Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беликова, Н. А. Взаимодействие с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья / Н. А. Беликова, В. Л. Зубрилина, В. А. Тимченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 554-556. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91743/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: родители, педагоги, дети с ОВЗ.

В современном мире очень сложна жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья. Таким людям очень сложно адаптироваться в обществе. Семье, в которой воспитывается ребёнок с ОВЗ, приходится решать массу проблем, в том числе педагогических, правовых и психологических. Семья воспитывает ребенка совместно с дошкольным учреждением, школой, различными центрами и другими образовательными учреждениями.

Для любого ребёнка, а для ребёнка с ОВЗ особенно, необходима для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива. Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ включает в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности психолога, направленный на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум. Работа педагога и психолога направлена на формирование высших психологических функций, (восприятие, внимание, память, формирование у системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, на основе партнерских отношений). В работе с детьми педагогам важна совместная работа с родителями. Совместная работа способствует лучшему достижению результатов. Для специалистов сотрудничество с родителями дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает желание подходить к работе творчески, искать новые формы работы, выбирать методический подход, облегчает поиск индивидуальных особенностей ребёнка.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, которые смогли «построить» сотрудничество с педагогом, расширяют свой кругозор, они начинают верить в свои силы, осознают возможности свои и ребёнка, активно и осознанно участвуют в процессе обучения и воспитания, правильно и адекватно взаимодействуют со своим ребёнком, с другими детьми и их родителями. Родители чувствуют в лице педагогов поддержку, а значит у них повышается уверенность в завтрашнем дне.

Изначально столкнувшись со своей бедой один на один, родители начинают допускать грубые ошибки в воспитании, следствием которых являются психологические травмы у детей и чувство безысходности у родителей. С помощью психологов и педагогов родители анализируют проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. Выяснив, что неадекватный стиль общения родителей между собой, другими родителями и неправильное поведение в отношении отрицательно влияет на способность ребёнка социализироваться и привести к невротизации ребёнка. Совместная работа педагогов и родителей позволяет исправить ошибки, допущенные родителями и способствуют удачной социализации ребёнка.

Удачно социализирующийся ребёнок — результат правильно занятой позиции родителей.

Рис. 1

Следует помнить о том, что главная особенность — ведение родителей своего ребёнка по всем жизненным направлениям: воспитании детей, включении их в социальные и трудовые сферы.

Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, можно разбить на 2 категории. В одних семьях родители и другие родственники «отторгают» ребёнка, осуждают его, обвиняют в своей «загубленной» жизни, не интересуются ребёнком, его успехами, интересами. Как результат — дети, воспитывающиеся в такой семье имеют низкую самооценку, пониженный фон настроения, пассивность.

В других семьях испытывают чувство вины перед ребёнком, безгранично жалеют его, стараются помочь в любой мелочи. Результат: ребёнок растёт несамостоятельным и эгоцентричным.

И в том и другом случае необходима психолого-педагогическая и медико-социальная помощь семьям. От благоприятной обстановке в семье зависит успешность социализации ребёнка.

Люди с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья (инклюзивное образование).

Рис. 2

Одним из основных методов коррекции детско-родительских отношений является арт-терапия (метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции). Используются художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое) Метод наиболее подходит также и детям с ОВЗ.

Формы работы:

— Создание художественно-творческих проектов (семейных проектов).

— Диалоги, выставки работ, импровизированное обсуждение картин, сочинение рассказов.

— Диагностическое наблюдение и поддержка, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

Результаты арттерапии:

— Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей

— Дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

— Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

— Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

— Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Рис. 3

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть люди, готовые им помочь.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учеб. Пособие — М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004.
  3. Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями — М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, совместная работа, форма работы.


Ключевые слова

педагоги, родители, дети с ОВЗ

Похожие статьи

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Похожие статьи

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Взаимодействие с родителями: секреты успешной работы

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ

Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ в сопровождении детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Задать вопрос