В статье раскрываются положительные и отрицательные личностные качества, которые играют большую роль в жизни человека и его окружающих. Положительные личностные качества правителя должны привести к благоденствию граждан государства, что доказывается в поэме «Кыссаи Йусуф» средневекового булгарского поэта-просветителя Кул Гали.
Ключевые слова: Кул Гали, «Кыссаи Йусуф», утопизм, гуманность, средневековье, Волжская Булгария.
The article reveals the positive and negative personal qualities that play an important role in the life of a person and those around him. The positive personal qualities of the ruler should lead to the well-being of the citizens of the state, which is shown in the poem «KKissai Yusuf» by the medieval Bulgarian poet-educator Kul Gali.
Keywords: Kul Gali, «Kissai Yusuf», utopianism, humanity, Middle Ages, Volga Bulgaria.
Основным в утопической гуманистической мысли является построение справедливого государства, которое держится на соблюдении всеми гражданами установленных законов. В своем произведении «Кыссаи Йусуф» поэт и просветитель Кул Гали также рисует устои гуманного общества, что заключается в раскрытии особенностей управления государством, а также сытной жизни граждан. До Кул Гали мысль об гуманном утопическом обществе была выдвинута просветителем XI в. Юсуфом Баласагуни. «Представления о справедливости в тюркском средневековье явились важным этапом и большим вкладом в становление и развитие всеобщей гуманистической утопической мысли» [1, с. 176].
На примере Йусуфа булгарский поэт освещает проблему идеального правителя, который заботится о благосостоянии своего народа. Образ идеального правителя воплощается в главном герое поэмы Йусуфе, который постоянно заботится о жизни и быте граждан государства, планирует экономику, чтобы спасти народ от голодной смерти. «Кул Гали, являясь современником Низами, Руставели, автора знаменитого «Слова о полку Игореве», мастерски синтезировал гуманистические педагогические мысли Востока и эстетико-этический опыт тюркского народа раннего средневековья» [2, с. 108].
Благородные качества в Йусуфе воспитывались с самого детства, куда относятся справедливость и честность. Впервые о нем говорится, когда ему было одиннадцать лет. Почему именно в таком возрасте начинает поэт рисовать его образ? Дело в том, что по мусульманским традициям ребенок должен начать молиться и читать намаз именно в этом возрасте, т. е. мальчик начинает осознавать свою сущность.
Однажды Йусуф видел сон, который был трактован отцом к тому, что он станет правителем, а все одиннадцать братьев будут ему служить. Йусуф не хотел рассказать о таком сне своим братьям, но те заставили его раскрыться, чем и проявили свою нечестность, обманывая младшего брата. Мальчик остается в смятении и перед выбором: рассказать правду о сне или обмануть братьев? Под нажимом братьев Йусуф раскололся, он проявил жалость и сожаление по отношению к братьям, в чем также состоит его гуманность. В этом эпизоде он оказался честным и справедливым, не умеющим хитрить и врать.
Этот сюжет поэмы доказывает, что поэт-просветитель Кул Гали хорошо понимал необходимость воспитания положительных качеств у человека с самого юного возраста. Эти качества накапливаются в людях постепенно в ходе решения маленьких, на первый взгляд, незначительных проблем, в решении которых следует проявить соответствующий благородный выбор. В то же время, когда запрещено о чем-либо говорить честно, то Йусуф открыто заявляет об этом и умеет сдержать секрет, не поддаваясь никаким ухищрениям.
Основной герой поэмы Йусуф во всем проявляет честность и правдивость, не подозревая о предательских планах братьев, он отправляется с ними на прогулку с благославления отца. Йусуфу характерны такие качества, как романтика и жизнелюбие, которые поддерживают человека в его трудные минуты, затем держат человека в тонусе, повышенном настроении, способствуют добиться социальных высот, положительному отношению к людям и гарантируют счастливую жизнь до конца дней.
Решение братьев убить Йусуфа бесповоротное. Узнав об этом, Йусуф проявляет также честность: он достойно и мужественно решает встретить свою смерть. Главный герой Йусуф улыбается озлобленному брату Шамгуну, который бросился на него с ножом. Улыбку он объясняет тем, что все братья ему даны Всевышним, и он не мог даже предположить, что они смогут с ним так поступить. Рядом со своими десятью братьями он чувствовал себя в безопасности, думал, что они подобны львам, рядом с которыми ничего не может случиться. В то же время Йусуф доказывает, что, если б он имел тысячи душ, то пожертвовал бы все своим братьям, раз уж они решили от него избавиться. В таком признании героя также проявляется честность и правдивость, гуманное отношение к своим родственникам.
Поэт-гуманист Кул Гали проявляет веру в благотворное влияние доброты и красоты на развитие самой личности и изменение судеб людей. Слова Йусуфа о готовности отдать душу своим братьям ослабели позицию Йахуды. Будучи отрицательным героем в начале поэмы, как и все братья, Йахуда под влиянием Йусуфа меняется в положительную сторону. Миролюбивость и доброта Йусуфа растрогали душу Йахуды, у которого родились такие чувства, как жалость к ближнему, сострадание и, наконец, совесть, в результате чего он решает помочь Йусуфу и предотвратить его смерть. Такое его решение связано с рядом причин: 1) все рано или поздно предстанут перед Творцом и отвечать за содеянное; 2) человек, совершивший зло, не попадет в рай, а отправится в ад; 3) ответственность перед отцом, который наказал беречь младшего брата. Все причины изменения мыслей Йахуды в положительную сторону связаны с исламскими учениями о воспитании детей и взрослых.
Йусуф всегда готов учиться положительным качествам, которые затем сопровождали его всю жизнь. Когда к нему, связанному веревкой и лежащему на дне колодца, явился аскет-отшельник и советовал не отворачиваться от братьев, не выливать на них зло словами и в мыслях, о чем Йусуф не забыл никогда и придерживался совета. Он простил своих братьев и забыл все их злодеяния.
Будучи поэтом-просветителем, Кул Гали призывает к доброте, благовоспитанности, благим намерениям, чистоте души, быть полезным для окружающих. К таким людям в помощь приходит сама природа, что также является справедливостью. Доброму Йусуфу в затрудненные и опасные периоды жизни руку помощи тянут и отшельник-праведник хорошими советами и ангел Джебраил по велению Всевышнего. Жизненный путь будущего Пророка Йусуфа предначертана самим Всевышним. Многочисленные страдания когда-нибудь должны закончиться, и жизнь меняться в лучшую сторону, в чем убежден поэт-просветитель.
Йусуф подчиняется судьбе, предначертанной Всевышним и благодарен Ему. Страдания положительного героя затем заменятся благоденствием, поэтому он заранее знает, что его ждет счастливый конец.
Кул Гали в образе главного героя поэмы Йусуфа ищет ответ на вопрос «Какими чертами должен обладать правитель благополучного государства?» Поэт шаг за шагом раскрывает его положительные личностные качества, среди которых самой первой должна быть справедливость, которая должна распространяться на все государство в общем, и на каждого гражданина, в частности, что приведет к идеальному государству.
Какими же еще качествами должна обладать идеальная личность? Самыми значительными является еще душевная и внешняя красота, ораторское мастерство, знание языков, благоразумие, физическая и умственная сила, вера в хорошее будущее, преданность своим обязанностям, моральная чистота и т. д. Внутренняя красота человека делает его красивым и внешне. Именно такими качествами обладает Йусуф. Он красив как внутренне, так и внешне. Он в своей жизни претерпел всевозможные тяготы жизни: разлучен любимым папой и братьями, приговорен к смерти, нищете, физическим и моральным страданиям. Его терпение помогло победить все недуги. С помощью сил природы он из старца превращается в красивого молодого человека. Им восхищаются и свои и чужестранцы. Максимализм поэта-просветителя проявляется в постоянном обращении к красоте и положительным качествам героя.
Красота Йусуфа покоряет всех и каждого. Однажды глава Иерусалима членам каравана, с которым путешествует Йусуф, оказывает неимоверные почести, из-за его красоты. Даже пытается силой оставить Йусуфа у себя в стране, что остаётся лишь в его мечтах. Войско из двенадцати тысяч солдат засыпает лишь от одного взгляда Йусуфа, а потом просыпается только на третий день. «При всей гиперболичности в изображении красоты героя, поэт следует тонкому вкусу и чувству меры. На протяжении поэмы красота Йусуфа изображается обобщенно» [3, с. 221].
Внешняя красота Йусуфа в поэме играет второстепенную роль. К такому средству поэт прибегает лишь для того, чтобы доказать справедливость и честность главного героя. Так, влюбленная в него Зулейха, когда требует близости, Йусуф отказывается, оставаясь верным прежде всего к себе, а потом и окружающим его людям. Эпизод с Зулейхой здесь играет лишь вспомогательную роль для раскрытия честности Йусуфа — будущего правителя Египта.
В сочинении великого произведения утопического гуманизма поэт прибегает к народным средствам изображения. Многие сравнения красоты он исчерпывает из природы и окружающей его среды, а также часто обращается к устному народному творчеству. Основным вдохновителем просветителя Кул Гали стал Коран, т. к. в нем содержится сура «Йусуф». Вполне возможно, основной целью поэмы является пропаганда Ислама.
Заключение. Таким образом, средневековый поэт-просветитель Кул Гали в своей поэме «Кыссаи Йусуф» доказывает, что построение идеального государства, где все граждане благоденствуют, зависит от положительных личностных качеств правителя, среди которых основное место занимает справедливость, которая за собой тянет и другие качества, которые не менее способствуют улучшению жизни народа.
Литература:
- Маликов Р. Ш., Маликов Г. Р. Справедливость в тюркском средневековом представлении. Казань: Отечество, 2014. 180 с.
- Маликов Р. Ш. Тюрко-татарская гуманистическая педагогическая мысль средневековья. Казань: Татар. кн. изд-во, 1999. 304 с.
- Маликов Р. Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья: Дисс…. докт. пед. наук. Казань, 2000. 414 с.