Тенденции развития детского туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 12.10.2023

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Рамазашвили, Н. К. Тенденции развития детского туризма / Н. К. Рамазашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106621/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.

Ключевые слова : детский туризм, культурно-познавательный туризм, профориентационный туризм, экотуризм, патриотический туризм .

Детский туризм является одним из видов социального туризма, развитию которого в Российской Федерации в настоящее время уделяется большое внимание. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года в качестве стратегической задачи развития детского туризма определено увеличение численности детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях к 2035 году до 10 млн. человек в год [1].

Детский туризм позволяет реализовать, художественный, интеллектуальный, общественный, практический, спортивный интересы детей [2]. За последние годы российские туроператоры смогли создать интересные специализированные и качественные детские программы. Основными трендами развития детского туризма являются развитие культурно-познавательного туризма и активное вовлечение детей в экскурсионную деятельность.

Согласно результатам опроса 200 туроператоров из более чем 40 регионов РФ, предоставляющих услуги по детскому туризму, проведенного Комитетом по детскому и семейному туризму Российского союза туриндустрии (РСТ) РФ и аналитиками Bnovo (разработчика IT-решений для гостиничного бизнеса), большинство туроператоров (87 %) оказывали услуги в сфере культурно-познавательного туризма, 26 % туроператоров — в сфере отдыха и оздоровления или обслуживает детские творческие коллективы [3].

С 2022 года в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» реализуется пилотный проект бесплатных путешествий для школьников 5–9 классов, главной целью которого является знакомство детей с историей родного края в рамках небольших путешествий.

В Самарской области в рамках региональной составляющей федерального проекта «Повышение доступности туристических продуктов», входящего в состав национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в октябре — декабре 2022 года в бесплатных путешествиях по области приняли участие 7611 детей, добившихся успехов в учебной, спортивной, творческой, добровольческой (волонтерской) деятельности, а также дети участников СВО, дети-сироты из всех городских округов и муниципальных районов Самарской области [4].

В целях развития краеведческой деятельности, популяризации культурного наследия народов России в рамках национального проекта «Культура» продолжалась реализация культурно-просветительских программ для школьников. в 2022 году «Центр социализации молодежи» с привлечением регионального туроператора реализовал турпоездки для школьников и сопровождающих лиц по федеральным квотам для Самарской области в количестве 124 школьников (среди которых учащиеся общеобразовательных учреждений, школ искусств, победители олимпиад и конкурсов), в том числе по программам: «Золотое Кольцо. Петр I» (Переславль -Залесский — Ярославль — Ростов — Сергиев Посад — Москва); «Моя Россия. Град Петров» (Санкт -Петербург).

В рамках развития железнодорожного туризма в регионе активно развивается культурно — познавательный проект для школьников «Краеведческий экспресс», получивший в 2019 году Гран-при всероссийского конкурса «Маршрут года» в номинации «Лучший детский маршрут».

В рамках проекта «Жигулёвское селфи: культурный код», осуществляемого в рамках гранта, предоставленного Президентским Фондом Культурных Инициатив, организованы автобусные культурно -познавательные туры. В 2022 году 1500 школьников из г. о. Тольятти посетили Сызрань, Самару, Жигулевск, Самарскую Луку. Проект включает иммерсивные программы для детей, насыщенные мастер-классами, театральными элементами, гастрономией, фото — антуражем.

Отметим, что иммерсивный туризм, когда турист из пассивного участника превращается в активного исследователя, является одним из инновационных форм туризма, набирающего стремительную популярность. Симбиоз туристского путешествия и погружение в незнакомую культуру через ролевые игры вызывает особые ощущения и эмоции [5].

Также популярность набирают профориентационный и экологический виды детского туризма.

Профориентационный туризм — один из инновационных методов профессионального самоопределения, направленный на получение школьниками информации о будущем учебном заведении, будущей профессии. Одна из форм данного вида туризма — профориентационная экскурсия, которая позволяет ознакомить учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий [6].

В начальных классах (1–4 классы) начинают формироваться профессиональные интересы детей. В 5–8 классах в рамках профориентационных экскурсий уделяется внимание определенным видам профессий и условиям труда, формированию представлений об основных отраслях и интереса к конкретной области трудовой деятельности. В 9–11 классах профориентационные экскурсии подготавливают к обдуманному выбору профессии и учебного заведения для дальнейшего обучения [7].

Таким образом, профориентационный туризм позволяет школьникам соотнести свои профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о различных видах трудовой деятельности и определиться с будущей профессией.

В Самарском регионе разработаны и организованы профориентационные экскурсии, призванные познакомить подрастающее поколение с историей промышленного производства и с многообразием специальностей, в том числе в электродепо «Безымянка» с экскурсией «Эх, прибавь-ка ходу, машинист!», в технопарке «Жигулевская долина» (г. Тольятти) и др.

Экологический туризм как средство экологического воспитания учащихся играет огромную роль в деле воспитания, начиная с дошкольного возраста. Экотуризм призван бережно относиться к природным и историческим богатствам, а также позволяет снизить последствия влияния антропогенного фактора на природу и экологию.

Объектом экотуризма являются заповедники, национальные парки и другие особо охраняемые природные территории. Как показывает зарубежный опыт, рациональный и активный подход к формированию и реализации экотуристских продуктов в особо охраняемых природных зонах приводит к получению как социального, так и экономического эффекта, повышению инвестиционной привлекательности территории [8].

В целях развития экотуризма в России за 2022 год на 232 особо охраняемых природных территориях было создано 430 новых объектов туристической инфраструктуры, на что было выделено 8,4 млрд руб. В частности, 5 млн руб. направлено на создание и развитие общероссийского ресурса «Заповедное путешествие», предлагающего выбрать тур или маршрут по любому региону России [9].

Самарская область, на территории которой расположены национальный парк «Самарская Лука», национальный парк «Бузулукский бор» и Жигулевский заповедник им. Спрыгина, обладает богатейшим природным потенциалом для развития экотуризма.

На территории национального парка «Самарская Лука» установлен особый режим охраны, который позволяет развивать различные виды туризма без ущерба для уникальной природы Самарской Луки. В рамках проекта «Несу добро» в июле 2022 года 60 школьников Самарской области посетили экскурсии по с. Ширяево, приняли участие в экологических мастер — классах, а также совершили сплав по реке Кондурча.

Важным направлением детского культурно-познавательного туризма является развитие патриотического туризма. Патриотический туризм подхватывает современные тренды в туризме (квизы, квесты, соревновательные элементы, творческие задания), которые делают экскурсии и туристические маршруты интересными и захватывающими для экскурсантов.

В Самарском регионе в рамках федерального проекта «Память поколений» по маршрутам: «Герои на все времена!», «Нам дороги эти позабыть нельзя» и «Хроники запасной столицы» с апреля по май 2022 года 3294 школьника посетили парк Победы, Военно-исторический музей ПРИВО, культурно-выставочный центр «Радуга», Площадь Героев 21 Армии; Аллею Генералов на площади Славы; Аллею Соловецких юнг. При поддержке Центра культурного сотрудничества им. Святителя Спиридона, Правительства Республики Мордовия, Союза туризма и гостеприимства в апреле 2022 года для детей Самарской области реализован проект «Непобедимый адмирал Ушаков» на территории Республики Мордовия.

В целом, в регионе в 2022 году более 15500 детей воспользовались экскурсиями и туристическими поездками (4400 детей в 2021 году), 7425 детей приняли участие в походах (7115 детей в 2021 году) [4].

Необходимо отметить и негативные тенденции, влияющие на развитие детского туризма. Сфера детского туризма в последние годы развивается в сложных экономических условиях, отягченных падением покупательной способности населения. При этом стоимость туристических продуктов неуклонно повышается. Например, в Самарской области в 2022 году предельная стоимость путевки на одного ребенка в загородных стационарных лагерях отдыха и оздоровления детей была установлена на уровне 17871 руб., в 2023 году стоимость путевки составила уже 20853 руб. [10].

Согласно результатам опроса туроператоров, проведенного РСТ и Bnovo, стоимость однодневного тура для школьной группы более, чем у половины респондентов (54 %) составляет от 1000 до 2000 руб., еще у 30 % — выше 2000 руб. Двухдневные туры обойдутся от 5501 до 7500 руб. у 47 % туроператоров, еще у 34 % стоимость тура составит более 7500 руб. за человека [3].

Среди причин, препятствующих развитию детского туризма, туроператоры, участвующие в опросе РСТ и Bnovo, отметили недостаточное взаимодействие между органами образования и туроператорами (63 %), наличие недобросовестных и/или нелегальных участников рынка (49 %), зарегулированность сферы детского туризма (44 %), неосведомленность заказчиков (родителей, учителей) о правилах проведения организованных экскурсий и туров для детей (31 %). 24 % респондентов также отметили дефицит профессиональных кадров в сфере детского туризма [3].

Для дальнейшего развития детского туризма необходимы дальнейшие меры государственной поддержки проектов в данной сфере туризма, в том числе общественных и предпринимательских инициатив, направленных на интеграцию детского туризма в учебный процесс, развитие соответствующую инфраструктуры, совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере детского туризма. Важным направлением является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, позволяющих сформировать туристские продукты с интересным образовательным и активным контентом для детей.

Литература:

  1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р) (ред. от 07.02.2022).
  2. Бокарева, А. М. Правовые основы организации детского отдыха и туризма / А. М. Бокарева, Д. Э. Удалов // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 90–2. — С. 32–37.
  3. РСТ: туроператоры назвали основные проблемы, препятствующие развитию в РФ организованного детского туризма. — URL: https://welcometimes.ru/opinions/rst-turoperatory-nazvali-osnovnye-problemy-prepyatstvuyushchie-razvitiyu-v-rf.
  4. Отчет о реализации в 2022 году Плана основных мероприятий, проводимых в Самарской области в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года. — URL: https://educat.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/22/2023/03/otchet-o-realizaczii-plana-meropriyatij-v-2022-godu-provodimyh-v-samarskoj-oblasti-v-ramkah-desyatiletiya-detstva-na-period-do-2027-goda.pdf.
  5. Поварнина, Т. А. Инновации в развитии регионального туризма России / Т. А. Поварнина // Экономика и эффективность организации производства. –2021. –№ 34. — С. 33–37.
  6. Гудков, Н. А. Профориентационный туризм как инновационная форма профориентации школьников / Н. А. Гудков, И. Д. Петрова, Ю. В. Кудинова // Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы. Материалы Всероссийского форума, посвященному Году педагога и наставника. В 2-х частях. — Воронеж. 2023. — С. 31–35.
  7. Батяева, М. В. Роль промышленного туризма в профориентационном просвещении для школьников / М. В. Батяева // «Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы». Сборник статей по материалам 5-й студенческой научно-практической конференции с международным участием. — Санкт-Петербург, 2020. — С. 211–215.
  8. Соцков, В. В. Зарубежный опыт формирования и реализации туристских проектов / В. В. Соцков // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2021. — № 2 (128). — С. 175–178.
  9. Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. — URL: http://komtour.km.duma.gov.ru/Novosti/item/28489956/
  10. Сайт Правительства Самарской области . Официально опубликованные документы. — URL: https://pravo.samregion.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): детский туризм, Самарская область, ребенок, культурно-познавательный туризм, патриотический туризм, профориентационный туризм, развитие, экскурсия, Российская Федерация, Самарская Лука.


Ключевые слова

экотуризм, детский туризм, культурно-познавательный туризм, профориентационный туризм, патриотический туризм

Похожие статьи

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Итак, культурно-познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурно-познавательный туризм — является самым популярным и массовым видом туризма.

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного...

Развитие туризма в Самарской области на основе исторических, религиозных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для области, может существенно улучшить ее репутацию и инициировать экономическое развитие региона.

Актуальность проведения культурно-познавательных туров...

Культурно-познавательный туризм — это вид туризма, который направлен на познание культуры и истории страны или региона, посещение и изучение культурных и исторических памятников, музеев, выставок, фестивалей, театров и других объектов культурного наследия.

Современный образовательный туризм: российский опыт...

Таким образом, можно констатировать, что современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую.

Образовательный туризм как неотъемлемая часть...

Анализируются наиболее эффективные формы организации образовательно-туристических мероприятий. Ключевые слова: образовательный туризм, стажировка, профессиональная ориентация, образовательная поездка, производственная экскурсия.

Правовые проблемы организации агротуризма в Самарской...

Несмотря на сложности, в Самарской области уже есть несколько действующих проектов в сфере сельского туризма. Посетить эти объекты можно через туристические агентства: Эко-ферма «В моих лугах» (Красноярский район, с. Новый Буян, п. Рига).

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Детский туризм — это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить кругозор ребенка, обучить его новому и интересному.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по...»

Библиографическое описание: Игнатьева, С. И. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста / С. И. Игнатьева, С. Н. Мачалкина.

Современная ситуация, состояние, проблемы туризма в России...

1) Культурно-познавательный туризм. Использование историко-культурного наследия: – создание туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам исторических событий и деятельности исторических личностей

Похожие статьи

Культурно-познавательный туризм в образовательной...

Итак, культурно-познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурно-познавательный туризм — является самым популярным и массовым видом туризма.

Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного...

Развитие туризма в Самарской области на основе исторических, религиозных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для области, может существенно улучшить ее репутацию и инициировать экономическое развитие региона.

Актуальность проведения культурно-познавательных туров...

Культурно-познавательный туризм — это вид туризма, который направлен на познание культуры и истории страны или региона, посещение и изучение культурных и исторических памятников, музеев, выставок, фестивалей, театров и других объектов культурного наследия.

Современный образовательный туризм: российский опыт...

Таким образом, можно констатировать, что современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую.

Образовательный туризм как неотъемлемая часть...

Анализируются наиболее эффективные формы организации образовательно-туристических мероприятий. Ключевые слова: образовательный туризм, стажировка, профессиональная ориентация, образовательная поездка, производственная экскурсия.

Правовые проблемы организации агротуризма в Самарской...

Несмотря на сложности, в Самарской области уже есть несколько действующих проектов в сфере сельского туризма. Посетить эти объекты можно через туристические агентства: Эко-ферма «В моих лугах» (Красноярский район, с. Новый Буян, п. Рига).

Формирование патриотических чувств у детей старшего...

Детский туризм — это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить кругозор ребенка, обучить его новому и интересному.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по...»

Библиографическое описание: Игнатьева, С. И. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста / С. И. Игнатьева, С. Н. Мачалкина.

Современная ситуация, состояние, проблемы туризма в России...

1) Культурно-познавательный туризм. Использование историко-культурного наследия: – создание туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам исторических событий и деятельности исторических личностей

Задать вопрос