Долевая собственность: проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Долженкова, О. В. Долевая собственность: проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения и пути их решения / О. В. Долженкова, Е. А. Титкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6135/ (дата обращения: 23.12.2024).

Правительством Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с которым предполагается отмена деления земель на категории. Казалось бы, в связи с этим обстоятельством тема данной статьи является неактуальной. Но данному предубеждению противоречат следующие факты. Мнения экспертов разделились: кто-то считает, что этот законопроект не сможет заработать, если не внести изменения в существующие законы, кто-то полагает, что мера позволит значительно сократить сроки девелопмента участков, другие уверены, что все это, напротив, усложнит ситуацию и приведет к еще большему подорожанию земельных участков. Поэтому, принятие данного закона на сегодняшний день стоит под большим вопросом.

В связи с рассмотренными выше обстоятельствами можно сделать вывод, что проблемы, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения очень актуальны на сегодняшний день. И являются одним из основополагающих фактов в вопросах формирования, принятия или отклонения проекта закона об отмене категорий земель.

Перейдем к непосредственному рассмотрению данного вопроса и для начала определим, что подразумевается под понятием «оборот земель сельскохозяйственного назначения».

Понятие земель сельскохозяйственного назначения прописано в «Земельном кодексе Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ. «Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции».

Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.

В 90-е гг. 20 в. земли бывших совхозов и колхозов страны были разделены на земельные доли и распределены между работниками колхозов (совхозов) на праве собственности. Однако значительное количество собственников земельных долей до сих пор не зарегистрировали данное право.

В результате отсутствия государственной регистрации складывается ситуация, когда ни собственник земельной доли, ни фактический пользователь земельных участков, которые образованы в счет земельных долей, не несут ответственности за эффективное использование данных участков. Кроме того, большое количество земельных долей являются невостребованными, и земельные участки, состоящие из них, не используются по целевому назначению. Неиспользование земель сельхозназначения, состоящих из невостребованных земельных долей, приводит к непоступлению земельных платежей в бюджеты всех уровней и потере значительного количества сельскохозяйственной продукции.

Почти 1/3 земель сельскохозяйственного назначения на протяжении последних 10 лет принадлежит таким собственникам. По данным Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на 2011г.: 26,6 млн. га (6,8 % всех сельхозземель, или 22,1 % земель, находящихся в частной собственности) приходится на невостребованные земельные доли. Ещё 6,6 млн. га (1,7 % сельхозземель, 5,5 % частных земель) находятся во владении лиц, которые, получив документы на землю в 1996 г., никогда земельной долей не распоряжались.

Возможно, нежелание оформить землю в собственность или отказаться от прав на нее связано с большими административными, правовыми, финансовыми трудностями оформления.

Сельхозорганизации часто не имеют финансовых ресурсов для оформления сделок с собственниками земельных долей и участков: это требует подготовки геодезических карт, оплаты работ на местности и др. Доходы сельхозпроизводителей часто не позволяют оплачивать высокую арендную плату, покупать земельные доли и участки (зато такие затраты часто могут себе позволить те, кто планирует вести на этих землях строительные и монтажные работы). В итоге, лишь около 10 % земельных угодий, находящихся в собственности граждан или организаций, оформлено в соответствии с требованиями законодательства и используются по назначению.

Процедура оформления земельного пая достаточно сложная, особенно, если участки дольщиков в натуре не выделены. Необходимо:

  • Подать объявления в районную и областную газеты о намерении выделить принадлежащий земельный пай из общедолевой собственности.

  • Через месяц после подачи объявлений, нужно провести собрание всех дольщиков. На собрании согласовать все параметры выделяемого земельного участка, зафиксировав все в протоколе собрания, подписанном всеми участниками.

  • Провести работы по межеванию земельного участка.

  • Получить кадастровый номер участка и кадастровые планы своего земельного участка.

  • После оформления всех документов подать заявления в Регистрационную палату на получение свидетельства на право собственности земельного участка.

Частично эти проблемы решает Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее закон № 435-ФЗ).

В предыдущей редакции Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорилось, что договор аренды заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, которое действует на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или нотариально. Теперь такой договор может подписать лицо, уполномоченное решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком. Конечно, если условия договора соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

Внесены изменения, касающиеся стоимости приобретения земель. Закон № 435-ФЗ снизил цену для приобретения сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, прав собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Цена приобретения в собственность устанавливается субъектом РФ, но не выше определенного порога. Сейчас цена приобретения ограничена 15 % кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Более того, субъекты РФ вправе своими законами установить случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Все эти нововведения играют важную роль в развитии оборота земель сельскохозяйственного назначения. Но, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо и дальше прогрессировать в этой области.

Наряду с упрощением процедуры оформления прав целесообразно было бы установить предельный срок оформления земельных долей в собственность. Так, например, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541–1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном и государственном жилищном фонде, вправе приватизировать эти помещения до 1 марта 2013 г. Следует полагать, что с введением подобных временных ограничений для оформления в собственность земельных долей землепользователи и (или) их правопреемники ускорят этот процесс. Кто не успеет зарегистрировать право собственности на земельную долю, тот будет лишен прав на данный участок.

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010№ 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» в некоторой степени решает проблему неиспользования земель сельхозназначения. Согласно указанному Закону установлено два случая принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственников в судебном порядке.

  1. Если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки.

  2. Если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Остается проблемой доказательство неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение трех и более лет. В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Основанием проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения собственником ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения. По всем остальным основаниям внеплановые проверки могут осуществляться только при согласовании с прокуратурой, в случаях возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде и т. д.

Такая систематичность проверок органами государственного земельного контроля является неэффективным способом борьбы с неиспользованием земель. Так как в результате их проведения проблематично собрать достаточный материал, который свидетельствует о неиспользовании земельного участка более трех лет подряд.

Необходимо создать систему учета и контроля использования земель сельскохозяйственного назначения, суть которой будет заключаться в ежегодном сборе информации о культурно-техническом состоянии земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. Результаты проведенных исследований должны быть общедоступны, в том числе опубликованы на специальном сайте в сети Интернет. Факты неиспользования или нерационального использования земельных участков сельхозназначения, снижения почвенного плодородия, ухудшения экологической обстановки должны направляться в органы государственного земельного контроля и органы местного самоуправления. Результаты таких исследований должны учитываться как фактическое доказательство неиспользования земельных участков и приниматься во внимание судами при принятии решений об изъятии земельных участков.

Остается надеяться, что освещенные проблемы в ближайшем времени будут урегулированы Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другими законодательными актами Российской Федерации. Внесенные изменения и дополнения позволят использовать по назначению огромные площади бесхозных, необрабатываемых сельскохозяйственных земель, находящихся в долевой собственности, в целях увеличения доходов местных бюджетов от использования указанных земель и вовлечения их в гражданский оборот.


Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ: принят ГД ФС РФ 28.09.2001.

  2. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: принят Государственной Думой 26.06.2002 года, одобрен Советом Федерации 10.07.2002 года.

  3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: принят Государственной Думой 19.11.2008 года, одобрен Советом Федерации 22.11.2008 года.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, земельный участок, Российская Федерация, земля, долевая собственность, участок, доля, внесение изменений, оборот земель, собственник.


Похожие статьи

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Проблемы представительства в гражданском судопроизводстве: проблемы и пути решения

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Механизм правового регулирования реорганизации корпораций: проблемы теории и практики

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Похожие статьи

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Экономический анализ предприятия и проблемы реализации внутрифирменного бюджетирования

Проблемы представительства в гражданском судопроизводстве: проблемы и пути решения

Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики)

Правовое регулирование планирования доходов федерального бюджета: проблемы теории и практики

Механизм правового регулирования реорганизации корпораций: проблемы теории и практики

Возможность реабилитации в уголовном процессе по делам частного производства: особенности, основания и проблемы

Финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций: проблемы, оценки

Задать вопрос