В статье представлен краткий теоретический анализ психологических особенностей личности подростков, лишенных родительского попечительства. Выделены специфические психологические особенности личности подростков, лишенных родительского попечительства. Проведена параллель с подростками, воспитывающимися в родных семьях.
Ключевые слова: подросток, лишенный, родительское попечительство, психологические особенности.
Подростковый возраст всеми как отечественными, так и зарубежными исследователями характеризуется как наиболее сложный и неоднозначный возрастной и жизненный период (Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. С. Мухина, Ф. Райс, А. А. Хвостов, Э. Эриксон) [2; 5; 7; 8; 10]. Происходит индивидуальное становление различного рода положительных и отрицательных механизмов защиты от нежелательного давления внешней среды у подростка. Тогда как ситуацияотсутствия родительского попечительства на данном этапе представляется особенно нежелательной, пролонгированной и стрессовой.
Степень социально-психологической адаптации подростков, лишенных родительского попечительства, в жесткой атмосфере детского дома или дома-интерната детерминирована индивидуально-психологическими и поведенческими качествами.
Подросток в детском доме, оказавшись один на один с собственными эмоциями и переживаниями, подавляет их, одновременно ограничиваясь возможностью осознания чувств, и развитием приемов более качественной саморегуляции эмоционального состояния.
По данным исследования Ю. Н. Гомеляк, В. А. Руженков личностными чертами подростков, лишенных родительского попечительства, крайне отрицательно воздействующими на ход индивидуации и автономии, выступают: ощущение эмоционального дискомфорта с неприятием себя и окружающих, агрессивность, подозрительность, обидчивость, зависимость и подчиняемость, выраженная ориентация к принятию норм и ценностей референтной группы, экстернальный локус контроля [3]. В межличностных отношениях таких подростков характеризует противоречивые характеристики: с одной стороны эгоистичность, соперничество, обидчивость, злопамятность, подозрительность, агрессия, конфликтность.
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых констатируют обедненную вариативность поведенческого, чувственного и когнитивного реагирования, недостаточную обученность подростков конструктивным выходам из стрессов [6, с. 80].
Трудности с контролем эмоций, недостаточный уровень самоконтроля, называются А. Вихтоденко, отличительными особенностями чувственной сферы таких подростков. Имея недостаточно развитую волевую саморегуляцию, они избегают трудностей, требующих самостоятельности.
Эмоциональная привязанность к сверстникам либо взрослым совершенно неочевидна, что проявляется во внутренней отчужденности, на фоне внешней экстраверсии. Также имеет место максимализм, амбивалентность, когда домогаются внимания и отторгают его, агрессируют либо пассивно отчуждаются [1, с. 116].
Неверно формирующийся опыт коммуникации ведет к тому, что подросток занимает в отношении к иным участникам коммуникации отрицательную позицию.
Имеет место в структуре личности недостаток ценностного отношения к собственному имени, к его значению у мальчиков-подростков по причине недостаточной рефлексивности и отсутствия четкой внутренней позиции, тормозящих личностное развитие, пишет А. Вихтоденко [1].
Психологическое прошлое у данной категории подростков, подчеркивает А. Вихтоденко, опосредуется отрицательным опытом от предшествующих жизненных этапов — переживаний травматичного прекращения отношений с биологическими родителями или опекунами. Касаемо будущего характерна синкретическая неопределенность: имеет место отрицание того, что будет после, чем они будут заниматься и как жить по окончанию срока нахождения в детском доме [1, с. 120].
Таким образом, условия детского дома тормозят когнитивное развитие, преобразуют развитие личности подростка. Они очень часто обладают непростыми показателями в анамнезе. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, часто проявляется девиантное и деликвентное поведение: ранее курение, алкоголизация, наркотизация. Именно для мальчиков своственны, по мнению исследователя, недостаточно выраженные рефлексивность и сформированность общей культуры [1, с. 117].
Подростки обоих полов, лишенные родительского попечительства, склонны к раннему вступлению в половые взаимоотношения, имеется гипертрофированный интерес к указанной сфере [1, с. 120]. Необходимо отметить, что наличие половых связей призвано удовлетворять потребность подростков казаться взрослыми, пользоваться авторитет среди сверстников.
В детских домах, интернатах имеет место онанизм, гомосексуализм и иные сексуальные отклонения по причине деформированной компенсации дефицита позитивных эмоций нормальной межличностной коммуникации, отмечают Ю. Н. Гомеляк, В. А. Руженков [3].
Подобное сочетание отягощенных социальных условий, противоречивых установок с непоследовательностью, отсутствием единой линии и конструктивности поведения приводит к значительному снижению социально-психологической адаптации подростков, лишенных родительского попечительства, по сравнению с подростками, воспитывающимися в родных семьях, и представляет собой проявление нарушений процесса индивидуации и зрелой автономии, которая у подростков из семей проявляется в достаточном уровне самоприятия, самоуверенности, независимости в принятии решений, самостоятельности.
В свою очередь, отмечает Ю. Н. Гомеляк, подростки, воспитывающиеся в семьях, являются более зависимыми, конформными, ведомыми, неуверенными в себе, склонными не брать на себя ответственность [3].
Ведущая трудность — феномен «мы» в условиях детского дома. В нормальной семье имеет место ощущение фамильного «мы» — ощущение, которое отражает причастность именно к собственной семье. Это условие защищенности. Тогда как без родительского попечительства стихийно появляется детдомовское «мы» как специфическое психологическое образование [8, с. 243]. У них специфическая нормативность в отношении ко всем «чужим» и своим — детдомовцам. Хотя на фоне этого внутри собственной группы такие подростки способны довольно жестко обращаться со сверстниками.
Описанная реакция формируется из-за нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально нестабильного положения в виду лишения родительского попечительства.
Таким образом, подростки в условиях вне интерната, в новой среде, предъявляющей требования самостоятельного планирования и организации деятельности, сталкиваются с трудностями, представляющими собой предиспозицию социально-психологической дезадаптации.
Вывод:
К характерным психологическим особенностям подростков, лишенных родительского попечительства, относятся специфические черты, детерминирующие процесс индивидуации и автономии в подростковом периоде, — это дезадаптивность, зависимость, проявляющиеся в комформности, неспособность принимать на себя ответственность за действия и будущее, отсутствие свободы выбора, представлений, относительно собственного жизненного пути, подозрительность, неприятие себя и других, эмоциональный дискомфорт, эгоистичность, авторитарность, агрессивность, различного рода девиации.
Литература:
1. Вихтоденко А. Психологические портреты мальчиков-подростков, лишенных родительского попечительства//Развитие личности — 2018. — № 4 — С. 100–119
- Выготский Л. С. Педология подростка/ Собр. соч.: В 6 т., — М., 1984. — 432 с.
- Гомеляк Ю. Н., Руженков В. А. Индивидуально-психологические особенности, связанных с формированием индивидуации и автономии у подростков, лишенных родительского попечительства. — Режим доступа: file:///C:/Users/Admin/Downloads/69.pdf
- Колухова Я. А. Психология воспитания приемных детей//Воспитание детей в неполной семье/ ред. и послесловие Ершовой Н. М. — М.: Прогресс, 1980. — 176 с.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1990. — 335 с.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670 с.
- Мухина B. C. Возрастная психология. — М., 1997. — 432 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. — 12-е изд. — Москва, Питер, 2014. — 812 с.
- Руженков В. А., Гомеляк Ю. Н. Поведенческие стереотипы как фактор риска социальной дезадаптации подростков, воспитывающихся в условиях лишения родительского попечения// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2009. — Т. 15, №. 2. — С. 243–247.