Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса продолжительностью рабочего дня, ответственностью, коллективом, поэтому начинающему сотруднику в первые месяцы на работе непросто. В статье рассматривается модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе.
Ключевые слова : учитель, школа, опыт, наставничество, коллеги, руководство, развитие, инновации.
Современный мир меняется с огромной скоростью: что вчера было в моде, сегодня уже отходит на второй план. Это касается и образовательных учреждений, всех ее участников, так как учителям и родителям приходится общаться с детьми, которые постоянно тянутся ко всему новому, эффектному, топовому (как говорится у них). Учебный процесс также должен отвечать новым веяниям. Еще вчера учителя писали конспекты, все объясняли на доске, а ученики искали материал в книгах, взятых в библиотеках. Сейчас же — это проекторы, презентации, материал из глобальной сети, электронный дневник и прочее. Современному педагогу также необходимо приобщатся к инновациям, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность качественно и в тоже время не отставать от прогресса. Особенно непросто приходится молодым учителям.
Кощукова А. А. в своем труде приводит особое состояние, которое выявили психологи у начинающих преподавателей — «потрясение, вызванное реальностью». Во-первых, молодой учитель начинает понимать, что теория и практика — это разные вещи и реальный опыт играет огромную роль в преподавании, а у молодого педагога его нет. Во-вторых, рушатся некоторые амбиции, которые присутствовали у будущего педагога при освоении им учебного курса в колледже или вузе. Это оказывает огромное влияние на карьеру. Кощукова А. А. отмечает, что первый год для преподавателя самый важный, поскольку за это время он понимает: правильно ли он выбрал свое призвание или нет. Данный период может разрушить все профессиональные планы на будущее или наоборот, придать сил и энергии [1].
Сложности педагогической деятельности начинающего специалиста:
- Минимум практических навыков. У вчерашнего студента педагогического образовательного учреждения нет опыта работы с классом и с соответствующими бумагами.
- Коммуникация с коллегами и руководством. В первое время педагогу без стажа сложно найти общий язык со своими начальниками и иными учителями, поскольку в среде преподавателей в основном все разговоры про работу, редко об иных сферах деятельности, поскольку на контакты времени особо нет (на уроках педагоги заняты классом, а перемены маленькие).
Перечисленные проблемы очень важны. Если вчерашнего студента не особо принимают опытные учителя, то такому специалисту будет очень сложно выстраивать свою карьеру: нужно преобразовывать свои теоретические знания в практические, а помогать особо никто не желает. Это очень сложно, так как в каждой школе своя специфика и это должны объяснять молодому учителю педагоги данного заведения и руководство. Итак, основу успешной профессиональной деятельности начинающего педагога составляют взаимоотношения с коллегами. Не менее важны знания, полученные ранее и интерес к своему делу. Хачароева А. Х. и Бехоева Х. К. выделяют еще один не менее важный аспект построения успешной карьеры вчерашнего студента педагогического ВУЗа или колледжа: контакт с руководством заведения и политику администрации школы [2]. То есть они делают акцент именно на начальстве, поскольку успех организации и условия труда зависят, прежде всего, от вышестоящих лиц. Для молодого педагога будет стимулом работать в престижной школе в комфортной обстановке.
Нужно сказать несколько слов про наставничество. Именно в этой ситуации неопытному специалисту будет проще наладить контакт с иными преподавателями и начальниками, а также быстрее получить все необходимые практические профессиональные умения.
По мнению Шариной Д. А. будущий педагог должен всегда думать и совершенствоваться [4]. Эта точка зрения имеет место быть, поскольку в начале статьи было сказано, что образовательный процесс давно ушел от бумажных носителей информации и обозначения данных мелом на доске. На смену этому пришли интерактивные доски, презентации, электронные библиотеки. Соответственно и педагог обязан осваивать эти новаторства. Это касается не только аппаратной части, но и учебных программ, проектов и прочего. В этом плане также ежегодно происходят изменения. При всем этом нужно неукоснительно придерживаться правил ФГОС.
Развитие и саморазвитие учитель должен осуществлять постоянно. Во-первых, таким способом можно найти общие нити общения с товарищами по совместному делу. Во-вторых, педагог — это пример для учеников. Наверное, у каждого был свой любимый учитель. Охотно ли его слушали на занятиях? Ответ очевиден. Если молодой преподаватель понравится базовой части класса, то в успехе его профессиональной деятельности сомневаться не придется. В основном это должно касаться учебного процесса, а не личных интересов (увлечения, гаджеты, хобби и иное). Помочь в этом может следующее:
- Методические объединения. Это отличный способ помощи начинающему учителю. В таких коллективах обсуждают инновационные преподавательские техники, консультируют друг друга по рабочим вопросам, обсуждают успехи внедрения программ в образовательный процесс и прочее.
- Курсы повышения квалификации. Данное подходит больше опытным сотрудникам, однако и новички проходят такие курсы, чтобы получить знания, которые им не дали в вузе или колледже. Это хорошая платформа для профессионального роста [3].
- Педагогическое сопровождение. Как уже было отмечено выше, наставничество (шефство) важно для начинающего педагога. К тому же наставник может служить примером для неопытного специалиста, ведь многие вспоминают своих непосредственных руководителей на работе (их методы, инструменты, фразы).
- Аттестация педагогических работников. Начинающий учитель, прошедший данную процедуру, приобретает уверенность в своих силах и знаниях. Он получает оценку, которая служит стимулом для дальнейшего выстраивания профессиональной деятельности. Эта процедура реализуется согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Получается, молодому педагогу следует знать, что существует множество инструментов для профессионального роста, развития и саморазвития. Важно не ошибиться с выбором, не перегружать себя, не забывая экспериментировать и применять полученную информацию на практике.
Начинающему школьному учителю необходимо помнить, что сейчас «учителя-информатор» постепенно трансформируется в «учителя-фасилитатора». Данной позиции придерживается Чурилова В. А. [3]. Это нужно учитывать, так как многие ученые отмечают духовное обнищание современного мира из-за гаджетов. На самом деле люди стали меньше жить реальностью, а больше виртуальностью, поэтому педагогу нужно налаживать контакты не только с коллективом школы, но и с классом, а также помогать детям, налаживать отношения между собой, с учителями и иными взрослыми людьми. Это сможет сделать специалист, у которого сложились отношения с коллегами. То есть произошел возврат к трудности, обозначенной в начале данной работы.
Успешная педагогическая деятельность молодого педагога зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от созданных в образовательной организации условий труда. Взаимодействие с коллективом и методическое сопровождение, меры поддержки и стимулирования его инициативности являются важными факторами сохранения выпускника педагогического вуза в профессии. Именно поэтому во многих странах Западной Европы, в США и Японии создаются специализированные школы молодого педагога. России также стоит присмотреться к такой перспективе.
Большинство исследователей подчеркивают необходимость совершенствования существующей системы подготовки педагогических кадров, пересмотра содержания, форм и методов сопровождения молодых специалистов на основе современных достижений в области использования информационно-коммуникационных технологий. Без специальной системы сопровождения молодых специалистов невозможна реализация их личностного и педагогического потенциала. Современный подход к методическому сопровождению начинающих педагогов заключается в отходе от формального подхода к усвоению молодым специалистом новых идей и знаний об инновационных технологиях в пользу изменения отношения к ним, достижения глубокого понимания взаимосвязанных педагогических процессов и закономерностей, а также осознанное освоение новых приемов, методов и форм педагогической деятельности.
Таким образом, модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе должны выстраивать в первую очередь молодые педагоги, а остальные (коллеги, руководство) должны способствовать этому. Ведь только от вчерашнего выпускника зависит будущее его карьеры. Основа данной модели: постоянное развитие и саморазвитие начинающего преподавателя, как в профессиональном, так в личном плане, а также помощь со стороны коллег и руководства школы.
Литература:
- Кощукова, А. А. Управление процессом профессионального становления начинающего учителя // В сборнике: проблемы интеграции в современном образовании. Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 31–36.
- Хачароева А. Х., Бехоева Х. К. Профессиональная адаптация молодого педагога // В сборнике: шаг в науку. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. Махачкала, 2020. С. 529–532.
- Чурилова, В. А. Организационно-управленческие условия профессионального становления начинающего учителя в современной школе // В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 99–100.
- Шарина, Д. А., Аттестация педагогических работников как фактор развития профессиональной компетентности педагога в условиях реализации требований профессионального стандарта педагога // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. № 1.