Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.11.2020

Статья просмотрена: 691 раз

Библиографическое описание:

Костовская, Н. И. Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками / Н. И. Костовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 215-216. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75446/ (дата обращения: 25.04.2024).



Актуальность данной темы состоит в ежегодном росте детской преступности, наркомании, имеется тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным (преступным) поведением. Причины этих девиации различны. Многие исследователи считают, что они связаны с социальными, культурологичекими детерминантами, инновациями в экономике, политике, противоречащие традиционным системам ценностей в обществе, что затрудняют успешную социализацию ребенка. Как мы видим, в обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением. И одна из главных задач педагога-психолога — это определение основных направлений восстановления нормального процесса социализации подростка, то есть разработка основных профилактических мероприятий по этой теме.

Для начала определимся с терминами.

Девиантное (отклоняющимся) поведение — это социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (И. А. Невский) [1].

Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков — психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения [1].

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии.

Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А. Г. и Жезловой Л. Я. (1973). Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

1) Антидисциплинарное поведение: нарушение режима и дисциплины в образовательном учреждении (срыв уроков, отказ от выполнения домашнего задания и т. п.);

2) Антисоциальное (антиобщественное) поведение: невыполнение или непризнание общественных нравственных норм поведения, отказ от учебной деятельности, раннее вступление в половую жизнь, употребление алкогольных и наркотических средств и т. п.;

3) Делинкветное (противоправное) поведение: поведение, которое несет в себе криминальный характер (вымогательство, избиение, угон транспортных средств и т. п.);

4) Аутоагрессивное поведение: направленность на причинение себе вреда в физической и психических сферах [3].

Проблемы девиации можно рассматривать через призму отношений, так как подростки относятся к группе девиантных социальным окружением. С одной стороны, можно сказать, что взрослые не могут наладить конструктивные отношения с этими подростками и поэтому относят их к группе «трудных», с другой стороны, сами подростки не хотят соблюдать требования, активно отстаивая свои права.

На наш взгляд, проблема коррекционных программ — это недоверие и невысокая восприимчивость к воспитательным воздействиям со стороны подростков с девиацией. Потому основополагающая цель таких программ состоит в сглаживании рассогласований и дефицитов во взаимоотношениях трудных подростков и взрослых.

К психологическим детерминантам и условиям девиантного поведения относят:

  1. Индивидуально-психологические особенности, которые способствуют девиации, а именно нарушения в эмоционально-волевой сфере. В основном, эти особенности берут начало в деструктивном воспитании в семье, в результате нарушения детско-родительских отношений
  2. Акцентуации характера несовершеннолетнего. Хотя чрезмерно выраженные отдельные черты характера необязательно свидетельствуют о девиации, но многие исследователи отмечают, что такие подростки имеют меньше сил справиться с влиянием пагубной для них среды.
  3. Стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития. Часто нежелательное поведение подростков закрепляется как норма в связи с тем, что родители и другие ближайшие взрослые неадекватно и неправильно реагируют. При этом следует отметить, что взрослые и сами не умеют реагировать на проблемы своего ребенка, так как сами имеют психологические комплексы. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.
  4. Негативное влияние референтной группы. Для подростков в их возрасте главная сфера жизни — это общение. Так как грамотно и конструктивно общаться подростков никто специально не учит, примеры общения они берут из своей семьи, а также из своего окружения. Поэтому отверженность в семье, в школе способствуют находить подростка «своих» вне этих социальных институтов, и не редко этот поиск приводит несовершеннолетнего преступные группировки и другие асоциальные группы.
  5. Социально-педагогические причины (родители и школа). К таким относятся семьи, выполняющие лишь формальную функцию воспитания, либо не проявляющих интерес к жизни своего ребенка вовсе. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков.
  6. Школьная дезадаптация. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних [2].

Таким образом, для психолого-педагогической работы будут актуально и эффективным просветительская деятельность, формирование здоровых поведенческих стереотипов путем развития любознательности, удовлетворение базовых потребностей (еда, одежда, жилище), психолого-педагогическая помощь в принятии социальных и моральных ценностей, создание условий для личностного роста и формирования позитивных основ общения в тренинговых группах.

Для успешной работы педагогу-психологу нужно знать и уметь проводить данные мероприятия, а также общаться с девиантными подростками, с одной стороны, с эмпатией, с другой — уметь четко и ясно донести, что вести девиантный образ жизни иррационально и разрушительно. Необходимо обладать знаниями и умениями по психологической оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного возрастного периода.

Подросток должен уметь адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе с помощью оценки ситуации и выработки плана выхода из нее [2].

Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:

1) неизменность общественного положения: подросток по-прежнему школьник;

2) полная материальная зависимость от родителей;

3) привычный стиль взрослых в воспитании — направлять и контролировать;

4) сохранение детских черт в поведении [4].

Отметим высокое значение обсуждения с подростками вопроса прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в большой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.

Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов, их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.

Литература:

  1. Апинян Г. В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиатное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — с. 30.
  2. Валито М. С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков / М. С. Валитов // Вопросы психологии. — 2001. — № 6. — с. 60–63.
  3. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — СПб.: Питер. — 2012. — с. 129.
  4. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. — М.: Академия. — 2003. — с. 232.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, подросток, поведение, личностный рост, отношение, ребенок.


Похожие статьи

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами

– импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Причины девиантного поведения подростков и способы...

Озвучим же главные причины девиантного поведения у подростков: Отсутствие правильного воспитания. Наиболее подвержены данной проблеме дети, воспитываемые в неполной семье. Конфликтные взаимоотношения в семейном кругу, а также асоциальный образ жизни...

Девиантное поведение среди подростков как... Молодой ученый.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, семья, ребенок, родитель

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

С ростом данной категории детей связано увеличение числа провоцирующих факторов...

Девиантное поведение подростков: факторы формирования...

Основными видами девиантного поведения у подростков являются: аддиктивное, делинквентное, агрессивное и суицидальное поведение. Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин, Ю. К. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных...

Похожие статьи

Личностные особенности подростков, влияющие на проявление...

Изучение агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера проходило на базе подразделения по делам несовершеннолетних при УВД города Белгород в 2010 году с подростками в возрасте 14-17 лет.

Проявление девиантного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: девиантное поведение, акцентуации характера, видами

– импульсивное поведение — поступки подростка, возникающие под влиянием сильного возбуждения

Следует подчеркнуть, что девиантное поведение в подростковом возрасте имеет свою...

Психологические особенности подростков девиантного...

Что такое девиантное поведение подростков? Прежде всего, под ним принято понимать любые формы поведения, не соответствующие

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном...

Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте...

подросток, социальная дезадаптация, ребенок, девиантное поведение, социальная дезадаптация подростков, психолого-педагогическая

Наиболее распространенными формами девиантного поведения подростков считаются алкоголизм, наркомания, проституция и суицид.

девиантное поведение, девиантное поведение подростков...

Девиантное поведение наиболее часто связывается именно с подростковым возрастом, так как неустойчивость психологических регуляторов поведения и несформированность представлений подростков о социальных нормах становятся причинами отклонений в поведении детей.

Причины девиантного поведения подростков и способы...

Озвучим же главные причины девиантного поведения у подростков: Отсутствие правильного воспитания. Наиболее подвержены данной проблеме дети, воспитываемые в неполной семье. Конфликтные взаимоотношения в семейном кругу, а также асоциальный образ жизни...

Девиантное поведение среди подростков как... Молодой ученый.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, семья, ребенок, родитель

Девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на

С ростом данной категории детей связано увеличение числа провоцирующих факторов...

Девиантное поведение подростков: факторы формирования...

Основными видами девиантного поведения у подростков являются: аддиктивное, делинквентное, агрессивное и суицидальное поведение. Понятие «аддиктивное поведение» указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения [Личко, Битенский...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и

Библиографическое описание: Бахтин, Ю. К. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных...

Задать вопрос