Профилактика девиантности у воспитанников детских домов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.10.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, В. В. Профилактика девиантности у воспитанников детских домов / В. В. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106803/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует девиантное поведение воспитанников интернатных учреждений, раскрывает понятие педагогической запущенности и описывает профилактические действия по стадиям.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дети-сироты, воспитанники детских домов.

Девиантное поведение подрастающего поколения актуальная проблема в каждом государстве на каждом историческом этапе развития общества. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самой уязвимой категорией, требующей повышенного внимания, несмотря на разветвленную структуру социальных учреждений и служб.

В детском доме дети-сироты проявляют девиации в поведении. Это связано с рядом социально-психологических особенностей, таких как:

— деструктивная линия решения конфликтных ситуаций;

— трудности в построении межличностных отношений;

— высокий уровень личностной тревожности;

— неадекватная самооценка;

— низкий уровень самоуправления и самоконтроля;

— повышенный уровень мотивационной агрессивности.

В интернатном учреждении воспитание обусловлено условиями депривации, проявляется это в поведении в виде делинквентных, аутоагрессивных и антисоциальных действий. Поскольку жизненные ситуации проживают и переживают без поддержки.

В исследованиях Б. Ж. Балмаганбета, причиной роста проблемности и роста девиантного поведения у воспитанников интернатного учреждения является явление их «педагогической запущенности». Под педагогической запущенностью понимаются устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении воспитанников интернатного учреждения, которое формируется при отрицательном влиянии среды и ошибках в воспитании, данное понятие лежит в основе девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактические действия запущенности, состоят из двух стадий, каждая из которых имеет доминирующие причины и признаки:

— первая стадия формирования педагогической запущенности, состоит и предпосылок к дальнейшей запущенности;

— вторая стадия формирования педагогической запущенности, состоит из следствия низкой или недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

К первой стадии относятся:

— доброжелательное отношение к ребенку любого возраста (начиная с самого раннего), уважение его как личности, умение установить с ним положительный контакт, создание атмосферы мира и добра;

— понимание возрастных и принятие индивидуальных свойств личности ребенка;

— реализация последовательного воспитания для формирования адекватной позиции ребенка в отношении социальных норм и правил;

— развитие способностей ребенка, включение его в разнообразные виды досуговой деятельности, раскрывающие его как творческую личность

Ко второй стадии относятся:

— осознание взрослыми, что главным звеном профилактики девиантного поведения являются воспитатели, а в школе — учителя;

— создание ситуации переживания успеха в учебной деятельности, развитие и стимулирование позитивных сторон ребенка;

— построение воспитательного процесса на основе учета обучаемости детей, их возможностей, особенностей и способностей;

— формирование у ребенка волевого самовоспитания, отражающегося в возможности ограничения нежелательного поведения и действий, саморегулировании поведения, обуздании прихотей и капризов;

— сдерживание негативных проявлений значимых взрослых (особенно оскорбительных и грубых) в отношении личности и деятельности ребенка. [7, с. 8–10]

Несмотря на то, что проявлений девиантного поведения у достаточно много (алкоголизм, наркомания, курение, попрошайничество и пр.) есть общая система мер правовых и социальных, педагогических и психологических, реализация которых позволяет осуществлять профилактику социальных проблем и устранять причины такого поведения. В этой связи особое значение приобретает социальная профилактика, которая является основой для успешной реализации остальных профилактических мероприятий.

Профилактику девиантного поведения можно разделить на три уровня:

— макроуровень, где особая роль в социальной профилактике девиантного поведения воспитанников интернатного учреждения принадлежит государству. На государственном уровне в рамках законодательства решаются вопросы социальной защищенности, адаптированности сирот в социуме. В рамках законодательства эта профилактика закреплена в нормативных актах, к таковым можно отнести ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24. 06.1999 с изменениями на 03.07.2016 ФЗ № 359, в том числе ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 с изменениями и дополнениями на 03.07.2016 и многие другие. Эти законодательные акты регулируют деятельность по социальной профилактике отклоняющегося поведения подростков находящихся в группе риска, в том числе детей-сирот, оформляют вектор осуществления мероприятий в этом направлении на мезоуровне;

— мезоуровень — региональный, там осуществляется практика профилактических мероприятий, создаются в рамках законодательных инициатив институты, учреждения, оказывающие помощь детям и подросткам;

— микроуровень — на этом уровне осуществляется деятельность по реализации различных программ, предотвращающих отклоняющееся поведение детей-сирот (подростков) в условиях интернатных учреждений.

В данных учреждениях особое значение имеет социально-педагогическая профилактика девиантного поведения, которая создает условия для успешной включенности и участия детей-сирот в социальной деятельности, в том числе формирует и развивает навыки ответственности, самостоятельности и активной жизненной позиции. В рамках социально-педагогической профилактики создается особая среда с оптимальной ситуацией развития, в ней наиболее полно будет проявляться личностная активность подростков через изменение внутренних и внешних факторов социального воспитания.

Литература:

  1. Балмаганбет Б. Ж. Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома / Б. Ж. Балмаганбет // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 1–2 окт. 2018 г.). — Екатеринбург, 2018. — С. 54–58. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37606708 (дата обращения: 02.10.2023). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. — В данном виде документ опубликован не был. — Доступ из СПС «КонсультантПлюс» в локальной сети НБРК (дата обращения: 02.10.2023).
  3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // КонсультантПлюс: [справочно-правовая система: сайт]: некоммерческая интернет-версия. — Москва, 2023. — В данном виде документ опубликован не был. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения: 02.10.2023).
  4. Чижакова Г. И., Новикова Л. А. Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков. — Красноярск, 1997
  5. Шестакова, М. А. Профилактика девиантного поведения подростков-сирот / М. А. Шестакова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sirot (дата обращения: 18.10.2023).
  6. Моисеева, М. Г. Основные подходы к проблеме девиантного поведения детей-сирот / М. Г. Моисеева. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-probleme-deviantnogo-povedeniya-detey-sirot (дата обращения: 18.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, интернатное учреждение, педагогическая запущенность, социальная профилактика, девиантное поведение воспитанников, особое значение, попечение родителей, рамка законодательства, социально-педагогическая профилактика, стадий формирования.


Похожие статьи

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с другими людьми.

Социально-психологические аспекты профилактики...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Профилактика девиантного поведения подростков...

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением...

На этот вопрос можно ответить так: девиантное поведение является результатом неправильной социализации личности, то есть процесса формирования личности, в результате которого индивид осваивает общепринятые нормы и ценности.

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения...

- расселение детей ТЖС (тяжёлой жизненной ситуации) и СОП (социально — опасного положения) должно идти с учётом причин, по которым дети попали в учреждение: дети девиантного поведения не должны проживать с детьми нормального поведения в целях...

Социально-культурные условия профилактики девиантного...

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм. Таким образом, работа с детьми с отклоняющимся нормами поведения, включает в себя и учебный процесс, и внеучебную деятельность.

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Проблема отклоняющегося поведения подростков в кризисный период общества, в условиях социальных перекосов, этического вакуума, разрушения традиций, разгула негатива, цинизма и индивидуализма приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую.

Похожие статьи

Социально-педагогическая профилактика девиантного...

Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема заключается в усвоении личностью негативных или противоправных форм поведения и перенесении их в практику отношений с другими людьми.

Социально-психологические аспекты профилактики...

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее...

Профилактика девиантного поведения подростков...

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Процесс социализации обучающихся с девиантным поведением...

На этот вопрос можно ответить так: девиантное поведение является результатом неправильной социализации личности, то есть процесса формирования личности, в результате которого индивид осваивает общепринятые нормы и ценности.

Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения...

- расселение детей ТЖС (тяжёлой жизненной ситуации) и СОП (социально — опасного положения) должно идти с учётом причин, по которым дети попали в учреждение: дети девиантного поведения не должны проживать с детьми нормального поведения в целях...

Социально-культурные условия профилактики девиантного...

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм. Таким образом, работа с детьми с отклоняющимся нормами поведения, включает в себя и учебный процесс, и внеучебную деятельность.

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Проблема отклоняющегося поведения подростков в кризисный период общества, в условиях социальных перекосов, этического вакуума, разрушения традиций, разгула негатива, цинизма и индивидуализма приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую.

Задать вопрос