В данной статье рассматриваются актуальные вопросы уголовного предупреждения противоправных деяний, связанных с экстремистской деятельностью. В связи с вступлением в законную силу в 2015 году нового Уголовного кодекса Республики Казахстан проводится сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством таких общественно опасных деяний. Согласно новому перечню экстремистских преступлений раскрывается уголовно-правовая характеристика рассматриваемых составов уголовных правонарушений.
Ключевые слова: экстремизм, противоправное деяние, экстремистские преступления, экстремистская деятельность, экстремистская группа, конституционный строй, национальная безопасность, политическая система.
В Послании Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в числе приоритетных задач определено противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма [1, с 5].
Проблема терроризма и экстремизма к настоящему времени представляет одну из серьёзных угроз национальной безопасности Республики Казахстан. Очевидно, что экстремизм представляет прямую угрозу конституционному строю, разрушает целостность и безопасность любой страны, подрывает идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности. В настоящее время экстремизм обладает способностью проникать во все сферы жизни общества, тем самым наравне с международной безопасностью, подрывает внутреннюю стабильность государства. При этом под экстремизмом традиционно принято понимать приверженность к крайним радикальным взглядам, идеям и целям, достижение которых осуществляется нелегитимными, насильственными средствами и методами.
Экстремизм следует признавать социально-политическим и правовым явлением, проявляющимся в деятельности отдельных лиц. Групп и организаций, чья идеология основана на определенной системе взглядов, воззрений и убеждений, которые осуществляют достижение противоправных целей незаконными способами и средствами.
В современной международной жизни все большую роль играет центрально-азиатский регион, который становится ареной активного проникновения и столкновения интересов различных государств. Это в первую очередь, связано с тем, что с обретением независимости республики Центральной Азии и Казахстан, в частности, столкнулись с такой проблемой, как обеспечение региональной и национальной безопасности. Прежде всего, это обусловлено возникновением здесь такого явления как экстремизм, сила распространения которого, связана с географическим положением этих государств, вблизи так называемых «районов нестабильности», охватывающих Ближний Восток и Афганистан. Именно здесь как показали время и факты, концентрируются основные источники этого крайне опасного явления [2].
Реально складывающаяся социально-политическая напряженность в Центрально-азиатских республиках вызывает настоятельную необходимость разработки более эффективных путей нейтрализации исследуемой угрозы в контексте обеспечения национальной безопасности Казахстана, а также системы предупреждения преступлений, содержащих признаки экстремизма.
Как подчеркивает Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, «экстремизм в Казахстане — явление, которое у нас масштабно не проявилось, но, в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может появиться и у нас, если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту потенциальную угрозу. Для поликонфессионального Казахстана феномен экстремизма имеет равновеликую значимость для внутренней и внешней политики государства, ибо от объективности его понимания со стороны передовой общественности и представителей разных конфессий во многом зависит не только общественно-политическая ситуация внутри страны, но и характер отношений со многими государствами мира» [1].
Для устранения или предотвращения появления конкретной угрозы национальных интересов приходится прибегать к той или иной защите по обеспечении безопасности. В рамках противодействия экстремизму и терроризму сегодня Казахстан официально присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ, СНГ, РАТС, ШОС и ОДКБ. В законодательной сфере был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие терроризму, в том числе религиозному экстремизму. Так, с июля 1999 г. в стране действует Закон «О противодействии терроризму», Закон РК от 18 февраля 2005 г. «О противодействии экстремизму», с 11 октября 2011 г. действует новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», Указом Президента РК от 24 сентября 2013 г. утверждена «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013–2017 годы».
Преломляя экономические трудности, религиозные, национальные, этнические противоречия любого общества в политическую плоскость, идеологи экстремизма используют их в качестве инструмента и средства для разжигания конфликтов, создавая реальную угрозу национальной безопасности Казахстана. В этой связи, в целях охраны общественной безопасности, порядка, целостности территории, уголовное законодательство определяет перечень общественно опасных деяний, как экстремистские преступления.
Ранее, в уголовном законе 1997 года перечень преступлений с признаки экстремизма. Исчерпывающий перечень преступлений, содержащих признаки экстремизма, представлен в примечании к ст. 41. УК РК.
- возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой и религиозной вражды, (ст.164 УК РК);
- насильственный захват власти или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан (ст.168 УК РК);
- вооруженный мятеж (ст.169 УК РК);
- призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан (ст.170 УК РК);
- диверсия (ст.171 УК РК);
- финансирование экстремизма или террористической деятельности (ст.233–3 УК РК);
- организация незаконного военизированного формирования (ст. 236 УК РК);
- создание или участие в деятельности незаконных общественных и других объединений (ч. 2,3 ст.337 УК РК);
- организация деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности, или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма (ст.337–1 УК РК) [3].
В июле 2014 года принят новый Уголовный кодекс, где в ст. 3 п. 40 появился термин «экстремистские преступления — деяния, предусмотренные статьями 174, 179, 180, 181, 182, 184, 258, 259, 260, 267, 404 (ч.2,3) и 405»:
- ст. 174 — «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»;
- ст. 179 — «Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан»;
- ст. 180 — «Сепаратистская деятельность»;
- ст. 181 — «Вооруженный мятеж»;
- ст. 182 — «Создание, руководство экстремистской группы или участие в ее деятельности»;
- ст. 184 — «Диверсия»;
- ст. 258 — «Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму»;
- ст. 259 — «Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности»;
- ст. 260 — «Прохождение террористической или экстремистской подготовки»;
- ст. 267 — «Организация незаконного военизированного формирования»;
- ст. 404 — «Создание, руководство и участие в деятельности незаконных общественных и других объединений»;
- ст. 405 — «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма». [4].
Обратим внимание, на некоторые изменения нового уголовного законодательства в понимании экстремистских преступлений.
Таким образом, нового Уголовного кодекса РК уже предусматривает 12 составов экстремистских преступлений.
Непосредственным объектом данных преступлений являются общественные отношения, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства. В проекте нового Уголовного кодекса Республики Казахстан это Глава 5 «Уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства»
Другой смысл приобретает ст. 179 нового УК Республики Казахстан
«Пропаганда или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват ил удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан». Если проводить параллель между статьями старого уголовного законодательства можно отметить, что данная норма к некоторой степени содержит элементы ст. 168 ранее действовавшего УК Республики Казахстан «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан» и ст. 170 УК Республики Казахстан «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан». Однако, в объективную сторону указанного преступления внесены существенные изменения. Так, по ч. 1 ст. 179 нового УК Республики Казахстан, объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями: пропаганда или публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти в нарушение Конституции Республики Казахстан, подрыву безопасности государства либо насильственному изменению конституционного строя Республики Казахстан, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого содержания. Новыми в данной статье являются действия, которые обозначают уголовную ответственность за пропаганду противоправных деяний и действия по изготовлению, хранению с целью распространения материалов такого содержания. То есть, кроме публичных призывов лицо по новому уголовному законодательству будет привлекаться и за распространение идей и взглядов в неопределенному кругу лиц, если в содержании его речи ориентировано на насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан, подрыв безопасности государства либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан. Кроме того, следует отметить, что внесение таких противоправных действий как изготовление, хранение с целью распространения материалов такого содержания (по насильственному захвату, удержанию власти и т. д.) переносит стадию приготовления к оконченному составу преступления. В этом виде конструкция состава преступления приобретает усеченный характер.
Ч. 2 ст. 179 УК Республики Казахстан содержит квалифицирующие признаки: те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей, группой лиц или группой лиц по предварительному сговору.
Диспозиция частей 3 и 4 ст. 179 УК Республики Казахстан идентична со ст. 168 ранее действовавшего уголовного кодекса. Изменению подвергнуты только санкция ч. 4 ст. указанной статьи. Так, за осуществление представителями иностранного государства, международной или иностранной организации полномочий, находящихся в компетенции уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан в качестве наказания предусмотрен штраф в размере от трех до семи тысяч месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до 7 лет, либо лишение свободы на тот же срок.
В уголовном кодексе появилось уголовная ответственность за сепаратистскую деятельность. Относительно введения на первый взгляд нового состава ст. 180 УК Республики Казахстан «Сепаратистская деятельность», следует отметить, что данная норма к некоторой степени граничит со ст. 170 ранее действовавшего УК Республики Казахстан «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан», где объектом уголовно-правовой охраны являлись общественные отношения, посягающие на неприкосновенность и неотчуждаемость территории Республики Казахстан. Но все же, новая норма уголовного закона расширяет противоправные действия и дает другую формулировку. Так, по ч. 1 ст. 180 нового УК Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за пропаганду или публичные призывы к нарушению унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории либо дезинтеграции государства, а равно изготовление, хранение с целью распространения или распространение материалов такого содержания. По ч. 2 указаны квалифицирующие признаки: те же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей, либо группой лиц или группой лиц по предварительному сговору. Более того, в части 3 данной статьи содержится норма, которая указывает, что лицо привлекается к уголовной ответственности за действия совершенные с целью нарушения унитарности и целостности Республики Казахстан, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории либо дезинтеграции государства.
Состав преступления, ранее предусмотренный ст. 169 УК Республики
Казахстан, а в настоящее время ст. 181 УК Республики Казахстан «Вооруженный мятеж». Так, ранее объективная сторона преступления содержала две формы: организация вооруженного мятежа и активное участие в вооруженном мятеже; а субъективной стороны обозначала обязательные цели как свержение или насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан либо нарушение территориальной целостности Республики Казахстан.
Под целью свержения конституционного строя Республики Казахстан понимается стремление насильственным путем упразднить основы конституционного строя, закрепленные в разделе 1 Конституции Республики Казахстан, ликвидировать права и свободы, закрепленные в разделе 2 Конституции Республики Казахстан, и установить общественный и государственный строй, не соответствующий Конституции Республики Казахстан.
Цель насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан предполагает стремление оружием и иными насильственными средствами упразднить конституционные институты, органы и учреждения и заменить их институтами, органами и учреждениями, не предусмотренными Конституцией Республики Казахстан.
Нарушение целостности имеет целью намерение насильственно отторгнуть часть территории Республики Казахстан с провозглашением её независимости от Республики Казахстан или присоединения к иностранному государству.
Мотивы преступления могут быть различными: политическими, националистическими, карьеристскими и т. д., они на квалификацию не влияют.
В новом уголовном кодексе Республики Казахстан ст. 181 УК РК «Вооруженный мятеж» формы вооруженного мятежа разграничены частями статьи. Так, по ч.1 ст. 181 УК Республики Казахстан предусмотрена форма — организация вооруженного мятежа; по ч. 2 ст. 181 УК РК — участие в вооруженном мятеже. Признак активного участия выпадает из диспозиции статьи. Более того, с субъективной стороны организация вооруженного мятежа характеризуется обязательными целями: свержение или изменение конституционного строя либо нарушения унитарности и целостности Республики Казахстан, а также неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, а равно захвата или удержания власти. Санкция за данное противоправное деяния по ч. 1 ст. 181 УК Республики Казахстан предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Так, новый уголовный кодекс РК вводит новое, ранее неизвестное закону преступление по ст. 182 УК РК «Создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности». Наряду с существующими формами соучастия как организованная группа, преступное сообщество, транснациональная организованная группа, транснациональное преступное сообщество, террористическая группа, банда появляется вид как экстремистская группа. В отличие от российского законодательства, где до сих пор идут споры о понятии «экстремистского сообщества» за аналогичное преступление, проект Уголовного кодекса в статье 9 дает определение «экстремистская группа — организованная группа, преследующая цель совершения одного или нескольких экстремистских преступлений».
Объективная сторона по ч. 1 ст. 182 проекта УК РК предусматривает уголовную ответственность за создание и руководство экстремистской группой. В ч. 2 указанной статья ответственность за участие в деятельности экстремистской группой или в совершаемых ею преступлениях. Часть 3 ст. 182 УК РК содержит квалифицирующие признаки, когда при создании, руководстве либо участии в экстремистской группе лицо использует свое служебное положение либо является лидером общественного объединения.
В качестве поощрительной нормы в примечание к этой статье указано, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления.
Субъектом преступления выступает физическое, вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.
В ст. 405 УК РК «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма» диспозиции дополнены словами «…или терроризма». Таких образом, запрещается организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.
Санкции рассмотренных статей существенно изменены и дополнены.
В этой связи, закрепленные в новом Уголовном кодексе нормы, предусматривающие ответственность за экстремистские преступления являются действенным средством и правовым орудием в противодействии экстремизма.
Литература:
1. Назарбаев Н. А. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. 14.12.2012.
2. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии // Косиченко А. Г., Ашимбаев М. С. и др. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — с.139.
3. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года. Изд.: Юрист, Алматы — 286 с.
4. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 204 года. Изд.: Юрист, Алматы — 374 с.