Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.10.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Косякова, Е. В. Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция / Е. В. Косякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106812/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с РАС.

Ключевые слова : дисфункция, расстройство аутистического спектра, сенсорная интеграция.

This article helps to understand the violation of the activity of signals entering the brain from the senses in children with impairments in social interaction. The article helps to understand how violations of movement, speech, behavior are connected with the sensory sensations of children with ASD.

Keywords : dysfunction, autism spectrum disorder, sensory integration.

Дисфункция сенсорной интеграции, т. е. нарушение обработки сенсорной информации, является одной из главных особенностей развития детей с РАС.

Анатомо-физиологическая система организма, в том числе органы чувств: слуховое восприятие, зрительный гнозис, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат при постоянной стимуляции, плюс общение с окружающей средой заставляют человека буквально с самого рождения развиваться.

Вся информация от органов чувств сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передаётся в главную систему нервов, которая является ответственной рефлексы, простые, так и сложные. Этот процесс представляет собой выбор мозгом важных сигналов и избавление от тех, которые он считает ненужными и определяется как сенсорная интеграция.

У аутичных детей происходит нарушение сенсорного восприятия, то есть, мироощущения и восприятия остаются, а интерпретация (толкование) полученного сигнала нарушено или вообще отсутствует. Тогда ребёнок испытывает дискомфорт. Он не понимает, почему так происходит и начинает кричать, плакать, сердиться, вести себя агрессивно. Ребёнок не может схватить и осознать те ощущения, которые находятся в той среде, что его окружает, сопоставить с собственными ощущениями, составить определённый образ. И даже если в результате длительных усилий образ сформировывается, он часто бывает не точным. Происходит отклонение от нормального приёма сенсорного мира. Отчего так происходит?

По мнению Хокмана Л.А, есть две основные причины дисфункции сенсорики.

Это, во-первых, переизбыток чувственной информации, когда у детей даже может возникнуть отторжение от шума, ярких цветов, резких запахов, тревожность, при виде высоты и т. д. И, во-вторых, недостаток информации, когда ребёнку не хватает положительных контактов, и он зацикливается на отдельных впечатлениях, связанных с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела. Он кружит колечко в руке, машет руками, бегает по кругу, раскачивается или, наоборот, застывает в нелепой позе.

Современная наука предлагает три вида неправильной обработки сенсорных сигналов, часто встречающихся у детей с РАС.

Это нарушение восприятия мозгом сенсорного сигнала, нарушение модуляции (устранение неоднозначности) сенсорных сигналов, нарушение деятельности структур мозга, которые отвечают за побуждение к действиям. В результате ребёнок с РАС может на что — то не обращать внимание, а на что-то реагировать очень бурно; у него может развиться гравитационная неуверенность; ребёнок теряет интерес к различным видам труда.

Зная, что сенсорная дисфункция — это нарушение обработки информации, поступающей через органы чувств, можно утверждать, что проявляется она в виде гипочувствительности или гиперчувствительности.

При гипочувствительности ребёнок с РАС испытывает потребность бегать без цели, раскачиваться, вращаться вокруг себя (вестибулярная система); «прилипать» к другим людям, сталкиваться с людьми (необходимо для ощущения собственного тела); ребёнок плохо распознаёт линии, очертания, цвет (особенно светлый и тёмный) зрение; может вообще не слышать окружающих или слышать одним ухом, может не различать отдельных звуков или, напротив, шуметь, кричать, стучать (слух).

При гиперчувствительности такие дети не могут быстро остановиться во время движения (вестибулярная система); у них плохо развита мелкая моторика (не могут застёгивать пуговицы, завязывать шнурки) что бы на что-либо посмотреть поворачиваются всем телом; у таких детей сильная реакция на запахи, появляется неприязнь к животным, проблемы с пользованием туалета (обоняние); им кажется, что яркий свет режет глаза. Они любят рассматривать мелкие детали намного больше, чем объёмные картины. К ним относятся песчинки, камешки (зрение); слух бывает обострённый (могут слышать разговоры на большом расстоянии), но не могут «отключиться» от окружающего шума. Такие дети не любят прикосновений, не надевают что-либо на руки и спину, не любят мыть и расчёсывать волосы. Отдают предпочтение определённым видам одежды и тканям, из которых одежда сшита.

Такое, часто для других «странное» поведение детей с РАС, — это их «защита» от неприятных ощущений. Защита, которая помогает ребёнку контролировать ситуацию, даёт возможность чувствовать свободно.

Литература:

  1. Янушко Елена Альбиновна. Сенсорное развитие детей раннего возраста Владос: 2018г.
  2. Чулкова Рита Николаевна. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра // Актуальны проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 2 (4). — С. 164–166.
  3. Айрес Э.Джин Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — Москва: Теревинф, 2013. — 272с.
  4. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге / У. Кислинг. — М.: Теревинф, 2017. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): орган чувств, сенсорная интеграция, ASD, вестибулярная система, РАСА, ребенок.


Похожие статьи

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью...

Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

Сенсорная интеграция — это процесс упорядочивания ощущений, поступающих от различных сенсорных систем (зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой, соматосенсорной).

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

У детей с расстройством аутистического спектра ярко выраженно нарушение познавательного развития, которое рассматривается как когнитивный дизонтогенез. В зависимости от уровня когнитивного развития детей с РАС, выделяют следующие варианты [2]

Значение использования методов сенсорной интеграции...

Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

 Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами. Ключевые слова : тело, образ, РАС, движение, схема.

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС...

Особенно это характерно для тех детей с РАС, которые не демонстрируют классической картины аутизма, описанной Каннером, а находятся на «высокой» границе спектра, как часто это бывает у детей, поступающих на реабилитацию.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы...

Из опыта работы зарубежных специалистов (в том числе автора теории сенсорной интеграции Джин Айрес) известно, что сенсорная интеграция — это процесс обработки поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной...

Расстройства аутистического спектра (англ. autism spectrum disorder, ASD, детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера)...

Изучение особенностей формирования и развития...

Кроме того, в статье дается обобщенная характеристика особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС в условиях современного дошкольного образования, рассматриваются ключевые научные подходы в изучаемой проблеме.

Похожие статьи

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью...

Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

Сенсорная интеграция — это процесс упорядочивания ощущений, поступающих от различных сенсорных систем (зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой, соматосенсорной).

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического...

У детей с расстройством аутистического спектра ярко выраженно нарушение познавательного развития, которое рассматривается как когнитивный дизонтогенез. В зависимости от уровня когнитивного развития детей с РАС, выделяют следующие варианты [2]

Значение использования методов сенсорной интеграции...

Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа.

Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра

 Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами. Ключевые слова : тело, образ, РАС, движение, схема.

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС...

Особенно это характерно для тех детей с РАС, которые не демонстрируют классической картины аутизма, описанной Каннером, а находятся на «высокой» границе спектра, как часто это бывает у детей, поступающих на реабилитацию.

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы...

Из опыта работы зарубежных специалистов (в том числе автора теории сенсорной интеграции Джин Айрес) известно, что сенсорная интеграция — это процесс обработки поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной...

Расстройства аутистического спектра (англ. autism spectrum disorder, ASD, детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера)...

Изучение особенностей формирования и развития...

Кроме того, в статье дается обобщенная характеристика особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС в условиях современного дошкольного образования, рассматриваются ключевые научные подходы в изучаемой проблеме.

Задать вопрос