Разграничение полномочий в вопросах землепользования и застройки между органами власти (федерация, субъект федерации, муниципалитеты): пробелы и противоречия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (488) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.10.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кузьмин, И. М. Разграничение полномочий в вопросах землепользования и застройки между органами власти (федерация, субъект федерации, муниципалитеты): пробелы и противоречия / И. М. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 41 (488). — С. 194-195. — URL: https://moluch.ru/archive/488/106570/ (дата обращения: 03.05.2024).



Настоящая статья посвящена вопросам правового разграничения полномочий между федеральными органами власти, субъектами и местными органами власти. Изучаются пробелы правового регулирования и противоречия законодательства. Делается предложение по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: полномочия, разграничение, органы власти, землепользование и застройка.

This article is devoted to the issues of legal differentiation of powers between federal authorities, subjects and local authorities. Gaps in legal regulation and contradictions in legislation are studied. A proposal is made to improve legislation in this area.

Keywords: powers, delimitation, authorities, land use and development.

В настоящее время Конституция РФ не содержит четкого разграничения полномочий в сфере землепользования и застройки на землях, относящихся к различному уровню ведения. Вместе с тем полномочия в сфере землепользования и застройки регламентированы в Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ. Ко всему прочему, указанные полномочия закрепляются в Законах субъектов, нормативных правовых актов муниципальных образований.

Так, согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям муниципальных органов относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (далее — ПЗЗ) [1].

Таким образом, федеральный законодатель наделяет муниципалитеты полномочиями по разработке нормативных правовых актов в данной сфере на территории муниципальных образований, но исключительно с учетом Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и иных норм федерального законодательства, оставляя тем самым за собой основное полномочие в указанной сфере, хотя оно прямо и не предусмотрено ни ст. 9 Земельного кодекса РФ, ни ст. 6 Градостроительного кодекса РФ [2].

Следовательно, решающее место в системе полномочий по линии нормативного регулирования землепользования и застройки принадлежат федеральным органам власти. Положения муниципальных нормативных правовых актов в данной сфере принимаются во исполнение и в развитие норм федерального законодательства и не должны противоречить ему. В некоторых случаях такие документы проходят согласование в уполномоченных органах государственной власти РФ и субъектов РФ (п. 7.2 ч. 1 ст. 6, ст. 7 ГрК РФ).

Для Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга ст. 63 Градостроительного кодекса РФ установлены особенности. ПЗЗ на территориях указанных городов утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, что обусловлено особым правовым статусов — города федерального значения.

В то же время, нельзя не отметить, что ст. 32 Градостроительного кодекса РФ для иных субъектов Российской Федерации (помимо согласования проектов ПЗЗ) отведено одно полномочие в данной сфере — определить какой из органов муниципалитета уполномочен на утверждение ПЗЗ — представительный или исполнительный (местная администрация) [3].

В данной связи, возможно сделать вывод о преобладании полномочий Федерации в вопросах землепользования и застройки, их тесной взаимосвязи с полномочиями органов местного самоуправления, при одновременном ограничении полномочий в указанном вопросе органов власти субъектов РФ.

Возвращаясь к вопросам регулирования полномочий в анализируемой сфере стоит заострить внимание на согласовании проектов ПЗЗ муниципальных образований. Как было отмечено, такие проекты в силу ст. 6 и ст. 7 Градостроительного кодекса РФ проходят согласование, в случаях, установленных Кодексом. Однако дублируя фактически одно и то же полномочие на разных уровнях власти: федеральном и региональном, законодатель не совсем четко определяет перечень случаев, когда такое согласование осуществляется с федеральным органом исполнительной власти, а когда с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, государство при формировании новой политики должно учитывать объективную потребность в развитии землепользования и застройки. Для этого требуется новая редакция Градостроительного кодекса РФ, четко разграничивающая полномочия органов власти различных уровней в вопросах утверждения и согласования ПЗЗ. Указанное позволит обеспечить эффективность и устойчивость землевладения, рациональное использование и охрану земель.

Литература:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 44. 29.10.2001. ст.ст.4147, 4148.
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.16.
  3. Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» (с изменениями на 29 июня 2023 года) // Собрание законодательства Пермского края. № 8. 21.09.2011.
  4. Ермолаева М. Х. Правила землепользования и застройки территории // Экономика и социум. 2019. № 9 (64). С. 110–112.
Основные термины (генерируются автоматически): Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, застройка, полномочие, Российская Федерация, согласование проектов, сфера землепользования, федеральное законодательство, федеральный орган власти.


Ключевые слова

органы власти, полномочия, разграничение, землепользование и застройка

Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере...

...предусмотрен в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ). В п. 6 ст. 1 ГрК РФ [1] градостроительное зонирование определяется как проведение. Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) содержит в себе основные положения методов.

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

 Актуальность данной темы определяется практически непрекращающимся с момента введения в действие Земельного кодекса РФ принятием федеральных законов, вносящих постоянные изменения в земельное законодательство.

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере градостроительства и землепользования прокурор сталкивается с большим количеством проблем, связанных с несовершенством градостроительного, земельного и иного законодательства.

Нормативное регулирование в сфере строительства

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации регулирует гражданским законодательством, ключевым нормативным актом которого является Гражданский Кодекс РФ.

Введение института зонирования в земельное законодательство...

Действительно, основная функция как института категорий, так и института зон, заключается в определении вида разрешённого использования — допустимого вида деятельности в пределах границ земельного участка, что следует из п. 8 ч. 1. ст. 1 ЗК РФ и из статьи 1 ГрК РФ.

Признаки самовольной постройки в современном гражданском праве

Второй признак — это факт создания постройки без получения на это необходимых разрешений. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ) таковыми являются разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

1. Согласно Законодательству, собственник земельного участка вправе возводить на нем здание, сооружение при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка — ст.42 ЗК РФ [3].

Проблемы определения условно разрешенного вида...

Продекларированная в Земельном кодексе РФ возможность определения собственником земельного участка условно-разрешенного вида использования земельного участка конкретную правовую форму получила в Градостроительном кодексе Российской Федерации...

Правовой режим создания индивидуального жилого дома...

Поправки, внесённые в Градостроительный кодекс Российской Федерации Законом № 340-ФЗ, с одной стороны упрощают процедуру согласования строительства индивидуальных жилых домов и садовых домов для застройщиков...

Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере...

...предусмотрен в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ). В п. 6 ст. 1 ГрК РФ [1] градостроительное зонирование определяется как проведение. Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) содержит в себе основные положения методов.

Особенности полномочий органов местного самоуправления...

 Актуальность данной темы определяется практически непрекращающимся с момента введения в действие Земельного кодекса РФ принятием федеральных законов, вносящих постоянные изменения в земельное законодательство.

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере градостроительства и землепользования прокурор сталкивается с большим количеством проблем, связанных с несовершенством градостроительного, земельного и иного законодательства.

Нормативное регулирование в сфере строительства

Регулирование предпринимательской деятельности в области строительства в Российской Федерации регулирует гражданским законодательством, ключевым нормативным актом которого является Гражданский Кодекс РФ.

Введение института зонирования в земельное законодательство...

Действительно, основная функция как института категорий, так и института зон, заключается в определении вида разрешённого использования — допустимого вида деятельности в пределах границ земельного участка, что следует из п. 8 ч. 1. ст. 1 ЗК РФ и из статьи 1 ГрК РФ.

Признаки самовольной постройки в современном гражданском праве

Второй признак — это факт создания постройки без получения на это необходимых разрешений. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее — ГрК РФ) таковыми являются разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

1. Согласно Законодательству, собственник земельного участка вправе возводить на нем здание, сооружение при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка — ст.42 ЗК РФ [3].

Проблемы определения условно разрешенного вида...

Продекларированная в Земельном кодексе РФ возможность определения собственником земельного участка условно-разрешенного вида использования земельного участка конкретную правовую форму получила в Градостроительном кодексе Российской Федерации...

Правовой режим создания индивидуального жилого дома...

Поправки, внесённые в Градостроительный кодекс Российской Федерации Законом № 340-ФЗ, с одной стороны упрощают процедуру согласования строительства индивидуальных жилых домов и садовых домов для застройщиков...

Задать вопрос