В статье автор исследует вопрос, связанный не только с обеспечением защиты нематериальных благ, но и с их регулированием. В тексте приводятся различные точки зрения, и автор также выражает свою собственную позицию относительно этого вопроса.
Ключевые слова: благо, Гражданский кодекс, Российская Федерация, гражданское законодательство, моральный вред, моральный ущерб.
В свете динамичного развития государства и становления разнообразных форм общественных отношений возникла потребность в юридическом регулировании нематериальных благ. Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, нематериальные блага рассматриваются как особая категория объектов гражданских прав [1].
Перечень нематериальных благ у всех людей одинаков, в отличие от материальных благ, которые различаются у каждого. Нематериальные блага могут быть предоставлены законом или приобретены в ходе жизни, как, например, звания и награды. Закон дает возможность самостоятельно определять свое поведение в отношении них. Следовательно, можно сделать вывод, что распоряжаться нематериальными благами можно по тому же принципу, что и распоряжаться материальными благами.
Сам термин «нематериальные блага» не имеет четкого определения в российском законодательстве. Поэтому, согласно мнению авторов, уровень защиты таких прав считается неэффективным [2]. Кроме того, несмотря на тесную связь нематериальных благ с личными неимущественными правами, эти понятия следует различать. Однако в Гражданском Кодексе Российской Федерации [1] эти понятия почти идентичны. Это еще одна причина их неэффективности.
Установление только общего перечня нематериальных благ и мер по их защите создает риск неправильного применения и нарушения норм материального права судами. С другой стороны, «отсутствие закрытого перечня нематериальных благ стимулирует дальнейшее развитие личных неимущественных отношений, реализацию личности и ее уверенность в правовой защищенности» [3]. Этот факт подчеркивает важность введения межотраслевого определения нематериальных благ в гражданском законодательстве.
Нематериальные блага являются объектами личных неимущественных прав, включая такие элементы, как имя, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию и другие.
Анализ с. 2 ст. 150 ГК РФ позволяет сделать вывод, что нематериальные блага находятся под защитой ГК РФ и других законов. Перечень способов защиты, указанный в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим. Так, одним из способов защиты в случае посягательства на нематериальные блага является компенсация морального вреда.
Приведу конкретный пример. Гражданка Т. М. Мезенцева обратилась в суд, предъявив иск о возмещении морального вреда [4]. Она утверждала, что медицинская ошибка причинила её малолетней дочери физическую боль, а самой Мезенцевой — нравственные страдания, связанные с состоянием здоровья ребёнка. Мезенцева Т. В. просила признать ревакцинацию <.......> и лечение <.......> некачественно оказанной медицинской услугой, взыскать компенсацию причиненного ей и её дочери морального вреда в размерах 250000 рублей и 500000 рублей соответственно, возместить стоимость приобретенных лекарственных средств в размере 1709,60 рублей и транспортные расходы в сумме 2100 рублей. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил. Однако в дальнейшем данное решение было обжаловано в судах апелляционной и кассационной инстанций. При этом, в исках подобного рода суды либо отказывают, либо удовлетворяют заявленные требования частично. Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время недостаточно полно обеспечивается защита нематериальных благ.
Видимо, для решения данной проблемы необходимо обобщить судебную практику и разработать единую методику определения величины возмещения морального ущерба в случае нарушений нематериальных благ в различных ситуациях.
Что касается вопроса регулирования гражданским правом нематериальных благ, то он вызывает дискуссии. Противники регулирования обязательств гражданским правом, связанных с нематериальными благами, утверждают, что изначально гражданское право было ориентировано на имущественные отношения. Особенности, связанные с нематериальными благами, регулировались исключительно в рамках охранительных мер, направленных на их защиту [5]. Их аргумент состоит в том, что нематериальные блага должны только подпадать под систему защиты, и нет необходимости в их специальном правовом регулировании.
Однако я полагаю, что в настоящее время существует необходимость в регулировании нематериальных благ гражданским правом. Попробуем представить обоснование в поддержку данной позиции.
В качестве примера рассмотрим договоры, которые имеют возмездный характер и включают в себя ситуации, когда публичная личность предоставляет интервью или раскрывает информацию о своей личной жизни. Часто такие договоры не являются недобросовестными или ограничивающими правовую способность личности. Эти соглашения также означают отчуждение нематериальных благ, таких как неприкосновенность частной жизни и семейной тайны, которые принадлежат субъекту [6]. Естественно, не всеми благами можно распорядиться, данный тезис относится, например, к праву на жизнь. Хотя и здесь имеются исключения — «терроризм смертников», что для обычного правопорядка не является нормой.
Закон дает возможность самостоятельно решать, как вести себя. Исходя из этого, напрашивается вывод, что управление нематериальными благами можно осуществлять по тем же принципам, что и управление материальными благами. Необходимо учесть, что регулирование нематериальных благ может быть рискованным, например, при раскрытии личной информации. Однако важен также принцип свободы договора. В современной практике применения правовых норм о гражданско-правовом договоре используются устоявшиеся и иногда законодательно утвержденные категории [7].
В данном случае следует усовершенствовать механизмы защиты, а именно предусматривать возможность охраны нематериальных прав граждан в случае распоряжения ими от несанкционированного доступа других лиц, от их использования в корыстных целях и т. д. Принцип свободы заключения договоров подразумевает повышенные требования к поведению всех участников правовых отношений, что согласуется с принципами развитого гражданского общества. Лица, вступающие в гражданско-правовые отношения и использующие свои субъективные права, должны воздерживаться от злоупотребления свободой заключения договоров и уважать права и свободы других лиц. Их действия должны быть реализованы добросовестно, с учетом возможных последствий [8].
Хотя де-юре гражданское право защищает нематериальные блага, де-факто такая защита производится не в полной мере. Фактически, это не соответствует официальным нормам и требованиям гражданского законодательства. Хотя теоретически такое регулирование возможно, оно не находит своего закрепления в законе.
Таким образом, сегодня гражданское законодательство лишь обеспечивает защиту нематериальных благ, однако кажется, что это лишь вопрос времени. Глава 8 Гражданского кодекса Российской Федерации требует расширения с подробной системой правовых норм, нацеленных на регулирование и защиту конкретных видов нематериальных благ граждан. Кроме того, необходимо разработать унифицированный метод определения суммы компенсации за моральный ущерб в случае нарушения нематериальных благ при различных обстоятельствах.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. ст. 3301.
2. Постановление № 44Г-98/2019 4Г-1286/2019 от 29 марта 2019 г. по делу № 2–16/2018. // Судебные и нормативные акты РФ: URL: https://sudact.ru/regular/doc/T43OpwW20Lmq/ (дата обращения: 27.10.2023).
3. Андропов В. В., Гонгало Б. М., Манылов И. Е. и др. Объекты гражданских прав: постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8 Гражданского кодекса Российской Федерации / В. В. Андропов, Б. М. Гонгало, И. Е. Манылов и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2009. — 224 с.
4. Скачкова М. И. Правовая категория личных неимущественных прав в контексте совершенствования гражданского законодательства России // Российская юстиция. — 2016. — № 1. — 115 с.
5. Трофимова Т. В. Классификация нематериальных благ и ее правовое значение // Гражданское право. — 2015. — № 3. — 48 с.
6. Татаринова Е. П. Актуальные проблемы применения дефиниции гражданско-правового контракта и договора как смежных категорий // В сборнике: Гражданское право, гражданское и административное судопроизводство: актуальные вопросы теории и практики. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н. В. Корниловой. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2021. — 53–57 с.
7. Старцева И. М., Татаринова Е. П. Защита прав предпринимателей при автоматическом расторжении договора: теория и практика // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2020. — № 10 (229). — 78–81 с.
8. Шнайдт Я. Э. Понятие механизма правового регулирования хозяйственно-договорных отношений // Я. Э. Шнайдт. Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования. — Томск: Томский государственный университет, 2016. — С. 645.