Ключевые слова: родители, педагоги, дети с ОВЗ.
В современном мире очень сложна жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Таким людям очень сложно адаптироваться в обществе. Семье, в которой воспитывается ребёнок с ОВЗ, приходится решать массу проблем, в том числе педагогических, правовых и психологических. Семья воспитывает ребенка совместно с дошкольным учреждением, школой, различными центрами и другими образовательными учреждениями.
Для любого ребёнка, а для ребёнка с ОВЗ особенно, необходима для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива. Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ включает в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Работа педагога и психолога направлена на формирование высших психологических функций, (восприятие, внимание, память, формирование у системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений). В работе с детьми педагогам важна совместная работа с родителями. Совместная работа способствует лучшему достижению результатов. Для специалистов сотрудничество с родителями дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает желание подходить к работе творчески, искать новые формы работы, выбирать методический подход, облегчает поиск индивидуальных особенностей ребёнка.
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, которые смогли «построить» сотрудничество с педагогом, расширяют свой кругозор, они начинают верить в свои силы, осознают возможности свои и ребёнка, активно и осознанно участвуют в процессе обучения и воспитания, правильно и адекватно взаимодействуют со своим ребёнком, с другими детьми и их родителями. Родители чувствуют в лице педагогов поддержку, а значит у них повышается уверенность в завтрашнем дне.
Изначально столкнувшись со своей бедой один на один, родители начинают допускать грубые ошибки в воспитании, следствием которых являются психологические травмы у детей и чувство безысходности у родителей. С помощью психологов и педагогов родители анализируют проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. Выяснив, что неадекватный стиль общения родителей между собой, другими родителями и неправильное поведение в отношении отрицательно влияет на способность ребёнка социализироваться и привести к невротизации ребёнка. Совместная работа педагогов и родителей позволяет исправить ошибки, допущенные родителями и способствуют удачной социализации ребёнка.
Удачно социализирующийся ребёнок — результат правильно занятой позиции родителей.
Рис. 1
Следует помнить о том, что главная особенность — ведение родителей своего ребёнка по всем жизненным направлениям: воспитании детей, включении их в социальные и трудовые сферы.
Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, можно разбить на 2 категории. В одних семьях родители и другие родственники «отторгают» ребёнка, осуждают его, обвиняют в своей «загубленной» жизни, не интересуются ребёнком, его успехами, интересами. Как результат — дети, воспитывающиеся в такой семье имеют низкую самооценку, пониженный фон настроения, пассивность.
В других семьях испытывают чувство вины перед ребёнком, безгранично жалеют его, стараются помочь в любой мелочи. Результат: ребёнок растёт несамостоятельным и эгоцентричным.
И в том и другом случае необходима психолого-педагогическая и медико-социальная помощь семьям. От благоприятной обстановке в семье зависит успешность социализации ребёнка.
Люди с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).
Рис. 2
Одним из основных методов коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия (метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции). Используются художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое) Метод наиболее подходит также и детям с ОВЗ.
Формы работы:
— Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).
— Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов.
— Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.
Результаты арттерапии:
— Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей
— Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
— Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
— Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
— Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Рис. 3
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть люди, готовые им помочь.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. Пособие — М.: ВЛАДОС, 2004.
- Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
- Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями — М., 1998.