Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Абаньшина, Ю. С. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы / Ю. С. Абаньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78850/ (дата обращения: 21.04.2021).



В современной России имеются социокультурные условия для появления девиантного поведения, что с особой остротой ставит вопрос о формулировании психологически обоснованных подходов к развитию. Рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.) является тревожным симптомом.

Проблема отклоняющегося поведения подростков в кризисный период общества, в условиях социальных перекосов, этического вакуума, разрушения традиций, разгула негатива, цинизма и индивидуализма приобретает особую значимость как социальную, так и педагогическую. И из года в год она усугубляется. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема уже стала психолого-педагогической.

Среди учебных заведений есть отдельная категория школ, которые находятся в сельской местности или называются сельскими. Сельская школа — особый тип образовательного учреждения.

Особенности воспитания и образования в этих школах описаны достаточно подробно и объемно. Возможности сельской школы во взаимодействии с социальной средой несравненно шире, чем городской. В отличие от городской школы, взаимодействующей на равных, а часто приспосабливающейся под требования среды, ближайшую социальную среду сельская школа приспосабливает под себя, превращая ее в среду воспитывающую, интегрируя ее воспитательные возможности.

Особенностью организации воспитательного процесса в сельской школе является возможность более гибкого построения режима работы школы, стирание резких граней между формами учебной и внеучебной деятельности, например проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий на природе, у костра, на берегу реки.

С другой стороны, ряд исследователей и практиков в данной области отмечают узость мотивации и кругозора школьников в сельской среде, затрудненный доступ к высокотехнологичным методам обучения и проведения своего досуга, низкий уровень коммуникативности и жизненного опыта в силу замкнутости традиционного сельского общества и другое.

В целом можно отметить, что специфика работы с девиантными подростками в условиях сельской малочисленной школы изучена мало и не хватает практических рекомендаций для педагогов.

Исследования, в которых сравнивались результаты опросов двух групп подростков — учащихся городских с одной стороны и сельских школ с другой — послужили причиной разработки программы по работе с подростками «группы риска» в условиях реализации сельской школы.

Программа является комплексом мер воздействия специалистов не только на обучающихся, но и работой с их родителями посредством организации круглых столов, родительских всеобучей, тренингов. Для работы должны привлекаться школьные специалисты (педагог — психолог, социальный педагог), а также сотрудники Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия, областной наркологической больницы, ОПДН.

Программа реализуется с помощью последовательного выполнения алгоритма сопровождения и запланированных в нем мероприятий:

I этап — организационно-констатирующий, диагностический (аналитическо-диагностическая деятельность, поиск форм, методов, способов коррекции девиантного поведения воспитанников).

II этап — практический, формирующий (использование на практике форм, методов, приемов работы с девиантными подростками, обеспечение психолого-педагогической готовности ребёнка к перевоспитанию — беседы, вхождение в доверие к подростку, пробуждение интереса к деятельности, ресурсирование подростка)

III этап — контрольный (мониторинг действенности).

Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.

Формы работы

При планировании и реализации коррекционной программы необходимо учитывать психологические и психофизиологические особенности детей и осуществлять работу по двум направлениям:

1) организация на занятии процесса включения в группу и коммуникации;

2) стимулирование рефлексивной деятельности группы по отношению к процессу общения и совместного труда. Это создает условия для развития коммуникативной активности и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.

Следует проводить консультирование, просвещение, индивидуальную коррекционную работу с девиантными подростками.

Эта работа должна быть направлена на развитие представлений о ценности других людей, на развитие способности адекватно оценивать собственные качества, на активизацию процессов самопознания, самокоррекции в общении.

Эффективным средством по развитию коммуникативной активности, преодолению трудностей общения детей группы риска, являются специальные методы групповой работы. Это могут быть:

1) дискуссионные методы (обсуждение коммуникативного поведения, анализ ситуаций по выбору стиля коммуникативной активности);

2) игровые методы: дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, трансактный метод осознания коммуникативного поведения, психодраматическая коррекция);

3) тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).

4) коррекционные занятия по преодолению проблем, ставших причиной девиантного поведения.

5) Анкетирование воспитанников с целью изучения их личностных особенностей, отношения к вредным привычкам (курение, алкоголизм, наркотики, токсические вещества) и девиантного поведения.

Содержание работы с родителями

Для более успешной реализации программы разработана система лекций, родительских собраний, консультаций, круглых столов, дискуссий, тренингов для детей и родителей по различной тематике. Данные формы могут варьироваться, видоизменяться, применять комплексно и индивидуально в зависимости от проблем во взаимоотношениях родителей и детей с отклоняющимся поведением.

  1. «Знакомство с родителями обучающихся с отклоняющимся поведением».
  2. «Агрессия. Причины и последствия».
  3. «Наказание и поощрение в семье».
  4. «Значение общения в развитии личностных качеств».
  5. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
  6. «Физическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
  7. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
  8. «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения».
  9. «Воля и пути ее формирования у обучающихся».
  10. «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка».
  11. «Возрастные и психологические особенности подростка»
  12. «Трудный ребенок. Какой он?» Формой данного мероприятия может быть круглый стол.
  13. «Ответственность, самооценка и самоконтроль».
  14. «Курение и статистика».
  15. «Наркотики и статистика».
  16. «Семья — глаза в глаза».

Содержание и примерный цикл работы с педагогическим составом

Эффективность реализации предложенной программы во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения всеми участниками образовательного процесса: классным руководителем, родителями, педагогом-психологом, социальным педагогом. Особое значение имеет привлечение к работе педагогов, пользующихся у детей авторитетом.

Формы профилактики девиантного поведения:

− Организация социальной среды — формирование установок на здоровый образ жизни и трезвость;

− Информирование — лекции, беседы, просмотр видеофильмов;

− Активное обучение социально-важным навыкам — реализуется в форме групповых тренингов (тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др.);

− Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению (познание, испытания себя, значимое общение и др.);

− Организация здорового образа жизни;

− Активизация личностных ресурсов;

− Минимизация негативных последствий девиантного поведения;

Для родителей целесообразно организовать родительски всеобучи, лекции-беседы по темам: «Организация труда ребенка», «Мотивация обучения и способы ее повышения», «Профилактика компьютерной и наркотической зависимости», «Факторы школьной комфортности и советы родителям по ее повышению», «Развитие положительной Я-концепции на основе формирования адекватной позитивной самооценки и уровня стремления», «Социально-педагогическое взаимодействие родителей и детей с девиантным поведением».

Важно привлекать детей группы риска к выполнению поручений, организации мероприятий и соревнований, добровольческой и волонтерской деятельности.

Литература:

1. Аникина Н. С. Моральный потенциал сельского социума в преодолении отклоняющегося поведения подростков// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012, № 3. С. 48–54

2. Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности // Социальная педагогика. 2003, № 1. С. 81- 83.

3. Бондаревская Е. В., Пивненко П. П. Ценностно — смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы / Е. В. Бондаревская, П. П. Пивненко // Педагогика. 2002, № 5. С.52–64.

4. Гурьянова М. П. Вектор развития образования в сельском социуме: выбор будущего для села региона// Ученые записки петрозаводского государственного университета. 2015, № 1. С. 40–44.

5. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков, многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под ред. Ю. А. Клейберга. Тверь, 2000. 187 с.

6. Хапонкова Н. Н., Самойлова О. Н. Воспитательная деятельность сельской школы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26–27 июня 2008 год. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. С.277–279.

7. Хван А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации// Известия Саратовского университета. 2015. том 4. Вып. 2. С. 162–165.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, сельская школа, коммуникативная активность, отклоняющееся поведение, III, здоровый образ жизни, коммуникативное поведение, Развитие, социальная среда, социальный педагог.


Задать вопрос