забыть, а жизненный опыт, полученный во время гражданской войны, влечет Гайдара к писательству.
Творческая деятельность Аркадия Гайдара началась в 1925 году. Он написал множество детских рассказов в своей неповторимой манере: в 1920-е это «Четвертый блиндаж», «Дым в лесу», «Горячий камень», «Маруся» и др. В 1930-е писатель создает самые известные свои произведения — «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Чук и Гек». Одной из наиболее популярных повестей по праву считается «Тимур и его команда» (1940).
Настоящая известность пришла к Гайдару только после повести «Школа» (1930). Повесть затрагивает популярную в советской литературе того времени тему — становление человеческой личности через опыт Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Хотя фамилия главного героя — Гориков, а не Голиков, и он лишь немного старше автора — из многих деталей ясно, что Гайдар описывает свое собственное детство и юность. Школа — это история молодого человека, воспитанного в коллективе, освобожденного от наивной набожности и политической невинности, чтобы стать настоящим большевиком и членом партии. И Гориков теперь мечтает принять участие в строительстве «светлого царства социализма» [2].
«Школа» — «роман воспитания», но на этот раз Гайдар отнюдь не рисует героический портрет. Только после многих ошибок и болезненных неудач Гориков идейно созревает и приобретает большевистские качества. Из школы буржуазных идеалов он попадает в школу жизни. Его учителем становится Красная Армия, где он учится соблюдать дисциплину и становится участником революционного движения. Только коллективными усилиями можно осуществить мечту о светлом будущем.
Следующий рассказ, «Далекие страны» (1932), посвящен более актуальной теме. Жизнь двух восьмилетних мальчиков напрямую связана с быстрыми социальными изменениями начала 1930-х годов. В условиях индустриализации и коллективизации сельского хозяйства тихая деревенская жизнь становится невозможной. Бедные крестьяне объединяются в колхозы, планируется строительство гидроэлектростанции и алюминиевого завода, и, конечно же, строится школа. Гайдар описывает, как обостряется классовая борьба в деревне. Зажиточные фермер препятствуют строительству гидроэлектростанции и убивают председателя колхоза.
В повести «Дальние страны» преображение России изменяет жизнь каждого. Мальчики становятся активными участниками событий и начинают видеть себя частью социалистического государства. Когда пропасть между центром и регионами стремительно исчезает, далекая страна, о которой они мечтали, оказывается совсем рядом. Герои, которых мальчики видели на пропагандистских плакатах, на самом деле живут среди них — это ветераны Гражданской войны, геологи, бескорыстный председатель колхоза.
Сложная международная ситуация и милитаризация общества отражены в романах «Военная тайна» (1935) и «Судьба барабанщика» (1939). Действие романа «Военная тайна» происходит в Артеке, знаменитом пионерском лагере, где в летние месяцы собираются дети разных национальностей. Всех их объединяет любовь к Советскому Союзу и социалистическим идеалам, и военная тайна, давшая название книге, говорит об их нерушимом единстве. Буржуазный мир, который описывает Гайдар, — в данном случае Польша и Румыния — чудовищен: честных людей, работающих на благо народа, держат в тюрьмах. Дети также становятся свидетелями того, как церковники пытаются разрушить промышленную стройку рядом с лагерем. Пионеры в повести «Военная тайна» учатся быть настоящими советскими гражданами через историю, рассказанную юным пионервожатым. Это история о мальчике, который вместе с отцом и братьями борется против буржуазии и умирает, не раскрыв своих военных секретов. Это современная политическая история, но она вызывает дискуссию среди вожатых лагеря о смысле и ценности сказок в наше время. Один из вожатых считает, что сказки не нужны и что лучше рассказать о том, как пионеры предотвратили крушение поезда. Сам Гайдар, поддерживая позицию Горького, использовал свой рассказ для защиты сказок, содержащих элементы революционной романтики [3].
Главный герой «Судьбы барабанщика» — 14-летний подросток, который во время летних каникул попадает в сложную ситуацию. Пока его отец сидит в тюрьме за растрату, мальчик попадает в лапы злодея — настоящего преступника. Мальчик говорит искренне и наивно. Его несчастье проистекает из слепого доверия к взрослым. Только стремление к революционному наследию в конце концов направляет этого бывшего пионера-барабанщика по правильному пути. Через песни и рассказы отца сын приходит к любви к революции и сражениям Гражданской войны. Криминальная среда, в которую попадает мальчик, является своего рода продолжением Гражданской войны. Злодеи в книге пытаются получить информацию о советском оружии и без колебаний идут даже на убийство. Судьба барабанщика заканчивается мечтой о мировой революции и счастливом будущем, в котором уничтожены все враги и шпионы советского режима. Главный герой учится ответственности и солидарности с родиной и ее идеологической борьбой. На последних страницах книги он воссоединяется со своим отцом, который честно искупил свою вину.
Само собой разумеется, что здесь присутствует сильный элемент пропаганды. Это была эпоха московских процессов и массовых арестов «врагов народа», что не могло не повлиять на восприятие гайдаровского повествования. В то же время — это самая успешная работа Гайдара. Авантюрный аспект впечатляет, а захватывающий сюжет полон неожиданных поворотов. Наивный голос, говорящий от лица главного героя, является хорошим приемом, а большинство персонажей лишены стереотипных черт. Мальчик, в сущности, антигерой, отец, ветеран Гражданской войны и владелец магазина, ворует ради прихотей своей жены. Злодей — безжалостный убийца, но благодаря своему воображению и юмору он напоминает Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1928) [3].
Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже мало связан с основными темами творчества Гайдара. История проста, сюжет незамысловат. Два брата-шалуна едут с матерью в Сибирь, куда их позвал отец-геолог. Во время путешествия братья открывают для себя большой мир. В тайге их ждут приключения. В повести говорится о патриотизме и любви к Советскому Союзу. Часы на Спасской башне Кремля оповещают всю страну о наступлении Нового года и являются символом советского единства.
Самым известным произведением Гайдара в Советском Союзе является повесть «Тимур и его команда» (1941). В ней рассказывается о пионере Тимуре и его команде, которые тайно помогают нуждающимся людям. В суровые военные годы книга стала настоящей советской классикой, а фильмы и спектакли по ней приобрели популярность. Тимур — создатель новой социальной системы, и его мир отражает процессы, происходящие в обществе в целом. Как Бог, в которого они не верят, Тимур и его друзья тайно слушают жалобы и молитвы окружающих их людей и по ночам пытаются исполнить их желания. Они должны найти сбежавшую козу, наколоть кучу дров и утешить девушку, чей отец погиб на войне. Люди, чьи родственники были призваны в Красную Армию, нуждаются в особом внимании.
В повести «Тимур и его команда» связывают борьбу и захватывающие вечерние приключения разных групп детей с требованиями реальной жизни. Игра детей подчинена важной цели, а борьба с группой враждебно настроенных подростков служит иллюстрацией противоречивых принципов: эгоизм и безответственность противопоставляются истинно коммунарскому духу. Во время Великой Отечественной войны под влиянием книги дети по всему Советскому Союзу создавали подобные команды с теми же целями, что и литературный архетип [4].
В советской детской литературе «Тимур и его команда» определил стиль детской литературы, особенно в сталинский период. Это самое дидактическое из произведений Гайдара. Тимур, скромный и вызывающий всеобщее восхищение, — положительный герой с грубым характером. Структура повествования довольно неустойчива, напряженных моментов мало. Конфликты довольно поверхностны и в основном возникают из-за недопонимания.
Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушел добровольцем на фронт. Будучи боевым корреспондентом газеты «Комсомольская правда», он писал о детях и юных разведчиках во время войны. Гайдар погиб в бою на Украине в октябре 1941 года; его повесть «Поход», напечатанная в 1944 году, долгое время пользовалась популярностью [3].
Официальная популярность Гайдара была основана на его идеологической правильности. Читателям нравилось его умение сочетать политические уроки с элементами приключенческой фантастики в духе классических книг этого жанра. Он описывал события из жизни детей, подчеркивая их роль в делах социалистической Родины, и одновременно показывал, как они связаны с проблемами взрослых. Гайдар знал, как пробудить любопытство читателя и удержать его интерес [4].
Тема бдительности пронизывает все произведения Гайдара. Угроза шпионажа и войны присутствует в жизни каждого, даже детей. Детские игры и фантазии сталкиваются с жестокой реальностью, и в результате этого столкновения у детей растет любовь к стране, в которой они живут. В то же время рассказы Гайдара — это не неправдоподобные истории из приключенческих романов 1920-х годов, в которых юные герои совершают невероятные подвиги или спасают Красную Армию.
В Советском Союзе репутация Гайдара была непоколебимой. Как и его современник Николай Островский, инвалид-ветеран и писатель-коммунист, Гайдар был мифом. Сергей Михалков увековечил его имя в поэме «Аркадий Гайдар» (1946).
Осмысление писательского таланта, востребованность творчества А. П. Гайдара, а следовательно, и особое внимание со стороны критики и науки творчество писателя получит в послевоенные годы, когда страна окажется на пути созидания. И в этом смысле творчество Гайдара несет светлое, жизнеутверждающее, созидательное начало, что не раз отмечалось еще первыми критиками писателя.
Литература:
- Алексин А. Шаги в бессмертие // Известия. 1974.
- Аркадий Петрович Гайдар и его команда. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://anapa-dub.ucoz.ru Дата обращения: 30.06.2023
- Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия»: Высшая школа, 2001. 472 с.
- Хеллман Бен Сказка и быль. История русской детской литературы. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://culture.wikireading.ru/h4h8igdt Дата обращения: 30.06.2023