Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 13.02.2022

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, С. И. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие по Самарской Луке» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста / С. И. Игнатьева, С. Н. Мачалкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7090/ (дата обращения: 02.05.2024).



Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

— активизировать словарь детей по темам: «Цветы», «Животные», «Птицы»; «Насекомые», «Рыбы»;

— развивать навык словообразования (притяжательных прилагательных);

— развивать навык подбора и образования родственных слов;

— закреплять умение составлять предложение по сюжетной картинке с предлогом, используя схему;

— закреплять умение делить слова на слоги;

— совершенствовать навык звукового анализа слов;

— развивать умение отвечать полным предложением.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

— формировать представление о своем крае, как части России;

— обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края;

— воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, её природе;

— способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, общей и мелкой моторики, умению ориентироваться на плоскости, поисковой активности;

— развивать умение оценивать результат выполненной работы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

— формировать умение работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей;

— развивать умение слышать взрослого, следовать инструкциям, желание принимать участие в совместной деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

— способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений различных жанров словесного искусства;

— создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Образовательная область «Физическое развитие»:

— предупреждать утомляемость детей сменой видов деятельности.

Методы и приемы:

Словесные : ситуативная беседа, вопросы, чтение стихотворения, пояснения, уточнения, обобщения, поощрения.

Наглядные : демонстрация презентации, иллюстраций, предметных картинок, самостоятельные действия детей.

Практические : работа с карточками и картинками, рассматривание иллюстраций, слушание стихотворения, выполнение заданий и физминутки, складывание пазлов, рефлексия собственной деятельности.

Игровые : игровая ситуация, выполнение игровых действий.

Материал и оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитная доска, магниты, мольберт, карточки-схемы предлогов, сюжетные и предметные картинки, раздаточный материал для звукового анализа, пазлы «Птицы», ребусы, лабиринт «Помоги пчелке», карточки «Четвертый лишний», части собираемой карты.

Ход занятия:

  1. Введение в тему занятия

— Здравствуйте, ребята. Проходите в зал, вставайте в круг. Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое! (Рисуют руками круг)

Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивание руками вверху)

Здравствуй, маленький дубок! (Присели)

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (Аплодисменты)

— Ребята, посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Нужно отгадать его по первым звукам каждой картинки.

Картинки: роза, облако, девочка, иголка, ножницы, аист. Воспитанники отгадывают слово «Родина».

— Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово «Родина»! Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет.

— В каком городе мы живем? ( ответы детей)

— А город Сызрань находится в Самарской области. История Самарского края уходит в глубокую древность. Наша Самарская область богата полезными ископаемыми. У нас разнообразная природа. Есть и горы, и реки, и леса. Они охраняются государством. Это заповедники и природные заказники. Какие из них вы знаете?

Дети перечисляют известные им заповедники: Самарская Лука, Жигулевские горы, Бузулукский бор и др.

Ребята, достопримечательностей в нашей Самарской области очень много, они отмечены на карте, но она немного повреждена. Чтобы ее восстановить, нужно выполнить определённые задания. Предлагаю вам отправиться в национальный парк «Самарская Лука» и восстановить карту.

— Национальный парк «Самарская Лука» основан 28 апреля 1984 г. Площадь парка очень большая, покрыта лесом. Это особо охраняемая природная территория федерального значения. В «Самарской Луке» много растений, деревьев, грибов. Также заповедник богат животными, рыбами и птицами. Некоторые из них занесены в Красную Книгу.

  1. Основная часть
  1. Динамическое упражнение «На прогулку в лес»

— Отправляемся в путь!

В лес весенний на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (Да)

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли. (Маршировка)

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв. (Ходьба змейкой)

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали. (Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей. (Ходьба на носках, руки — в стороны)

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два — (Прыжки)

Позади теперь вода! (Маршировка )

Раз-два, раз-два — (Прыжки)

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировка)

Лес весенний увидали и к нему все побежали. (Бег по кругу)

— Вот и оказались мы свами в лесу.

  1. И/у «Чей хвост? Чья морда?» (образование притяжательных прилагательных).

— Кто нас встречает?

На карточках изображения животных (волк, лиса, белка, заяц, лось, кабан, барсук).

А ещё какие звери живут в нашей Самарской области? ( Дети называют животных нашего края) .

—Животные хотят поиграть с вами в прятки. Они будут прятаться, а вы их находить, правильно называя, что видите.

Появляются изображения «спрятанных» животных.Дети называют что видят: лисий хвост, волчья морда, заячьи уши, беличий хвост, лосиные рога, кабанья морда.

Молодцы, вы хорошо поиграли, нашли всех животных. А теперь давайте ещё поработаем, подберём звуковые схемы к названиям животных ( дети подбирают звуковые схемы к словам-названиям животных).

Молодцы, ребята! Вы правильно подобрали звуковые схемы, выполнили задание и получаете первую часть карты. Отправляемся дальше.

  1. И/у «Соберите картинку»

— Вот мы пришли на другую поляну. Что вы слышите?

— Верно, нас встречают птицы. Давайте вспомним, какие птицы живут в наших лесах (в Самарской области)? На карточках изображения птиц. Дети называют птиц.

— Я предлагаю вам поиграть. Соберите пазлы, назовите птицу.

На столах конверты с пазлами. Дети собирают картинки.

  1. Деление слов на слоги

— А теперь названия птиц разделите на слоги, подберите подходящую схему.

Дети проговаривают слова (названия птиц) по слогам. Подбирают слоговые схемы.

Ребята, чем мы можем помочь птицам?

— Вы справились с заданиями. Молодцы! Вы получаете вторую часть карты. И нам пора двигаться дальше.

  1. И/у «Составьте предложение с предлогом»

— Мы вышли на большой луг. Посмотрите, как много тут растений. Эти цветы растут в нашем крае. Давайте их назовём. ( На картинках растения. Дети называют их).

— А теперь давайте составим предложения о цветах с разными предлогами и подберём схемы этих предлогов. Дети берут сюжетную картинку, составляют предложение с предлогом, подбирают схему предлога.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, составили интересные и правильные предложения о цветах.

— Ребята, как мы можем защитить растения?

— Куда заносят редкие, исчезающие растения?

— Вспомните и назовите охраняемые растения нашего края.

  1. Релаксационное упражнение «Цветок» ( Под спокойную расслабляющую музыку).

— Предлагаю вам сейчас превратиться в прекрасные цветы. Нагнитесь, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькие семечки, из которых вырастут большие и красивые цветы. Представили? Отлично!

Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулись ростки. И вот, из ростков стали вырастать прекрасные цветы. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Растите-растите и вот вы уже какие большие!

Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони.

Пусть это будет бутон. На него дует ветерок, подуйте на свои ладони.

Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.

— Молодцы, ребята, вы добыли еще одну часть карты.

  1. Лабиринт «Помоги пчёлке»

— Ребята, вы составляли предложения про цветы и насекомых. Давайте ещё раз вспомним, каких насекомых вы знаете ( ответы детей).

— Эти насекомые живут в лесах, на полях, лугах. Многие из них приносят пользу. Давайте и мы с вами поможем пчёлке. Проходите за столы. У вас на столах лежат лабиринты. Помогите пчёлке собрать нектар с цветов и прилететь в улей. Будьте внимательны, пчёлка не должна залететь в «тупик».

— Молодцы, справились с заданием. Вы получаете еще одну часть карты. И мы отправляемся дальше.

  1. И/у «Назовите родственные слова»

— Вот вышли мы на берег реки. Какая самая большая река протекает в нашей Самарской области?

— Верно, это великая русская река Волга. Какие ещё реки есть в нашем крае? Дети перечисляют названия рек: Сок, Самара, Большой Кинель, Малый Кинель, Уса, Чапаевка, Безенчук, Крымза, Сургут и др.

— Посмотрите на экран. Здесь «спрятались» слова родственные слову РЫБА. На доске картинки-ребусы: рыбка, рыбёшка, рыбина, рыбий, рыбный, рыбак, рыболов.

Молодцы, вы много ребусов разгадали и родственных слов назвали. Получайте ещё один элемент карты.

  1. И/у «Четвертый лишний»

— Ребята, мы хорошо прогулялись по лесу, выполнили много интересных заданий, узнали, как богат и разнообразен природный мир национального парка «Самарская Лука». Чтобы получить последнюю часть карты нашей области и вернуться домой, нужно выполнить последнее задание. Каждый из вас выберет карточку с картинками. Нужно выбрать и обвести красным карандашом лишний предмет и объяснить свой выбор.

Детям предлагаются карточки с картинками:

Животные — заяц, лиса, волк, тигр;

Цветы — василек, ромашка, клевер, кактус

Птицы — воробей, сова, синица, попугай

Деревья — береза, рябина, пальма, ель

Рыбы — сом, щука, сазан, рыба-клоун

Насекомые — пчела, жук-олень, бабочка, паук-краб

Ягоды — земляника, малина, клубника, морошка.

Молодцы, справились с заданием! Вручаю вам последний элемент карты. Собирайте карту. Получилось! Ура!

  1. Итог занятия.

— Ребята, путешествие наше подошло к концу. Мы увидели, как богат наш край лесами, растениями, животными, птицами, рыбами. А вам понравилось наше путешествие по Самарской Луке? Что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? ( ответы детей)

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, собрали карту Самарской области. Теперь мы сможем отправиться в новое путешествие по нашему краю. И я верю, что вы будете охранять и защищать нашу природу. Берегите природу родного края!

Задать вопрос