Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 16.06.2020

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Фролова, В. М. Особенности полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений / В. М. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71744/ (дата обращения: 27.04.2024).



Актуальность данной темы определяется практически непрекращающимся с момента введения в действие Земельного кодекса РФ принятием федеральных законов, вносящих постоянные изменения в земельное законодательство. Поэтому вопросы развития земельного законодательства всегда представляли особый интерес и с теоретической, и с практической точек зрения.

Органы местного самоуправления являются активными участниками земельных отношений, обладают особыми полномочиями, правами и обязанностями. Важнейшими нормативными актами, содержащими полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений являются Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) [5] и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131-ФЗ) [8]. Однако, установлено несоответствие закрепленных полномочий органов местного в ФЗ № 131-ФЗ, в Земельном, Лесном [6], Градостроительном (далее — ГрК РФ) [3], Бюджетном [1], Водном [2], Гражданском [4] и других кодексах Российской Федерации, в Федеральных законах в том числе: «Об охране окружающей среды» [10], «О мелиорации земель» [7], «Об особо охраняемых природных территориях» [9], «Об экологической экспертизе» [11] и др.

При этом отраслевое многообразие регулирования полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений без согласования применяемых правовых средств, в ряде случаев, приводит к юридическим коллизиям.

Прежде всего, требуется дать определение понятию «полномочия». В объективном смысле полномочия местного самоуправления в сфере земельных отношений есть совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих права конкретных субъектов муниципального права. В субъективном смысле полномочия — это право конкретного субъекта муниципального права осуществлять определенную публичную деятельность в сфере земельных отношений (правотворческую, организационно-распорядительную, правоприменительную и др.), требовать действий от других участников правоотношений; владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Применительно к сфере земельных отношений «полномочия местного самоуправления» детерминированы политико-правовыми особенностями государственного устройства.

ЗК РФ закрепляет за органами местного самоуправления ряд полномочий на решение вопросов местного значения в области земельных отношений: резервирование земель; изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Подобная норма содержится и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящем к полномочиям органов местного самоуправления принятие уставов и муниципальных правовых актов, в том числе регулирующих земельные отношения [5].

В науке муниципального права в качестве основных форм реализации полномочий органов местного самоуправления выделяются правотворчество и правоприменение. При этом правотворчество выражается в принятии устава муниципального образования, внесении в него изменений или дополнений, издании муниципальных правовых актов. Правотворчество органов местного самоуправления — это подзаконное правотворчество или нормотворчество. В любом случае это форма деятельности уполномоченных субъектов местного самоуправления по созданию, изменению и отмене правовых норм. Наряду с нормативными правовыми актами органы местного самоуправления могут принимать и ненормативные (индивидуальные, общие) правовые акты, которые также относятся к форме реализации полномочий органов местного самоуправления [18].

Правоприменение связывается с точным и неукоснительным исполнением действующего законодательства. При этом во всех случаях, когда речь идет о такой форме реализации полномочий органов местного самоуправления, как правоприменение, все действия должностных лиц органов местного самоуправления и решения органов местного самоуправления должны быть основаны на нормах права.

Указанное разнообразие земельно-правовых полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также форм их реализации, вызывает необходимость их классификации и систематизации для эффективного управления земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне.

Органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящиеся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений — физическими и юридическими лицами).

В качестве примера реализации обозначенных полномочий укажем на следующие документы: Решение Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» [14], Решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 06.09.2007 № 63 «Об утверждении Положения о порядке резервирования земельных участков (земель) в границах Советско-Гаванского района для муниципальных нужд» [13], Постановление Администрации Комсомольского муниципального района от 30.09.2013 № 629 «Об утверждении муниципальной программы «Использование и охрана земель на территории Комсомольского муниципального района на 2014–2020 годы» [12].

Кроме того, установлены особенности организации и проведения публичных слушаний по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа; особенности организации и проведения публичных слушаний.

Стоит отметить интересную особенность, что в небольшом количестве городов правила землепользования и застройки вообще не содержат норм о публичных слушаниях по вопросам землепользования и застройки. В этом случае в правилах делается отсылка к отдельному нормативному документу, регулирующему порядок проведения слушаний. Так сделано, например, в г. Хабаровске, где действует Положение о публичных слушаниях в городском округе «Город Хабаровск» (утв. решением Хабаровской городской Думы от 22 ноября 2005 г. № 181 [17]). В этом документе определены: формы публичных слушаний; предметы обсуждения, выносимые на публичные слушания; источник финансирования публичных слушаний; инициаторы проведения публичных слушаний; порядок принятия решения о назначении слушаний, время проведения, срок и территория; правила проведения публичных слушаний, оформления и опубликования результатов слушаний; особенности организации и проведения слушания по проектам муниципальных правовых актов и вопросам в соответствии с ГрК РФ.

Большинство правовых актов глав, принимаемых главами местных администраций, весьма скупо описывают сведения, касающиеся этапов градостроительного зонирования. Обычно принято указывать разработку карты градостроительного зонирования и разработку градостроительных регламентов (например, Постановление Администрации города Хабаровска от 20 января 2014 г. № 80 «Об утверждении требований к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов» [15]), но встречаются и иные варианты. Так, в Постановлении главы городского округа Подольск Московской области от 27 июля 2007 г. № 1207-п «Об утверждении этапов градостроительного зонирования территории города, Положения о Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Подольска и ее состава» [16] указаны этапы градостроительного зонирования.

Вышеизложенные положения подтверждают необходимость разработки классификации полномочий органов местного самоуправления поселений в области земельных отношений, учитывающей имеющиеся пробелы в законодательном регулировании.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
  2. Водный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2004 № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  6. Лесной кодекс Российской Федерации: ФЗ от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006, № 50, ст. 5278
  7. О мелиорации земель: ФЗ от 10.01.1996 № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 14.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета, № 202, 08.10.2003
  9. Об особо охраняемых природных территориях: ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 20.03.1995, № 12, ст. 1024.
  10. Об охране окружающей среды: ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  11. Об экологической экспертизе: ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 27.11.1995, № 48, ст. 4556.
  12. Об утверждении муниципальной программы «Использование и охрана земель на территории Комсомольского муниципального района на 2014–2020 годы: Постановление Администрации Комсомольского муниципального района от 30.09.2013 № 629 // Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района. № 9 (том 2), 04.10.2013.
  13. Об утверждении Положения о порядке резервирования земельных участков (земель) в границах Советско-Гаванского района для муниципальных нужд: Решение Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 06.09.2007 № 63 // Сборник нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района. № 7, 18.09.2007.
  14. Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск»: Решение Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211 // Хабаровские вести. № 87, 14.06.2002.
  15. Об утверждении требований к составу и порядку деятельности Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов: Постановление Администрации города Хабаровска от 20 января 2014 г. № 80 // Хабаровские вести. № 10, 24.01.2014.
  16. Об утверждении этапов градостроительного зонирования территории города, Положения о Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Подольска и ее состава: Постановление главы городского округа Подольск Московской области от 27 июля 2007 г. № 1207-п.
  17. О публичных слушаниях в городском округе «Город Хабаровск»: Положение, утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 22.11.2005 № 181.
  18. Гейт Н. А. Конституционно-правовые основы определения полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 1. С. 27.
  19. Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 284.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, городской округ, РФ, акт, градостроительное зонирование, особенность организации, отношение, Российская Федерация, слушание, Хабаровск.


Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере...

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является единственным источником права в градостроительной сфере, основным регулятором современных отношений, в которых выступают органы местного самоуправления, это к тому...

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является единственным источником права в градостроительной сфере, основным регулятором современных отношений, в которых выступают органы местного самоуправления, это к тому...

Особенности организации местного самоуправления в Москве

Местное самоуправление в Российской Федерации, и в частности в Москве

Отметим, что такая особенности организации местного самоуправления в Москве

Ирхин И. В. К вопросу о двухуровневой модели организации местного самоуправления в городских округах...

Методика оценки открытости в деятельности органов местного...

Где: нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. №...

Правовой режим создания индивидуального жилого дома...

Одним из регуляторов такой деятельности является градостроительное зонирование

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и всего что на

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с...

Особенности местного самоуправления на приграничных...

Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип организации, субъект РФ, законодательное регулирование, муниципальная собственность... Особенности функционирования муниципальных образований...

Разработка концептуальной модели взаимодействия органов...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская

Такой специфичный вид территориального зонирования как градостроительное зонирование предусмотрен в Градостроительном...

Особенности наделения органов местного самоуправления...

Статья 132 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных...

Похожие статьи

Полномочия органов местного самоуправления в сфере...

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является единственным источником права в градостроительной сфере, основным регулятором современных отношений, в которых выступают органы местного самоуправления, это к тому...

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Градостроительный кодекс Российской Федерации, каким бы он ни был, является единственным источником права в градостроительной сфере, основным регулятором современных отношений, в которых выступают органы местного самоуправления, это к тому...

Особенности организации местного самоуправления в Москве

Местное самоуправление в Российской Федерации, и в частности в Москве

Отметим, что такая особенности организации местного самоуправления в Москве

Ирхин И. В. К вопросу о двухуровневой модели организации местного самоуправления в городских округах...

Методика оценки открытости в деятельности органов местного...

Где: нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. №...

Правовой режим создания индивидуального жилого дома...

Одним из регуляторов такой деятельности является градостроительное зонирование

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и всего что на

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с...

Особенности местного самоуправления на приграничных...

Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местное самоуправление, Российская Федерация, муниципальное образование, общий принцип организации, субъект РФ, законодательное регулирование, муниципальная собственность... Особенности функционирования муниципальных образований...

Разработка концептуальной модели взаимодействия органов...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская

Такой специфичный вид территориального зонирования как градостроительное зонирование предусмотрен в Градостроительном...

Особенности наделения органов местного самоуправления...

Статья 132 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Вопросы местного значения понимаются как особая категория дел, отделенная от государственных...

Задать вопрос