Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.10.2023

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Головяшкина, А. А. Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности / А. А. Головяшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106822/ (дата обращения: 10.05.2024).



В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: творческая деятельность, способности, младшие школьники, внеурочная деятельность.

The article deals with the concept of «creative activity» in the context of development of junior schoolchildren, and the organization of this activity in the classroom. The necessity of development of creative skills of junior schoolchildren in the work of their leisure, lesson, and extracurricular activity is revealed.

Keywords: creative activity, abilities, junior schoolchildren, extracurricular activity.

Актуальность выбранной темы статьи трактуется современной педагогикой, и её постоянным поиском решения главной и важной проблемы — организации досуговой деятельности школьников не только в развлекательных целях, но и для воспитания в них всесторонне развитой личности, с привитыми им нормами эстетического, нравственного, патриотического воспитания, которое гармонично содержит в себе эмоциональное и рациональное начало.

Советский психолог, основатель теории аномального развития ребенка — Лев Семёнович Выготский писал: «детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития» [3, с. 69]. С данным выражением невозможно не согласиться, ребенок развивается и познает мир через творчество, через проявление своих возможностей. Данные возможности вселяют в младшего школьника уверенность с своих силах, что помогает ему не останавливаться на достигнутых успехах. Тенденцию Л. С. Выготского поддерживает Л. Дмитриева, педагог вокала, и объясняет её рациональность определенными факторами: «высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности» [4, с. 71].

Важность творческого развития детей, взаимосвязи педагогики и искусства отмечали в своих работах педагоги-классики: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев; современные отечественные исследователи: Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров.

Проводимый анализ педагогами-психологами досуговой деятельности показал, что не все осознают важность в формировании личности школьника через работу им в творческой деятельности, она выступает у них на «любительском уровне». Однако, каждый ставит перед собой задачу — внедрение активной творческой работы в учебное время и внеучебную деятельность, так как только через творчество школьник может проявить свои истинные способности, которые, зачастую, бывают скрыты. По мнению А. А. Бодалева — советского и российского психолога, специалиста по проблемам общения и нравственного развития, основная причина, благодаря которой сохраняется интерес к проблеме способностей личности, это ее практическая значимость. «Человечество хотело знать закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, которые представляли в его глазах ценность, поскольку помогали им добиться высоких результатов в деятельности» [2, с. 119].

Многие современные исследователи-педагоги приходят к выводу о том, что творчество должно быть свободным, деятельностно-организованным, но разумно подконтрольным педагогом. Творчество не может быть обязательным, принудительным. Эти факторы полностью соответствует принципам социально-культурной досуговой политики — принципам интереса. Заинтересованности школьников в творческой деятельности, в её продолжительности, развитии. Само детское творчество представляет собой форму активной и самостоятельной работы школьника над своими интересам. Педагог может лишь только направлять школьника в проявлении своих способностей, через такие формы организации деятельности как: сюжетно-ролевая игра, синтез, анализ, проведение лабораторных опытов (в рамках возрастных ограничений и особенностей), рисование, конструирование, постановка и поиск креативных исследовательских задач.

Исходя из вышесказанного можно трактовать понятие «творческие способности» как сочетание индивидуальных особенностей ребенка и разумного контроля педагога, определяющее успешность организованной творческой деятельности, помогающие школьнику понять свои возможности и продолжать познавать мир и самого себя.

Основываясь на исследованиях ряда ученых (А. Н. Лука, В. Т. Кудрявцева, В. Синельникова и других), можно выделить следующие наиболее значимые творческие способности [1, с. 8]:

  1. творческое воображение;
  2. способность видеть целое раньше частного;
  3. способность применить приобретенные ранее навыки в новых условиях;
  4. гибкость мышления;
  5. способность образного видения общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
  6. способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
  7. способность самостоятельного выбора альтернативы;
  8. способность к генерированию идей.

Проекты по литературе в любом случае станут средством развития творческих навыков (работа с художественным текстом, его анализ), однако работу по математике, географии и другим дисциплинам также можно сделать творческой направленности. Например, в рамках проекта по географии обучающемуся может быть предложено сделать иллюстрации к какой-либо местности (в виде творческой карты), или: в рамках проекта по математике можно предложить младшему школьнику подготовить памятку с правилом для того, чтобы облегчить изучение (например, написать короткое четверостишие с раскрытием правила или сделать считалку с раскрытием таблицы умножения).

При выборе темы и специализации для работы с обучающимся следует учитывать его собственные интересы и интеллектуальные навыки.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что творческое начало присуще каждому ребенку, оно живет в нем. В свою очередь педагогу-наставнику необходимо правильно трактовать и развивать данные индивидуальные особенности через творческую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Поскольку творческие способности реализуются через деятельность, важно не пропустить этот момент и поощрять детей в разных видах проявления данной деятельности. Участие школьника в подобных мероприятиях является основой формирования всесторонне развитой личности, с присущими ей индивидуальными особенностями. Школьник познает себя, так формируются его личностное начало.

Литература:

  1. Айкина Л. П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // МНКО. — 2011. — № 5. — С. 8-11.
  2. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. — 1984. № 1. — С. 12-15.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Перспектива, 2011. — 125 с.
  4. Дмитриева Л. Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. — 1976. — № 11. — С. 15-17.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, творческая деятельность, внеурочная деятельность, деятельность, младший школьник, развитая личность, рамка проекта, школьник.


Похожие статьи

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

[3, с.13–22] При этом деятельность педагогов предусматривает: - реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

В Дании внеурочная деятельность реализуется в отношении всего контингента детей. Младшие школьники уже с первого класса включены в особо значимую деятельность — труд по самообслуживанию, которая организуется в течение всего учебного дня.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные методы

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

При организации внеклассной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. «Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии... Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

В процессе внеурочной деятельности раскрываются большие возможности для развития творческих способностей, развивается кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы, появляется больше возможностей для проявления творческой инициативы.

Развитие творческих способностей младших школьников во...

Занятия с младшими школьниками театральной деятельностью дают возможность реализовать их творческие способности, что соответствует эстетическому направлению в рамках ФГОС.

Формирование литературно-творческих способностей младших...

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение. Итогом деловых игр по интересам становятся проекты.

Внеурочная деятельность младших школьников

Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их. Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 организована по 11 программам.

Похожие статьи

Одарённость через внеурочные занятия в рамках ФГОС

[3, с.13–22] При этом деятельность педагогов предусматривает: - реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

В Дании внеурочная деятельность реализуется в отношении всего контингента детей. Младшие школьники уже с первого класса включены в особо значимую деятельность — труд по самообслуживанию, которая организуется в течение всего учебного дня.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Формы внеучебной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь кадет к внеурочной деятельности педагоги применяют следующие репродуктивные методы

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка...

При организации внеклассной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. «Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Роль педагога в развитии креативности младших школьников на...

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии... Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Как и зачем развивать творческие способности учащихся...

В процессе внеурочной деятельности раскрываются большие возможности для развития творческих способностей, развивается кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы, появляется больше возможностей для проявления творческой инициативы.

Развитие творческих способностей младших школьников во...

Занятия с младшими школьниками театральной деятельностью дают возможность реализовать их творческие способности, что соответствует эстетическому направлению в рамках ФГОС.

Формирование литературно-творческих способностей младших...

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на...

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение. Итогом деловых игр по интересам становятся проекты.

Внеурочная деятельность младших школьников

Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их. Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 организована по 11 программам.

Задать вопрос