Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Митрофанова, А. Е. Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений / А. Е. Митрофанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2947/ (дата обращения: 19.04.2024).

В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Что же является причиной этого? Помимо основных групп факторов, включающих несовершенство условий воспитания и недостаточность сенсомоторной и неврологической базы речи ребенка, выделяется еще одна причина проблем с речевым развитием. Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка.[1, 3] Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные игры сенсорных игр и упражнений. Цель сенсорных игр: дать ребенку новые чувственные ощущения. [4] Эти ощущения очень разнообразны: зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание); слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания бумаги до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений. Это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности зеркала; и различные по величине и форме предметы большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и объятия с другим человеком); двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений ходьба, бег, прыжки, ползание, танцы); обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - от аромата цветка и маминых духов до запаха спелого яблока и металлической скамьи); вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус различные продукты питания). Виды сенсорных игр: игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдом, крупами, звуками, ритмами, свечами и др. [4]

С детьми 2-3 лет с задержкой речевого развития успешно применяются следующие сенсорные игры:

  1. Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.

  2. Игры с бытовыми предметами: «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек можно поставить в стакан» и др.

  3. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башки из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.

  4. Игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.

  5. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.

  6. Игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.

  7. Игры с движением: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.

  8. Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

  9. Игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

  10. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды) [2, 5] происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.


Литература:

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. - М.: Айрис пресс, 2004 — 45 с.

3. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теревинф, 2004.— 136 с.

5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, нервная система, ребенок.

Похожие статьи

игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, ребенок...

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития... игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, ребенок, нервная система.

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал...

сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система...

Значение использования методов сенсорной интеграции... сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система, окружающий мир, речевое развитие, сенсорная информация, дошкольный возраст, нарушение речи, сенсорное развитие детей.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.

–Вып.2 -44–52с. 3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

1) неврозы и неврозоподобные состояния; 2) задержки психомоторного и речевого развития

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, развитие

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно- конструктивные, подвижные, пальчиковые игры, театр на пальчиках Би-Ба-Бо.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

...развитие речи, но и формирование сенсорной интеграции (формирование целостной

Но поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности речевого развития

Методика определения уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Рост нервно-психических и соматических заболеваний

Помните, причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы.

Развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Формирование речи при этом типе нарушения происходит при патологическом состоянии центральной нервной системы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сенсорная алалия, алалия, речевое развитие, моторная алалия, нарушение, клиническая...

Похожие статьи

игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, ребенок...

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития... игра, сенсорная интеграция, речевое развитие, ребенок, нервная система.

ребенок, составление фигур, Игра, дошкольный возраст, пространственное восприятие, речевое развитие, речевой материал...

сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система...

Значение использования методов сенсорной интеграции... сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система, окружающий мир, речевое развитие, сенсорная информация, дошкольный возраст, нарушение речи, сенсорное развитие детей.

Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей

Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения.

–Вып.2 -44–52с. 3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития.

Сенсорная комната — альтернативный способ развития...

1) неврозы и неврозоподобные состояния; 2) задержки психомоторного и речевого развития

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, ребенок, развитие

Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Книга для воспитателей детского сада.

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно- конструктивные, подвижные, пальчиковые игры, театр на пальчиках Би-Ба-Бо.

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей...

...развитие речи, но и формирование сенсорной интеграции (формирование целостной

Но поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности речевого развития

Методика определения уровня нервно-психического развития ребенка раннего возраста.

Телесно-ориентированные практики в работе с детьми.

Рост нервно-психических и соматических заболеваний

Помните, причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы.

Развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Формирование речи при этом типе нарушения происходит при патологическом состоянии центральной нервной системы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сенсорная алалия, алалия, речевое развитие, моторная алалия, нарушение, клиническая...