Библиографическое описание:
Качалова, Г. А. Методический анализ школьных учебников по алгебре (7-9 классов) в контексте содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» / Г. А. Качалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 376-378. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6261/ (дата обращения: 07.05.2025).
- Программа по математике средней общеобразовательной
школы в явном виде не упоминает о содержательно-методической
линии «Задачи с параметрами», однако упомянутая
линия присутствует в школьном курсе математики, а также
является неотъемлемым компонентом ГИА (задание части 2) и ЕГЭ
(уровень С5).
-
Анализ результатов сдачи ГИА и ЕГЭ,
относительно содержательно-методической линии «Задачи
с параметрами» позволяет нам сделать следующие выводы
о том, что [2]:
-
экзаменуемые неспособны математически
грамотно и ясно записать решение соответствующих
задач, проводить необходимые пояснения и обоснования;
-
экзаменуемые с трудом справляются с заданиями,
в которых необходимо применить хорошо
известный им алгоритм в чуть изменившейся ситуации
(именно это и является характерным признаком задач
с параметрами);
-
экзаменуемые не умеют проводить
доказательные рассуждения при решении
рассматриваемых задач (в особенности, при решении квадратных
уравнений и неравенств с параметром), выстраивать
аргументацию при доказательстве известных
фактов, записывать математические
рассуждения, доказательства.
- Цель данной статьи — представление
анализа школьных программ по алгебре 7–9 классов
и установление соответствия между значимостью изучения
содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»
и конкретным учебным временем отводимым на изучение названной
линии.
-
Итак, открывая учебники алгебры для учащихся 7, 8, 9
классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под
редакцией Мордковича А. Г.
мы не увидим ни одного параграфа имеющего название: «Задачи
с параметрами» или «Уравнения и неравенства
с параметрами». Само же понятие «параметр» и
«уравнение с параметром» приведено в учебнике
алгебры за 8 класс в главе 4
«Квадратные уравнения» в § 25 «Формулы корней
квадратных уравнений» в таком виде [6]:
-
«Решить уравнение
. -
Это квадратное уравнение отличается от всех
рассмотренных до сих пор квадратных уравнений тем, что в роли
коэффициентов выступают не конкретные числа, а буквенные
выражения. Такие уравнения названы уравнениями с буквенными
коэффициентами или уравнениями
с параметрами».
-
В тексте параграфа разобраны 2 примера на решение
уравнений с параметром. В задачнике к § 25 «Формулы
корней квадратных уравнений» представлено 48 заданий, 5 из
которых посвящены уравнениям с параметром. Далее мы встречаем
разбор одного примера с параметром в главе 5 «Неравенства»
в § 34 «Решение квадратных неравенств» в котором
требуется определить количество корней в зависимости от
значений параметра. В задачнике к § 34 «Решение
квадратных неравенств» представлено 46 заданий в 8 из которых
представлены неравенства параметром [7].
-
В учебниках алгебры для учащихся 7 и 9 классов
(базовый уровень) под редакцией
Мордковича А. Г. уравнения и неравенства с параметром
не представлены.
-
Часов отводимых на изучение содержательно-методической
линии «Задачи с параметрами» в учебной
программе не прописано, т. е. данные задачи если и включены
в какие-либо темы, то с пометкой «повышенной
сложности» и на уроках алгебры чаще всего не
рассматриваются.
-
Проанализируем далее учебники
алгебры для учащихся 7–9 классов под редакцией
Мордковича А. Г. профильного уровня.
Здесь содержательно-методической линии «Задачи с параметрами»
безусловно присутствует в явном виде как и часы отводимые
на ее изучение.
-
В учебнике для учащихся 8 класса с повышенным
уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах
в главе 6 «Алгебраические уравнения» § 39
имеет название «Задачи с параметрами», число часов
отводимое на его изучение равняется 6 [10]. В тексте параграфа
разобрано 5 примеров и приведены замечания, также дано
определение параметра. «Если дано уравнение f(x,
a) = 0, которое надо
решить относительно переменной х и
в котором буквой а обозначено
произвольное действительное число, то говорят, что задано уравнение
с параметром» [8]. В задачнике
представлено 83 задания к этому параграфу [4].
-
В учебнике для 9 класса с повышенным уровнем
математической подготовки в общеобразовательных школах
Мордковича А. Г. в главе 1 «Неравенства с одной
переменной. Системы и совокупности неравенств» § 7
также имеет название «Задачи с параметрами» [9],
число часов отводимое на изучение равняется 6 [10]. В тексте
параграфа разобрано 3 примера.
-
Пример 1 — на количество корней квадратного
уравнения в зависимости от параметра; пример 2 —
представляет уравнение с параметром и модулем; пример 3 —
система неравенств с параметром. В задачнике представлено
76 заданий к этому параграфу [3].
-
В учебниках алгебры за 7 класс и 9 класс
с повышенным
уровнем математической подготовки в общеобразовательных школах
Мордковича А. Г. задачи с параметром не представлены.
-
Что касается учебников алгебры под редакцией
Теляковского С. А.
(базовый уровень, 7 класс), то мы не увидели никакой теории по
задачам с параметрами, сами же задания на уравнения
с параметром в учебнике присутствуют, но отмечены как
«трудная задача». Число заданий с параметрами
составляет 5 % от общего числа задач учебника.
-
В учебнике 8 классе, названного автора, присутствует
пункт 27 «Уравнения с параметром» с пометкой
вначале пункта «Для тех, кто хочет знать больше», т. е.
данный пункт не разбирается на уроках алгебры в классе. Здесь
приведено 2 примера на решение уравнений с параметром [1].
-
В учебнике 9 класса дело обстоит также как и в
учебнике за 7 класс.
-
Итак, нами установлено, что содержательно-методической
линии «Задачи с параметрами» и часы отводимые
на ее изучение присутствуют только в учебниках алгебры
профильного уровня, во всех остальных же учебниках уравнения
и неравенства с параметрами находится в разделе
«трудных задач» или «задач повышенной сложности»,
что приводит к «обеднению» школьного курса алгебры.
-
Отметим, что задачи с параметрами (в частности
уравнения и неравенства с параметрами) обладают большим
потенциалом в развитии исследовательских умений таких, как
умение наблюдать, анализировать, выдвигать и доказывать
гипотезу, обобщать и др. Данные задачи играют важную роль
в формировании логического мышления и математической
культуры как у школьников, так и у студентов.
-
Проанализировав диссертационные исследования, учебные
пособия и программы (посвященные задачам с параметрами),
а также государственные образовательные стандарты отметим
следующее [5]:
-
Во-первых, задачи
с параметрами полностью отсутствуют в учебных программах
основной средней школы.
-
Во-вторых, задачи
с параметрами являются наиболее сложными в техническом
плане (как с позиции школьников, так и с позиции учителей
математики).
-
В-третьих, овладение
школьниками методами решения задачи с параметрами ведет к более
глубокому пониманию всего школьного курса математики.
-
В-четвертых, благодаря своей
высокой диагностической и прогностической ценности задачи
с параметрами:
-
развивают у учащихся логическое мышление;
-
формируют математическую культуру учащихся;
-
помогают учащимся в овладении техники
исследования;
-
позволяют учителю выявить нестандартность мышления
учащегося;
-
наталкивают учащихся проводить элементарные
математические рассуждения;
-
открывают перед учащимися значительное число
эвристических приемов.
- Задачи с параметрами позволяют сформировать
ключевые компетенции,
применимые как в учебной, так и в будущей профессиональной
деятельности:
-
использование приобретенных знаний и умений
в практической деятельности и повседневной жизни;
-
проведение анализа ситуаций;
-
планирование своей деятельности;
-
осуществление самоконтроля;
-
планирование и выбор более рационального решения;
-
работа с учебной и научной литературой;
-
систематизация знания по теме, решение и составление
аналогичных задачи и др.
- Целенаправленное использование задач с параметрами
позволяет развивать и диагностировать развитие ряда предметных
компетенций учащихся.
-
Выполнять вычисления и преобразования.
-
Решать уравнения и неравенства, в том числе:
- находить область допустимых значений;
-
приводить дроби к общему знаменателю;
-
приводить подобные слагаемые;
-
производить проверку принадлежности корней уравнения
области допустимых значений;
-
применять метод группировки слагаемых;
-
свободно владеть формулами сокращенного умножения и др.
- Выполнять действия с функциями.
-
Выполнять действия с геометрическими фигурами,
координатами и векторами.
-
Строить и исследовать простейшие математические
модели.
- К сожалению, на сегодняшний день, подготовить даже
очень сильных учащихся к выполнению задач с параметрами
в условиях базовой школы не представляется возможным. Для этого
необходим акцент на развитие вариативности математического
образования, серьезная кружковая, факультативная и т. п.
работа под руководством специально
подготовленных преподавателей [2].
-
- Литература:
-
Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /
под ред. С. А. Теляковского. — М.: Просвещение,
2007. — 271 с.
-
Аналитический отчет предметной комиссии о результатах
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по
математике / Н. А. Зорина,
Л. А. Жигулев — СПб.: СПбАППО,
2012. — 19 с.
-
Звавич Л. И. Алгебра. 9 класс: задачник
для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. И. Звавич,
А. Р. Рязановский, П. В. Семенов. —
М.: Мнемозина, 2008. — 336 с.
-
Звавич Л. И. Алгебра. 8 класс: задачник
для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. И. Звавич,
А. Р. Рязановский. — М.: Мнемозина, 2008. —
271 с.
-
Качалова Г. А. О необходимости
включения содержательно-методической линии «Задачи
с параметрами» в учебный модуль «Основы
математики» // Materiały
Międzynarodowej
Naukowi-Praktycznej
konferencji
Postępów
w nauce.
Nowe poglądy, problemy,
innowacje. 29.07.2012. — 31.07.2012. Część
2. — Łódź, 2012. — С.
67–70.
-
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч.
Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /
А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2009. —
215 с.
-
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс. В 2 ч.
Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений /
[А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. —
М.: Мнемозина, 2009. — 255 с.
-
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс: учеб.
для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович,
Н. П. Николаев. — М.: Мнемозина, 2008. —
240 с.
-
Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс: учеб.
для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Г. Мордкович,
Н. П. Николаев. —М.: Мнемозина, 2008. —
255 с.
-
Программы. Математика. 5–6 классы. Алгебра. 7–9
классы. Алгебра и начала математического анализа. 10–11
классы. / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. —
М.: Мнемозина, 2009. — 63 с.
Основные термины (генерируются автоматически): параметр, задача, уравнение, учебник алгебры, содержательно-методическая линия, класс, базовый уровень, математическая подготовка, повышенный уровень, текст параграфа.