Ключевые слова: дети с ОВЗ, консультирование родителей, помощь детям с ОВЗ.
В настоящее время проблема консультирование родителей детей с ОВЗ становится наиболее актуальной. Проблема приобрела особую актуальность в период введения инклюзивного образования, как формы работы с детьми имеющими статус ОВЗ и/или инвалидности. Педагогические работники столкнулись с проблемой умения, а иногда и нежелания работать с такими детьми в условиях совместного обучения детей без такового статуса. Многие ученные среди неумения педагогов работать с данной категорией детей выделяют такие причины как:
- Педагоги не проинформированы о необходимости и важности такого образования;
- Не прошли обучение по программам работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью (не имеют образования в сфере дефектологии, специальной педагогики Ии психологии);
- Краткосрочные курсы не дают достаточно полного представления о методах и формах работ с такими детьми, а также об особенностях их обучения;
- Нежелание педагогов работать с такими детьми в силу различных обстоятельств.
Исходя из вышеперечисленного вопрос о консультировании родителей детей с ОВЗ является наиболее актуальным, так как даже при наличии желания беседовать с родителями «особенных» детей часто является для педагога проблематичным. Педагогу необходимо принять во внимание, что многие родители детей с ОВЗ тяжело переживают «непохожесть» своего ребенка на других детей школы или детского дошкольного учреждения и нуждается в поддержке порой да больше, чем сам ребенок. И так как семья, которая, при правильном отношении к статусу ребенка, а также адекватным методам того самого воспитания и обучения, является залогом продуктивной коррекционной работы то необходимость продуктивной работы с родителями очень велика.
— Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
— Индивидуальные консультации предполагают, что в такой форме взаимодействия принимают участие родители (один из родителей/законных представителей), возможно совместно с ребенком, педагог (возможно не только воспитатель/учитель, узкие специалисты)
Задачи индивидуальных консультаций для детей с ОВЗ
— повышение профессиональной компетентности родителей и расширение их знаний в вопросах воспитания детей с ОВЗ;
— включение родителей в процесс комплексного с сопровождения детей с ОВЗ, реализацию индивидуальных программ сопровождения;
— профилактика вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка;
— оказание профессиональной помощи родителям детей с отклонениями в развитии
Подготовка к консультации:
— наметить тему, план;
— подготовить содержание, наглядность;
— продумать место и время;
— заранее пригласить родителя;
— сформулировать рекомендации.
Содержание консультации
— Консультация может быть организована в форме беседы, обсуждения проблемы, статьи (заранее прочитанной, вопросов и ответов.
— Содержание консультации состоит из вступления, основной части и заключения. Содержание конкретизировано до деталей.
Общие требования индивидуальной консультации для родителей детей с ОВЗ
— Избегать избыточной для родителей информации о причинах механизма, симптоматике типологии и пр. сведения о детях с ОВЗ (академичность подачи информации) % но предлагать любой материал систематизировано;
— Избегать незнакомой и малознакомой для родителей терминологии, но обязательно объяснять суть базовой и значимой;
— Любое сообщение должно носить прикладной практикоориентированный характер
— Рекомендовать доступную адаптированную литературу, книги, материалы статей, сайтов
— Обсуждать и давать знания о необходимой нормативной документации, правах и обязанностях родителей в отношении своего ребенка
— Соблюдение тематики своего функционала в просветительской и консультативной работе с родителями (не затрагивать деятельность других специалистов работающих с ребенком)
Требования к проведению консультации.
— Консультацию проводят в удобное для педагога и родителя время.
— Консультация проводится без спешки и доброжелательно.
— Консультация проводится в спокойной обстановке, в помещении, где нет отвлекающих факторов (шум, посторонние люди и т. д.)
— Важно расположить к себе родителя.
— Инициатором консультации может быть педагог, а возможны консультации по запросу родителя или лица их замещающего.
— Плюсы индивидуальных консультаций для родителей детей с ОВЗТакие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворённости процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания.
— Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это — залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.
— Индивидуальная консультация помогает родителям и педагогу принять общее верное решение той или иной возникшей проблемы так, чтобы не нанести вред ребенку.
— Родителям легче найти контакт с педагогом, нет неловкости от присутствия посторонних лиц.
— У педагога есть возможность получить более полную информацию о ребенке и его семье.
— Родители, прислушиваясь к педагогу, начинают понимать проблемную ситуацию так, как она выглядит на самом деле, а не так как они видят ее со своей стороны.
Минусы индивидуальных консультаций для родителей детей с ОВЗ
— Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными.
— Необходимость найти подход к конкретному родителю и правильно донести до него информацию.
— Необходимость согласовывать время консультации с каждым из родителей.
— Необходимость донесения до родителей порой негативной информации о сложностях ребенка с ОВЗ, касающихся конкретно их ребенка (возможно сложности поведения, обучения и т. д.)
Литература:
1. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с.
2. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — СПб.: Речь, 2002. — 260 с.
3. Серебренникова, С. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушениями письма и чтения: Учебное пособие / С. Ю. Серебренникова, И. О. Соколова. — Иркутск: Изд-во «Аспринт», 2019. — 118 с.