Незаконная миграция является актуальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации, требующая совершенствования уголовно-правовых механизмов противодействия ей. В данной работе особое внимание уделяется несоответствию формулировок ст. 322.1 УК РФ судебной практике и международно-правовым нормам, а также проблемам отграничения предусмотренных указанной статьей преступных деяний от административных правонарушений.
Ключевые слова: незаконная миграция, содействие незаконной миграции, иностранцы, лица без гражданства.
Незаконная миграция — форма территориального перемещения мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства), когда в процессе такого перемещения или пребывания в принимающем государстве нарушаются нормы международного права и (или) внутригосударственного права соответствующих государств.
Нарушенными могут быть нормы, устанавливающие порядок, во-первых, въезда и выезда из соответствующей страны или группы стран, в том числе визовый режим; во-вторых, пребывания на территории иностранного государства; в-третьих, порядок занятия трудовой, предпринимательской деятельностью и другие нормы [1, с. 178].
Незаконная миграция является актуальной проблемой многих стран и мирового сообщества в целом, одной из угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Она порождает социальную напряженность, способствует возникновению межэтнических конфликтов, росту преступности и расширению подпольного рынка труда, серьезно ухудшает международный авторитет нашей страны. Установлена взаимосвязь незаконной миграции и терроризма, организованной преступности, коррупции [2, с. 33].
В сложившихся условиях противодействие незаконной миграции становится одной из важнейших задач в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, которая требует комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению. Противодействие ему включает различные правовые и организационные меры разных уровней (международного, национального).
При этом одним из важнейших компонентов является установление уголовной ответственности за нарушение положений законодательства, регламентирующего миграционные процессы.
Так, в 2000 году Генеральной Ассамблеей ООН принят Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, который ратифицирован Российской Федерацией (далее — Протокол) [3].
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Протокола каждое государство-участник принимает законодательные и другие меры с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, когда они совершаются умышленно и с целью получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду: незаконный ввоз мигрантов; создание условий для незаконного ввоза мигрантов; изготовление поддельного документа на въезд/выезд или удостоверения личности; приобретение или предоставление такого документа или владение им; предоставление какому-либо лицу, которое не является гражданином соответствующего государства или не проживает постоянно на его территории, возможности находиться в этом государстве без соблюдения необходимых требований для законного пребывания в нем путем использования незаконных средств; а также покушения на указанные преступления, их организацию, руководство ими или участие в них в качестве сообщника.
Указанные деяния криминализированы в различных статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), прежде всего в специальных: ст. 322.1 «Организация незаконной миграции», ст. 322.2 «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», ст. 322.3 «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации».
Между тем имеется ряд проблем в их применении.
Так, ст. 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
При этом большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, не осуществляет действия организационного характера, а способствуют совершению указанных в объективной стороне ст. 322.1 УК РФ действий, то есть фактически являются пособниками (ст. 33 УК РФ). Но при отсутствии исполнителей действия соответствующих лиц не могут быть оценены как уголовно наказуемые.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» [4] под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Россию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Россию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.
Таким образом, формулировка рассматриваемой статьи не соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации и вышеуказанным положениям Протокола.
Поэтому в ст. 322.1 УК РФ целесообразно внести изменения, предусмотрев уголовную ответственность за содействие незаконному въезду в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконному пребыванию в России или незаконному транзитному проезду через территорию Российской Федерации, что будет соответствовать сложившейся судебной практике и международно-правовым нормам.
Кроме того, такие изменения в формулировках важны для эффективной борьбы с отельными видами содействия незаконной миграции, например путем фиктивных браков для получения вида на жительство, которые актуальны для многих российских регионов [5, с. 6].
Также, следует согласиться с позицией отдельных авторов, считающих, что деяния, предусмотренные в ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), являются частным случаем «организации незаконного пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации» [6, с. 60].
При этом, предлагаемый ими в качестве критерия разграничения административных правонарушений и преступлений, количественный показатель, когда совершение отдельного правонарушения — административная ответственность, а совокупность деяний, объединенных единым умыслом, — уголовная [7, с. 23], представляется сложно реализуемым практически и необоснованным, поскольку прямо противоречит примечанию к ст. 18.9 КоАП РФ, предусматривающему, что в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Учитывая актуальность и повышенную общественную опасность незаконной миграции, в настоящее время представляется обоснованным привлечение физических лиц к уголовной ответственности за совершение действий, указанных в ст. 322.1 УК РФ, а юридических лиц за совершение таких же действий к административной, в связи с чем, внести соответствующие изменения в законодательство.
Таким образом, незаконная миграция является актуальной проблемой многих стран, и угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Противодействие ей требует комплексного подхода, включая повышение эффективности уголовно-правовых методов борьбы, в том числе дифференциации уголовной и административной ответственности в сфере противодействия незаконной миграции и точности дефиниций, что требует корректировки уголовного и административного законодательства.
Литература:
- Кечеруков, Р. К. Понятия «незаконная миграция» и «незаконный мигрант» в уголовном праве / Р. К. Кечеруков. — Текст: непосредственный // Общество и право. — 2011. — № 5. — С. 177–179.
- Хабибулин, А. Г. Противодействие незаконной миграции: проблемы безопасности и правообразования / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов. — Текст: непосредственный // Миграционное право. — 2022. — № 1. — С. 32–35.
- Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Протокол от 15 ноября 2000 года: принят в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121710/ (дата обращения: 30.09.2023).
- О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года № 18 [Электронный ресурс] Режим доступа: http: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357060/ (дата обращения: 30.09.2023).
- Кожевников, К. М. Борьба с незаконной миграцией требует новых подходов / К. М. Кожевников. — Текст: непосредственный // Законность. — 2011. — № 9. — С. 6–7.
- Дядюн, К. В. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК, от смежных административных проступков / К. В. Дядюн. — Текст: непосредственный // Законность. — 2012. — № 9. — С. 57–62.
- Козлов, В. Ф. Особенности субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации / В. Ф. Козлов. — Текст: непосредственный // Миграционное право. — 2010. — № 1. — С. 20–24.