В статье рассматриваются особенности составления занятия в хореографической студии на примере занятия по модерн-джаз танцу хореографической студии «Стимул».
Ключевые слова: модерн-джаз, танец, хореография, упражнения, урок по современному танцу, занятия по хореографии, комбинации.
Человек, профессионально занимающийся хореографией, углубленно изучающий тонкости данного искусства, формирует в себе творческие способности, присущие далеко не каждому человеку.
Организация и проведение урока в хореографической студии — это важная ступень для получения высокого результата в обучении. Выстраивается с целью максимально раскрыть творческие способности учащегося, развить умения и навыки, необходимые для формирования одаренного танцовщика.
Рассмотрим особенности составления занятия на примере занятия по модерн-джаз танцу хореографической студии «Стимул».
Выбор данного направления связан с тем, что представители стиля модерн в искусстве конца XIX — начала XX веков поставили своей целью изменить сложившуюся еще со времен Возрождения традицию европейского искусства. Повлияв на все искусство в целом, модерн не обошел и искусство танца. Танец модерн — это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка. Представители танца модерн отрицали все каноны и пытались открыть новое: новые темы и сюжеты, которые они находили, непременно следовало выражать новыми художественными средствами. Пластика модерна способна выразить проблемы, которые приобретают более приземленный, человеческий характер. Модерн-джаз — это вид танца, который в начале XX столетия становится отчетливой альтернативой классическому танцу. Используя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры этого направления рассказывали зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души.
По мнению В. Ю. Никитина, «Основные принципы модерн-джаз танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.
Можно выделить следующие технические особенности этого стиля:
- Использование в танце позы коллапса;
- Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали;
- Изолированные движения различных частей тела;
- Использование ритмически сложных и синкопированных движений;
- Полиритмия танца;
- Индивидуальные импровизации в общем танце». [1, с. 28]
В наше время существует достаточно большое количество техник танца, модерн-джаз продолжает свое развитие и получает большую популярность.
Данные особенности и принципы легли в основу разработки занятия по модерн-джаз танцу для учащихся хореографической студии «Стимул».
Цель: демонстрация знаний, умений и навыков на занятии по модерн-джаз танцу.
Задачи:
– использовать не только статичные и учебные комбинации, но и комбинации на продвижение;
– развивать координацию, танцевальную память через различную танцевальную лексику;
– научить исполнять комбинации с правой и с левой ноги;
– воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности и отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Вид урока:обобщающий
Методы:наглядный
Оборудование:музыкальный центр, USB-носитель.
Ход занятия
I. Организационный момент
– обозначение темы и цели урока;
– пролог, поклон.
II. Основная часть
1 часть открытого занятия — учебные комбинации на середине зала:
– Комбинация contraction, release — развивает гибкость позвоночника и эластичность мышц спины. За счет взаимосвязи дыхания и движения приводит к естественности движения, придает динамическую окраску движениям.
– Комбинация plie — развивает эластичность, выворотность в тазобедренном и коленном суставах, способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.
– Комбинация battement tendu jete — развивает натянутость ног в воздухе, силу, лёгкость ног и подвижность тазобедренного сустава.
– Комбинация adajio — укрепляет силу мышц ног, брюшного пресса, удлиняет линии рук и ног, позволяет добиться нужной манеры исполнения.
– Комбинация в par terre — развивает физические данные, слитность перехода из одного движения в другое.
– Комбинация в стиле модерн — способствует развитию танцевальности, характера исполнения, повышает уровень исполнительского мастерства.
2 часть открытого занятия — кросс комбинации:
– Комбинация на вращение — помогает освоить повороты на различных уровнях.
– Комбинация grand battement — развивает точность, изящность ног и мышечный корсет.
– Комбинация в par terre — формирует слитность исполнения в продвижении.
– Комбинация на слайды — развивает ориентировку в пространстве, танцевальный шаг.
– Комбинация, включающая в себя ранее пройденные элементы — закрепляет пройденный материал, совершенствует навык исполнительского мастерства.
3 часть открытого занятия — этюд на лексику — развивает танцевальную память, координацию, эмоциональную выразительность. Состоит из ранее проученных элементов, объединенных в комбинации.
III. Заключительная часть занятия:
– поклон;
– подведение итогов.
Таким образом, работая с детьми, необходимо грамотно подходить к построению хода занятия, развивать способности и возможности детей, а не удерживать их на одном уровне.
Занятие все время должно проходить в динамике, насыщенно не только упражнениями для развития физических данных, но и способствовать танцевальному росту, повышая исполнительское мастерство учащихся через четко подобранный комбинационный материал. Каждую часть занятия необходимо выстраивать планомерно, распределяя нагрузку на все группы мышц, чередуя динамику со статикой и наоборот.
Такой подход к занятию, применяемый на практике, показал видимый результат. Он не только способствует развитию знаний, умений и навыков, но и способствует росту профессионализма у танцоров.
Литература:
- Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. — М.: ИД «Один из лучших», 2004–414 с., ил.