Понятие и средства проверки сообщения о преступлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Седякина, К. А. Понятие и средства проверки сообщения о преступлении / К. А. Седякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106635/ (дата обращения: 28.04.2024).



Представленная статья посвящена исследованию подходов к определению понятия «проверка сообщения о преступлении», а также средства ее проведения.

Ключевые слова: проверка сообщения о преступлении, процессуальная проверка, доследственная проверка, проверочные мероприятия.

Стадия возбуждения уголовного дела на сегодняшний день является первоначальной стадией уголовного судопроизводства Российской Федерации, которая заключается в принятии уполномоченным должностным лицом решения о возбуждении уголовного дела при наличии повода и основания, указывающих на наличие признаков преступления. Нередко, решение о наличии либо об отсутствии признаков преступления не может быть принято исключительно при рассмотрении соответствующего повода для возбуждения уголовного дела. В таком случае, проводится проверка сообщения о преступлении, в ходе которой устанавливается основания для решения о возбуждении уголовного дела или отказа в его возбуждении.

В юридической литературе наряду с термином «проверка сообщения о преступлении» используются термины «рассмотрение сообщения о преступлении», «предварительная проверка сообщений о преступлении», «доследственная проверка», «процессуальная проверка».

На протяжении длительного времени ученые и практики доказывали и приводили доводы о необходимости совершенствования процессуальной регламентации возбуждения уголовного дела, в частности, проверки сообщения о преступлении. Значение проверки сообщения о преступлении они обосновывали тем, что в ходе нее преступное деяние отграничивается от непреступного.

Многие научные труды посвящены исследованию правовой природы предварительной проверки, сущности фактических данных, однако единого определения понятия проверки сообщения о преступлении среди научного сообщества в настоящее время нет.

Так, Е. С. Жигалова указывает, что под проверкой сообщения о преступлении следует понимать «деятельность уполномоченных должностных лиц, регламентированную законодательством и направленную на выявление наличия или отсутствия признаков преступления по полученному сообщению или заявлению о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении в целях вынесения законного и обоснованного процессуального решения» [6, с. 69].

В. П. Лавров предлагает следующее определение понятия предварительная проверка сообщения о преступлении: «это деятельность компетентных должностных лиц правоохранительных органов по анализу принятой и зарегистрированной в установленном порядке информации о предполагаемом преступном событии, выявлении в ней фактических данных, указывающих на признаки преступления (или их отсутствия), необходимых и достаточных для принятия одного из предусмотренных уголовно-процессуальным законом решений, а в необходимых случаях ‒ сбора дополнительных сведений о следах и иных признаках преступного деяния, имеющих значение для возбуждения уголовного дела и начала расследования» [9, с. 113].

Е. Е. Клементьева полагает, что под предварительной проверкой сообщения о преступлении понимается «деятельность правоохранительных органов по анализу принятой и зарегистрированной соответствующим образом информации о предполагаемом преступном деянии, обнаружении в ней фактических данных, которые указывают на признаки преступления, необходимых и достаточных для принятия решения» [8, с. 102].

В свою очередь, А. А. Калюжный указывает, что под проверкой сообщения о преступлении понимается «деятельность уполномоченных на то субъектов по регистрации поводов для возбуждении уголовного дела, сбору первоначального материала, содействие принятию законного и обоснованного решения, путем проведения ревизий, документальных проверок, исследований, оперативно-розыскных мероприятий и использования других уголовно-процессуальных форм» [7, с. 62].

Н. А. Синькевич в своих трудах указывает, что доследственную проверку следует рассматривать «в качестве самостоятельной стадии досудебного процесса, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие самого главного ‒ оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела, закрепленных достаточными данными, указывающими на признаки преступления» [10, с. 75].

Правоохранительные органы уполномоченные на проведение проверок сообщений о преступлениях в своих ведомственных нормативно-правовых актах также дают определение. Например, согласно приказу Следственного комитета России «проверка сообщения о преступлении — процессуальные и иные действия, производимые правомочным на то должностным лицом в порядке статьи 144 УПК РФ по сообщению о преступлении с целью установления наличия либо отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления» [4].

Несмотря на то, что существует большое количество определений понятия проверки сообщения о преступлении, их трактовки не учитывают в полной мере глубину и многогранность этого явления. По нашему мнению под проверкой сообщения о преступлении следует понимать регламентированную законом деятельность уполномоченных на то должностных лиц, направленную на выявление наличия или отсутствия признаков преступления по полученному сообщению, необходимых для принятия по нему законного и обоснованного решения.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации проверку сообщения о преступлении определяет в ст. 144: «дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий» [2].

Изложение указанной статьи позволяет сделать вывод, что перечень действий, производимых в ходе проверки, является закрытым, поскольку не имеется ссылки на применение иных средств и способов, не предусмотренных указанной статьей.

В связи с тем, что положения УПК РФ в части описания проверочных действий содержат мало информации, правоохранительные органы «пытаются» перечислить, конкретизировать действия, проводимые ими в ходе проверки сообщения о преступлении.

Так, например, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий установлено, что «в ходе проверки сообщений о преступлениях правомочные или уполномоченные на это должностные лица органов ГПС МЧС России могут получать: объяснения; истребовать и изучать необходимые документы и материалы; назначать документальные проверки или ревизии; затребовать имеющиеся в распоряжении средств массовой информации документы и материалы, подтверждающие сведения о преступлении, а также данные о лице, представившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные статьей 146 УПК Российской Федерации, а также осуществить иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности» [3].

Аналогичные положения содержит приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»: «В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия, в том числе: осмотр места происшествия; осмотр трупа; освидетельствование; назначение документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, направление органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий; истребование из имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сведения о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию; получение объяснений» [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что ведомственные нормативные акты закрепляют иные проверочные действия, не предусмотренные ст. 144 УПК РФ, возможность проведения которых доступна в ходе проверки сообщения о преступлении.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12 дек. 1993 г.: [в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 63-ФЗ: [в ред. от 4 авг. 2023 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]: приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 мая 2006 г. № 270: [в ред. от 22 июня 2010 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ СК России от 3 мая 2011 г. № 72: [в ред. от 5 мая 2012 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях [Электронный ресурс]: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 139: [в ред. от 2 мая 2006 г.]. ‒ Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Жигалова, Е. С. Сущность производства проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении / Е. С. Жигалова // Инновационное развитие науки и образования: сборник. Пенза. — 2021. С. 68–70.

7. Калюжный, А. Н. Предварительная проверка сообщений о преступлениях: понятие и этапы производства / А. Н. Калюжный // Юридическая наука. — 2013. — № 1. С. 60–62.

8. Клементьева, Е. Е. Процессуальные и криминалистические аспекты проверки сообщений о преступлениях \ Е. Е. Клементьева // Символ науки. — 2021. — № 1. С. 101–103.

9. Лавров, В. П. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских условиях / В. П. Лавров // Труды Академии управления МВД России. — 2017. — № 4. — С. 111–113.

10. Синькевич, Н.А., Поступаленко, С. И. Проблемы доследственной проверки в современном уголовно-процессуальном законодательстве / Н. А. Синькевич // Beneficium. — 2020. — № 4. — С. 73–77.

11. Тарзиманов, В. М. Процессуальные аспекты проведения проверки сообщения о преступлении / В. М. Тарзиманов. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/dissertaciya_tarzimanov_0.pdf???history=6&pfid=1&sample=0&ref=2 (дата обращения: 12.10.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): проверка сообщения, преступление, возбуждение уголовного дела, деятельность уполномоченных, отсутствие признаков преступления, РФ, предварительная проверка сообщения, преступное деяние, Российская Федерация, Следственный комитет России.


Похожие статьи

Проблемы производства проверки сообщений о преступлениях

Новелла, которая дает право на стадии проверки сообщения о преступлении проводить изъятие предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ, стала наиболее спорной.

Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода...

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под поводом возбуждения уголовного дела следует считать комплекс юридических фактов, на основании которых уполномоченное должностное лицо вправе начать процедуру проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

К вопросу об этапах проверки сообщений о совершении...

В статье рассматриваются предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством способы проверки сообщений о совершении преступления, а также некоторые актуальные проблемы, связанные с их практическим использованием.

Понятие и содержание института рассмотрения сообщений...

Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) наиболее полно регламентируют отношения, возникающие в связи с совершением преступления от момента поступления информации о нем до момента принятия решения.

Актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела

возбуждение уголовного дела, признак преступления, стадий возбуждения уголовного дела, РФ, поступившее сообщение, отрицательный ответ, должностное лицо, решение, подобное решение, итоговое решение.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного...

Последнее десятилетие, одной из наиболее ярких дискуссий, после принятия УПК РФ в научной среде является спор о том, нужна ли стадия возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве, либо данная стадия является избыточной.

Особенности проверки сообщения о преступлении...

В подавляющем большинстве случаев рапорт об обнаружении признаков преступления (около 90 % случаев) был поводом для возбуждения уголовного дела [1]. Такие рапорта составляются сотрудниками оперативных подразделений, которые выявили данное преступление.

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что проверка сообщения о преступлении является первоначальным этапом возбуждения уголовного дела и достаточно подробно регулируется нормами УПК РФ, а поэтому имеет процессуальный характер.

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

На основе изучения научных публикаций, посвященных привлечению адвоката в уголовном процессе, в статье проводится анализ деятельности адвоката по оказанию юридической помощи участникам проверки сообщения о преступлении.

Сроки на стадии возбуждения уголовного дела

Отправной точкой начала деятельности следственный органов является получение сообщения о преступлении. Процедура приема и регистрации заявления (сообщения) о совершенном преступлении регламентирована ведомственными регламентами.

Похожие статьи

Проблемы производства проверки сообщений о преступлениях

Новелла, которая дает право на стадии проверки сообщения о преступлении проводить изъятие предметов и документов в порядке, установленном УПК РФ, стала наиболее спорной.

Общая характеристика «заявления о преступлении» как повода...

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что под поводом возбуждения уголовного дела следует считать комплекс юридических фактов, на основании которых уполномоченное должностное лицо вправе начать процедуру проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

К вопросу об этапах проверки сообщений о совершении...

В статье рассматриваются предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством способы проверки сообщений о совершении преступления, а также некоторые актуальные проблемы, связанные с их практическим использованием.

Понятие и содержание института рассмотрения сообщений...

Нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) наиболее полно регламентируют отношения, возникающие в связи с совершением преступления от момента поступления информации о нем до момента принятия решения.

Актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела

возбуждение уголовного дела, признак преступления, стадий возбуждения уголовного дела, РФ, поступившее сообщение, отрицательный ответ, должностное лицо, решение, подобное решение, итоговое решение.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного...

Последнее десятилетие, одной из наиболее ярких дискуссий, после принятия УПК РФ в научной среде является спор о том, нужна ли стадия возбуждения уголовного дела в уголовном судопроизводстве, либо данная стадия является избыточной.

Особенности проверки сообщения о преступлении...

В подавляющем большинстве случаев рапорт об обнаружении признаков преступления (около 90 % случаев) был поводом для возбуждения уголовного дела [1]. Такие рапорта составляются сотрудниками оперативных подразделений, которые выявили данное преступление.

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что проверка сообщения о преступлении является первоначальным этапом возбуждения уголовного дела и достаточно подробно регулируется нормами УПК РФ, а поэтому имеет процессуальный характер.

Практические вопросы, возникающие на стадии проверки...

На основе изучения научных публикаций, посвященных привлечению адвоката в уголовном процессе, в статье проводится анализ деятельности адвоката по оказанию юридической помощи участникам проверки сообщения о преступлении.

Сроки на стадии возбуждения уголовного дела

Отправной точкой начала деятельности следственный органов является получение сообщения о преступлении. Процедура приема и регистрации заявления (сообщения) о совершенном преступлении регламентирована ведомственными регламентами.

Задать вопрос