Формы просветительской деятельности: индивидуальные консультации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.10.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. П. Формы просветительской деятельности: индивидуальные консультации с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. П. Смирнова, С. Г. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106516/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: дети с ОВЗ, консультирование родителей, помощь детям с ОВЗ.

В настоящее время проблема консультирование родителей детей с ОВЗ становится наиболее актуальной. Проблема приобрела особую актуальность в период введения инклюзивного образования, как формы работы с детьми имеющими статус ОВЗ и/или инвалидности. Педагогические работники столкнулись с проблемой умения, а иногда и нежелания работать с такими детьми в условиях совместного обучения детей без такового статуса. Многие ученные среди неумения педагогов работать с данной категорией детей выделяют такие причины как:

  1. Педагоги не проинформированы о необходимости и важности такого образования;
  2. Не прошли обучение по программам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью (не имеют образования в сфере дефектологии, специальной педагогики Ии психологии);
  3. Краткосрочные курсы не дают достаточно полного представления о методах и формах работ с такими детьми, а также об особенностях их обучения;
  4. Нежелание педагогов работать с такими детьми в силу различных обстоятельств.

Исходя из вышеперечисленного вопрос о консультировании родителей детей с ОВЗ является наиболее актуальным, так как даже при наличии желания беседовать с родителями «особенных» детей часто является для педагога проблематичным. Педагогу необходимо принять во внимание, что многие родители детей с ОВЗ тяжело переживают «непохожесть» своего ребенка на других детей школы или детского дошкольного учреждения и нуждается в поддержке порой да больше, чем сам ребенок. И так как семья, которая, при правильном отношении к статусу ребенка, а также адекватным методам того самого воспитания и обучения, является залогом продуктивной коррекционной работы то необходимость продуктивной работы с родителями очень велика.

— Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

— Индивидуальные консультации предполагают, что в такой форме взаимодействия принимают участие родители (один из родителей/законных представителей), возможно совместно с ребенком, педагог (возможно не только воспитатель/учитель, узкие специалисты)

Задачи индивидуальных консультаций для детей с ОВЗ

— повышение профессиональной компетентности родителей и расширение их знаний в вопросах воспитания детей с ОВЗ;

— включение родителей в процесс комплексного с сопровождения детей с ОВЗ, реализацию индивидуальных программ сопровождения;

— профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;

— оказание профессиональной помощи родителям детей с отклонениями в развитии

Подготовка к консультации:

— наметить тему, план;

— подготовить содержание, наглядность;

— продумать место и время;

— заранее пригласить родителя;

— сформулировать рекомендации.

Содержание консультации

— Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов.

— Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.

Общие требования индивидуальной консультации для родителей детей с ОВЗ

— Избегать избыточной для родителей информации о причинах механизма, симптоматике типологии и пр. сведения о детях с ОВЗ (академичность подачи информации) % но предлагать любой материал систематизировано;

— Избегать незнакомой и малознакомой для родителей терминологии, но обязательно объяснять суть базовой и значимой;

— Любое сообщение должно носить прикладной практикоориентированный характер

— Рекомендовать доступную адаптированную литературу, книги, материалы статей, сайтов

— Обсуждать и давать знания о необходимой нормативной документации, правах и обязанностях родителей в отношении своего ребенка

— Соблюдение тематики своего функционала в просветительской и консультативной работе с родителями (не затрагивать деятельность других специалистов работающих с ребенком)

Требования к проведению консультации.

— Консультацию проводят в удобное для педагога и родителя время.

— Консультация проводится без спешки и доброжелательно.

— Консультация проводится в спокойной обстановке, в помещении, где нет отвлекающих факторов (шум, посторонние люди и т. д.)

— Важно расположить к себе родителя.

— Инициатором консультации может быть педагог, а возможны консультации по запросу родителя или лица их замещающего.

— Плюсы индивидуальных консультаций для родителей детей с ОВЗТакие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания.

— Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это — залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

— Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.

— Родителям легче найти контакт с педагогом, нет неловкости от присутствия посторонних лиц.

— У педагога есть возможность получить более полную информацию о ребенке и его семье.

— Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.

Минусы индивидуальных консультаций для родителей детей с ОВЗ

— Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными.

— Необходимость найти подход к конкретному родителю и правильно донести до него информацию.

— Необходимость согласовывать время консультации с каждым из родителей.

— Необходимость донесения до родителей порой негативной информации о сложностях ребенка с ОВЗ, касающихся конкретно их ребенка (возможно сложности поведения, обучения и т. д.)

Литература:

1. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.

2. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 260 с.

3. Серебренникова, С. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушениями письма и чтения: Учебное пособие / С. Ю. Серебренникова, И. О. Соколова. — Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2019. — 118 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, родитель детей, консультация, педагог, воспитание детей, Индивидуальная консультация, консультирование родителей детей, Содержание консультации, форма работы.


Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Похожие статьи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы по развитию речи учащихся с ограниченными возможностями

Организация работы педагога-психолога с семьей, воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Задать вопрос