Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 25.11.2019

Статья просмотрена: 484 раза

Библиографическое описание:

Баскаков, Е. Ю. Особенности местного самоуправления на приграничных территориях Российской Федерации / Е. Ю. Баскаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 259-263. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64275/ (дата обращения: 25.02.2021).



Развитие приграничного сотрудничества отнесено руководством Российской Федерации к общенациональным приоритетам. В связи с этим объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления муниципальными органами в приграничных территориях. Предмет исследования составила нормативно-правовая база, сложившаяся в период становления местного самоуправления с 2003 года по настоящее время. Цель исследования — выявление проблем местного самоуправления в приграничных территориях и характерных особенностей. При написании работы использовались методы системного подхода и анализа, синтеза, дедукции. Написание работы позволило прийти к следующим выводам: анализ обстановки в приграничных регионах РФ и федерального законодательства показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в таких регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления особых полномочий.

Ключевые слова: муниципальное право, местное самоуправление, приграничное сотрудничество, особая экономическая зона.

Одним из основных признаков создания и развития на территории России современного демократического общества является институт местного самоуправления. Закрепление данного института в отдельной главе основного закона государства – Конституции Российской Федерации – показывает, что МСУ является неотъемлемым атрибутом современного общества. Согласно 130 статье Конституции [3] местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Вопросы местного самоуправления регулирует ФЗ-2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5]. Согласно ч.2 ст.1 данного федерального закона, местное самоуправление- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Российская Федерация – государство со сложным этническим составом, неравномерно распределенным по субъектам РФ. Это обстоятельство вкупе с большим количеством субъектов (85) и различием их конституционно-правовых статусов заставляет законодателя выделять отдельные категории территорий с местным самоуправлением. Это ЗАТО, города-наукограды и приграничные территории Российской Федерации.

Приграничные территории Российской Федерации включают в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где устанавливается пограничный режим, пункты пропуска через Государственную границу РФ, а также территории административный районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий и других территорий, прилегающих к Государственной границе РФ, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» [6] пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов,и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан [1].

Местное самоуправление на приграничных территориях отличает ряд особенностей, закрепленных в статье 37 ФЗ № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации» [6]. Во-первых, органы МСУ, муниципальные учреждения и предприятия, физические и юридические лица действуют в особых условиях, предполагающих установление определенных ограничений (правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне; особенности хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных мероприятий).

Во-вторых, органы МСУ МО, расположенных на приграничных территориях, обладают полномочиями в сфере защиты Государственной границы РФ:

1) предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы РФ, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства об охране окружающей среды;

2) оказывают помощь пограничным органам, другим государственным структурам, осуществляющим контроль на Государственной границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют информацию, необходимую для их деятельности;

3) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории.

Из граждан формируются народные дружины [4].

Дружины выполняют функции:

1) обеспечения контроля за соблюдением режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

2) участия в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации;

3) разъяснения гражданам правил режима государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Помимо этого, местное самоуправление на приграничных территориях обладает рядом особенностей. В первую очередь, это приграничное сотрудничество, регулирующееся Федеральным законом от 26.07.2017 N 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» [7].

Так, согласно статье 8 данного ФЗ-179, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества относятся:

1) проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств;

2) заключение соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств;

3) создание организаций приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации создание органов приграничного сотрудничества и (или) участие в их деятельности;

4) участие в деятельности международных организаций в сфере приграничного сотрудничества в рамках органов, созданных специально для этой цели;

5) участие в разработке и реализации проектов международных программ приграничного сотрудничества;

6) иные полномочия в сфере приграничного сотрудничества в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Заключение международных договоров позволяет привлекать инвесторов в регион и повышать уровень бюджетных доходов. О. В. Цветкова в своей статье «Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области)» предлагает следующие пути развития сотрудничества [2].

  1. Межмуниципальные приграничные проекты на уровне администраций субъектов на сопредельной приграничной территории. В качестве примера таких совместных программ и проектов были названы инфраструктурные проекты (строительство железных дорог, оборудование морских портов), экологические, природные и культурно-исторические проекты.
  2. Локальные межрегиональные проекты на уровне муниципалитетов.
  3. Частное приграничное взаимодействие. Это взаимодействие носит самостоятельный характер, реализуется и развивается прежде всего за счет личной мотивации муниципального образования (предпринимателей, образовательных и научных учреждений, общественных организаций).
  4. Приграничное взаимодействие населения (трудовая миграция, туризм, шоппинг в пределах приграничной зоны).

Также важным элементом приграничного взаимодействия является создание Особых экономических зон (ОЭЗ), как одного из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

ОЭЗ — часть территории региона, которая обладает особым юридическим статусом [8], где действует льготный режим предпринимательской деятельности (в том числе льготные налоговый и валютный режимы), а также может применяться процедура свободной таможенной зоны (в том числе принцип «единого окна»). ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации созданы ОЭЗ 4-х типов:

– промышленно-производственные (ППТ ОЭЗ); («Моглино», «Тольятти», «Алабуга», «Ступино Квадрат», «Узловая»)

– технико-внедренческие (ТВТ ОЭЗ); («Томск», «Иннополис»)

– туристско-рекреационные (ТРТ ОЭЗ); («Ворота Байкала», «Курорты Северного Кавказа»)

– портовые (ПОЭЗ). («Лотос») [9]

Из приграничных территорий ОЭЗ созданы в Астраханской и Псковской областях, Алтайском крае. Это тем более видится важным в современной экономической обстановке, что развитие отдельных областей промышленности помогает регионам решать собственные задачи и менее зависеть от дотаций федерального правительства.

Таким образом, анализ обстановки в приграничных регионах Российской Федерации на основе изучения федерального законодательства по вопросам муниципального самоуправления в данных регионах показывает грамотное решение проблем местного самоуправления в приграничных регионах, путем создания института экономических привилегий и предоставления муниципалитетам особых полномочий.

Особые экономические зоны в россии

Литература:

  1. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с. с.418
  2. Цветкова О. В. Роль местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества в развитии приграничных территорий Российской Федерации (на примере Псковской области) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017 Т. 13, № 2. С. 65–76.
  3. Конституция Российской Федерации с последними изменениями на 2019 г., Гл.8., М.: Эксмо. с.26
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 339 «О Порядке привлечения граждан к защите Государственной границы Российской Федерации»
  5. Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступл. в силу с 01.09.2019),-Омега-Л, 2018
  6. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730–1 Ст.37
  7. Федеральный закон «Об основах приграничного сотрудничества» от 26.07.2017 N 179-ФЗ
  8. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  9. «Особые экономические зоны в России»:- https://bankingsite.ru (дата обращения 17.11.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, местное самоуправление, приграничное сотрудничество, государственная граница, Государственная граница РФ, территория, пограничная зона, местное значение, муниципальное образование, Псковская область.


Похожие статьи

Определение границы муниципального образования

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [1]. В Российской Федерации...

Правовое регулирование международных связей муниципальных...

приграничное сотрудничество, Российская Федерация, местное самоуправление, связь, образование, субъект, том, межмуниципальное сотрудничество, международная деятельность, Европейская рамочная конвенция.

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Приграничная территория это часть территории административно-территориальной единицы государства, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства [1]. Преобразования в современном мире, связанные с процессами...

Правовые проблемы государственной регистрации сведений...

Территория Российской Федерации состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов

Функция установления границ между субъектами РФ возложена на региональные органы государственной власти.

Российско-северокорейское приграничное сотрудничество...

Российско-северокорейское приграничное сотрудничество: социологический анализ. Автор: Сорокина Полина Аркадьевна.

Российская Федерация, РФ, государственная граница, несовершеннолетний гражданин РФ, пограничный контроль, въезд, Государственная...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин

Пропуск лиц через Государственную границу является одним из совокупности правил, формирующих режим Государственной границы РФ.

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

Сейчас целостно-национально-государственное образование ногайцев отсутствует, почти

- регион превратился в центр терроризма на территории России. При этом он выступает как

Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или...

Анализ современного состояния нормативно-правовой базы...

Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими подготовку и утверждение правил землепользования и застройки, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов и границах территориальных зон до 01 июня 2020...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

В исследовании отношений Российской Федерацией и официальным Брюсселем всегда было

Обострение отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом на фоне «войны

«Бархатный занавес» (или серая линия), то есть государственная граница на...

Похожие статьи

Определение границы муниципального образования

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [1]. В Российской Федерации...

Правовое регулирование международных связей муниципальных...

приграничное сотрудничество, Российская Федерация, местное самоуправление, связь, образование, субъект, том, межмуниципальное сотрудничество, международная деятельность, Европейская рамочная конвенция.

Анализ возможности развития приграничных и трансграничных...

Приграничная территория это часть территории административно-территориальной единицы государства, административная граница которой совпадает с линией государственной границы государства [1]. Преобразования в современном мире, связанные с процессами...

Правовые проблемы государственной регистрации сведений...

Территория Российской Федерации состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов

Функция установления границ между субъектами РФ возложена на региональные органы государственной власти.

Российско-северокорейское приграничное сотрудничество...

Российско-северокорейское приграничное сотрудничество: социологический анализ. Автор: Сорокина Полина Аркадьевна.

Российская Федерация, РФ, государственная граница, несовершеннолетний гражданин РФ, пограничный контроль, въезд, Государственная...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

Ключевые слова:государственная граница Российской Федерации, пересечение Государственной границы, гражданин

Пропуск лиц через Государственную границу является одним из совокупности правил, формирующих режим Государственной границы РФ.

Миграционная ситуация на Северном Кавказе в оценке...

Сейчас целостно-национально-государственное образование ногайцев отсутствует, почти

- регион превратился в центр терроризма на территории России. При этом он выступает как

Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или...

Анализ современного состояния нормативно-правовой базы...

Органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими подготовку и утверждение правил землепользования и застройки, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов и границах территориальных зон до 01 июня 2020...

«Калининградский вопрос» в отношениях Российской Федерации...

В исследовании отношений Российской Федерацией и официальным Брюсселем всегда было

Обострение отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом на фоне «войны

«Бархатный занавес» (или серая линия), то есть государственная граница на...

Задать вопрос