Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (348) февраль 2021 г.

Дата публикации: 06.02.2021

Статья просмотрена: 814 раз

Библиографическое описание:

Большакова, Е. С. Формирование литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Большакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78466/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается развитие литературно-творческих способностей младших школьников.

Ключевые слова: литературно-творческая деятельность, развитие речи, литературное чтение.

На протяжении многих лет проблема развития литературно-творческих способностей учащихся привлекает к себе внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования знаний. Из всех форм творчества литературное словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые задают тон творческой деятельности. Также развитие воображения зависит от развития речи. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представить тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям. Литературно-творческая деятельность школьников протекает успешно, если не воспринимается детьми только как учебная работа по развитию речи. На уроке ребенку должно быть интересно и трудно. Общение с искусством требует активной работы эмоций, воображений, мышления. Литературное развитие ребенка -системная характеристика, которая включает в себя совершенствование процесса чтения, развитие литературно-творческих умений младших школьников. В рамках литературного развития младших школьников можно пронаблюдать поступательное развитие, которое начинается с усвоения отдельных элементов художественных произведений, выступающих в качестве самостоятельных эстетических единиц, и постепенно переходит к более углубленному изучению жанров литературы, особенностей творчества того или иного автора.

Основным элементом литературного развития детей младшего школьного возраста является приобретение опыта творческой деятельности, состоящего из читательских и речевых умений. Когда младший школьник создает собственное произведение, то у него происходит развитие как речевых, так и читательских умений. Создавая свое произведение, младший школьник должен уметь определять его тему, реализовать замысел, использовать жизненный опыт, дополняя его художественным вымыслом, сохранить композиционную структуру произведения и адекватно выразить свои мысли и чувства.

Анализ современных учебников по литературному чтению позволяет проанализировать и обобщить опыт организации литературно-творческой деятельности младших школьников, в которой развиваются в числе прочих и следующие умения: выделять в тексте сравнения, метафоры, эпитеты; чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; пользоваться изобразительными средствами в своих высказываниях.

З. Н. Новлянская отмечает следующие предпосылки развития литературных способностей: «впечатлительность, творческое воображение, особенности словарного запаса, легкость образования словесных ассоциаций» [1, с.4]. Именно это и должно учитываться при организации работы по созданию художественного образа у ребенка: сначала разработка ассоциативного комплекса, затем его языковое оформление. Рекомендуется начинать работу по развитию литературно-творческих способностей младшего школьника не с создания самостоятельных художественных произведений, а с работы по аналогии с рассматриваемым произведением.

Наиболее благоприятным материалом для такой работы являются малые жанры фольклора, так как эти произведения отличаются своим небольшим объемом. Произведения устного народного творчества изобилуют изобразительно-выразительными средствами и представляют собой богатые смыслом художественные тексты, то их использование продуктивно для формирования «умения понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания, а также умения осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней» [2, с.201].

Работу по развитию литературно-творческих способностей младших школьников следует начинать с заданий, направленных на определение жанра приведенного отрывка. Целесообразнее начинать работу с загадок. Можно обратить внимание на прием «Собери рассыпанную загадку». После того как загадка «собрана», учитель просит записать ее вместе с отгадкой. При работе над загадками нужно от разгадывания известных загадок переходить к созданию учащимися собственных загадок. После анализа загадок можно предложить младшим школьникам творческое задание: составить загадку самостоятельно. Определенно, для развития литературно-творческих способностей младших школьников являются и пословицы. Начинать работу с пословицами рекомендуется с определения жанра. При объяснении того, что такое пословица, можно обратиться к знаниям детей. После объяснения, что такое пословица, можно предложить обучающимся задание на нахождение ее в тексте с последующей записью в тетради. После анализа жанровых и художественных особенностей пословиц учащимся можно предложить задание творческого характера — сочинение сказки по пословице.

Развитие литературно-творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения с использованием малых фольклорных жанров требует соблюдения принципов системности, поступательности, тщательного подбора заданий, дифференцированных по степени сложности, что будет способствовать активизации процесса воображения детей, развитию их эмоциональной сферы, накоплению знаний о разных жанрах литературных произведений. Таким образом, соблюдение условий организации литературного творчества младших школьников будет способствовать полноценному восприятию художественного произведения, пониманию его идеи, оформлению мыслей в соответствии с жанрово-стилистическими особенностями произведения.

Литература:

  1. Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская М.: Оникс 21 век, 2003
  2. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: Учеб. пос. для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. М. С. Соловейчик. М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): литературное чтение, младший школьник, развитие, развитие речи, творческая деятельность, школьник, загадка, литературно-творческая деятельность, пословица, произведение, работа, ребенок, способность, умение, художественное произведение.


Ключевые слова

развитие речи, литературное чтение, литературно-творческая деятельность

Похожие статьи

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение, позволяет

Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного...

Особенности развития творческих способностей младших...

Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, фантазию и их воображение

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного...

Развитие творческих способностей в младших классах

Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как...

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного...

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник

Опыт работы творческого педагога подтверждает необходимость серьезной подготовки к каждому

Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Рекомендации по развитию у ребенка младшей школы творческих навыков на уроке литературного

Сорокина С. П. Мастер — класс «Развитие творческих способностей младших

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение.

Развитие воображения младших школьников на уроках...

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного

Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков...

Речевое развитие детей в начальной школе посредством...

Ключевые слова: развитие речи, сказка, младшие школьники, речевое творчество. В процессе изучения школьной программы дети осваивают разнообразные жанры литературных произведений — рассказы и стихотворения, басни и былины, а также запоминающиеся и...

Развитие творческих способностей младших школьников

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель...

Воспитание читательской культуры младшего школьника на...

Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом [3, с. 21]. Большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и...

Похожие статьи

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение, позволяет

Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного...

Особенности развития творческих способностей младших...

Для развития творческих способностей учащихся необходимо развитие умения решать

Этот вид деятельности не только развивает речь учащихся, фантазию и их воображение

Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного...

Развитие творческих способностей в младших классах

Полноценному развитию ребенка способствуют следующие виды деятельности: учебная и творческая. В учебном процессе у детей формируются навыки и умения учиться, а в процессе творческой деятельности у младшего школьника развиваются такие способности как...

Психолого-педагогические характеристики младшего школьного...

художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник

Опыт работы творческого педагога подтверждает необходимость серьезной подготовки к каждому

Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая...

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Рекомендации по развитию у ребенка младшей школы творческих навыков на уроке литературного

Сорокина С. П. Мастер — класс «Развитие творческих способностей младших

В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение.

Развитие воображения младших школьников на уроках...

Творческая деятельность учащихся является ведущим элементом содержания начального

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного

Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков...

Речевое развитие детей в начальной школе посредством...

Ключевые слова: развитие речи, сказка, младшие школьники, речевое творчество. В процессе изучения школьной программы дети осваивают разнообразные жанры литературных произведений — рассказы и стихотворения, басни и былины, а также запоминающиеся и...

Развитие творческих способностей младших школьников

Необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения через использование творческих заданий на всех уроках и во внеклассной работе — эти задачи, должен ставить перед собой каждый учитель...

Воспитание читательской культуры младшего школьника на...

Литературное чтение воздействует не только на отдельные психические процессы ребенка — память, мышление, воображение, эмоции, но и на его личность в целом [3, с. 21]. Большинство исследований доказывают прямую связь между успешностью развития личности ребенка и...

Задать вопрос