Статья посвящена проблемам правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации. На основе анализа законодательства автор отмечает несовершенство легальной дефиниции иностранного агента и законодательно установленных признаков, которым должно отвечать лицо, чтобы быть признанным иностранным агентом, а также предлагает собственную дефиницию понятия иностранного агента. В качестве несовершенства правового регулирования отмечается и характер ограничений, запретов и обязанностей, установленных для иностранных агентов. Одновременно с недостатками правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации подчеркивается значимость данного института для информационной безопасности государства. Исходя из указанной значимости рассматриваемого института автором предлагается установление уголовной ответственности за нарушения запретов, ограничений и неисполнение обязанностей иностранными агентами.
Ключевые слова: иностранный агент, правовой статус иностранного агента, иностранные источники финансирования, иностранное влияние, аффилированные лица.
The article is devoted to the problems of legal regulation of the status of a foreign agent in the Russian Federation. Based on the analysis of legislation, the author notes the imperfection of the legal definition of a foreign agent and the legally established signs that a person must meet in order to be recognized as a foreign agent, and also offers his own definition of the concept of a foreign agent. The nature of restrictions, prohibitions and duties imposed on foreign agents is also noted as an imperfection of legal regulation. Simultaneously with the shortcomings of the legal regulation of the status of a foreign agent in the Russian Federation, the importance of this institution for the information security of the state is emphasized. Based on the indicated significance of the institution under consideration, the author proposes the establishment of criminal liability for violations of prohibitions, restrictions and non-fulfillment of duties by foreign agents.
Keywords: foreign agent, legal status of a foreign agent, foreign sources of financing, foreign influence.
Институт признания различных лиц в качестве иностранных агентов в последнее время приобретает все больше и больше актуальности в Российской Федерации. Впервые правовая возможность признания лица иностранным агентом появилась в России в 2012 году, именно тогда был принят Федеральный закон от 20.07.2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», который внес соответствующие изменения о новом статусе в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Принятие такого рода поправок имело свои конкретные цели, а именно «очищение общественного мнения». Необходимо было, чтобы граждане и лица, проживающие на территории России смогли четко понимать, где высказывается демократическое мнение, гражданская позиция, а где звучат проплаченные, пропагандистские настроения зарубежных покровителей, пытающихся подорвать авторитет власти и «расшатать» политическую ситуацию в стране. Позже, в 2017 году были внесены поправки и в законодательство о СМИ. Теперь в качестве иностранных агентов могли признаваться и средства массовой информации.
Сегодня статус иностранных агентов регулируется Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее — ФЗ № 255).
Отмечая актуальность рассматриваемого института, важно отметить, что последние политические и военные события стали предпосылкой для ужесточения контроля за иностранными агентами, а также для принятия специального законодательства, в рамках которого присваивается конкретный правовой статус таким субъектам. Введение специальной военной операции на территории Украины вскрыло огромное количество иностранных агентов, а также их иностранных источников финансирования.
Правовой статус иностранного агента в Российской Федерации определяется в соответствии с положениями ФЗ № 255. Ст. 1 названного закона определяет в качестве иностранного агента лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
И теоретики, и практики неоднократно отмечали несовершенство такого рода определения. Во-первых, оно не раскрывает сущности данного субъекта и его особенностей, а, во-вторых, содержит отсылку к другой статье того же закона для уточнения видов деятельности, которая является незаконной и выступает в качестве основания для признания субъекта иностранным агентом [3, с. 607]. В данной связи предлагается альтернативное и более емкое определение иностранного агента, которое может быть использовано на законодательном уровне. Так, иностранным агентом признается субъект (человек, организация, объединение, партия или орган власти), который получал или продолжает получать финансовую или иного рода материальную поддержку иностранного лица, организации или государства с целью выполнения противоправной деятельности на территории Российской Федерации, угрожающей ее целостности и безопасности.
Несовершенство правового регулирования связаны также отсутствием точной и обоснованной классификации иностранных агентов, а точнее — субъектов, которых следует признавать иностранными агентами. В условиях продолжающейся войны разнообразие и новые формы и виды иностранных агентов с каждым днем не перестают удивлять. Большая часть из них никак не регламентируются законом.
Так, заместителем Председателя Совета Безопасности Российской Федерации — Медведевым Дмитрием Анатольевичем в мае 2022 г. было сказано: «На законодательном уровне следует ввести более точную классификацию и более строгую ответственность иноагентов» [4]. Медведев Д. А. считает, что ранее поправки, а затем и сам закон об иностранных агентах являлись больше формальностью. Сегодня же в условиях непрекращающихся санкций со стороны недружественных государств, институт иностранных агентов требует усовершенствования, а главное ужесточения санкций в отношении названных субъектов. И действительно, если обратиться к ст. 9 ФЗ № 255, то очевидно заключить, что обязанности иноагентов никак не связаны с претерпеванием негативных последствий своей деятельности. Тоже самое касается и ограничений, связанных со статусом иностранного агента (ст. 11).
Единственным возможным проявлением строгости к деятельности иностранных агентов является установление административной и уголовной ответственности. Точнее сказать, что ответственность Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации определена не за сам факт деятельности в качестве иностранного агента и признания таковым, а за нарушения и невыполнение обязанностей уже в качестве иностранного агента, включенного в соответствующий реестр.
Мягкость подхода к столь опасной и противоправной деятельности такого субъекта как иностранный агент отмечается и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 г. № 10-П, в котором говорится, что государство не дает негативную оценку и не критикует деятельность иностранных агентов, несмотря на их зарубежное финансирование и представление угрозы Российской Федерации. В этом отношении политика Российской Федерации должна быть однозначной и более жесткой. В условиях активного вещания СМИ и использования Интернета, иностранным агентам все проще воздействовать на сознание добросовестных граждан.
Среди основных законодательных пробелов помимо отсутствия более развернутого понятия «иностранный агент» и более расширенного и подробного списка видов иностранных агентов, существуют сложности с отсутствием определения аффилированных с иностранными агентами лиц [2, с. 15]. Для того, чтобы понять, что вообще значит аффилированное лицо (не только с иностранным агентом) приходится обращаться к ст. 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме в случаях, если настоящий кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Говоря более простым языком, аффилированные лица — это лица, которые находятся во взаимозависимости друг от друга.
Теперь стоит перейти к основаниям для признания конкретного субъекта иностранным агентом. Проанализировав положения ФЗ № 255 можно заключить, что для того, чтобы субъект был признан иностранным агентом необходимо соблюдение 3-х основных условий:
1) наличие иностранного финансирования и влияния;
2) осуществление конкретной деятельности, которая характеризует субъекта, находящегося в зависимости от иностранного государства, в качестве иностранного агента;
3) несогласие и критика действующей власти [1, с. 45].
Предполагается, что данный список и основания с учетом увеличения видов иностранных агентов и изощренности способов их воздействия на политику Российской Федерации, должны быть расширены.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что действующее законодательство об иностранных агентах требует масштабной переработки и дополнений. На сегодняшний день в Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находятся два законопроекта — Законопроект № 19728–8 и Законопроект № 35591–8, каждый из которых в той или иной мере касается проблем, поднятых в настоящей статье. Возможно, их принятие будет способствовать совершенствованию правового регулирования рассматриваемого института, так как он имеет принципиально важное значение как для государства в целом, его безопасности и должного функционирования, так и для общества в лице проживающих в нем людей, их информационной безопасности.
Литература:
- Захаров Д. С. Особенности деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента / Д. С. Захаров // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2021. — № 2 (34). — С. 45–47.
- Грибанкова Н. А. Статус иноагента: современные проблемы толкования / Н. А. Грибанкова // Новый юридический вестник. — 2023. — № 1 (40). — С. 12–16.
- Салихова М. А. Правовое регулирование деятельности иностранных агентов в России / М. А. Салихова, А. О. Пузанов // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. — Донецк, 2021. — С. 601–607.
- Единая России: официальный сайт. URL: https://cdn.er.ru/activity/news/dmitrij-medvedev-na-zakonodatelnom-urovne-sleduet-vvesti-bolee-tochnuyu-klassifikaciyu-i-bolee-stroguyu-otvetstvennost-inoagentov?ysclid=lnadfkcfee926656874 (дата обращения: 03.10.2023).