Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.10.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Жилина, Е. А. Дидактические игры как средство интеллектуального развития дошкольников / Е. А. Жилина, Е. А. Овсяникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106358/ (дата обращения: 06.05.2024).



На основании проведенного теоретического анализа литературы автор статьи рассматривает место дидактических игр в развитии дошкольников, обосновывает эффективность использования дидактических игр для интеллектуального развития детей. Раскрывает специфику разных видов дидактических игр, подробно останавливаясь на дидактических играх математического содержания.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дидактическая игра, игра математического содержания, мышление, педагогическая задача, познавательная деятельность.

Для того чтобы научно обосновать особенности интеллектуального развития дошкольников средствами дидактических игр, остановимся на психолого-педагогических аспектах интеллектуального развития, возрастных особенностях дошкольников и особенностях дидактической игры. Рабочее определение интеллектуального развития автором статьи взято из трудов С. М. Вишняковой. Автор определяет интеллектуальное развитие, как «формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве)» [4, с. 98].

В педагогике нельзя рассматривать вопросы интеллектуального развития в отрыве от возраста детей. Применительно к дошкольникам, интеллектуальное развитие выступает в качестве «формы овладения детьми способами самоорганизации и самореализации, результата особых усилий педагога, направленных на организацию познавательной и развивающей деятельности детей» [7, с. 7].

Ведущие педагоги и психологи указывают на целесообразность организации педагогического воздействия на ребенка в зоне его ближайшего развития, с опорой на уже имеющиеся интеллектуальные достижения. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре «совершаются самые важные изменения в психике ребенка, и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [3, с. 279].

Педагоги активно используют игры в образовательной деятельности, отдавая предпочтение «дидактической игре, как специально создаваемой или приспособленной для целей обучения игры» [1, с. 71].

В работах Н. А. Мишечкиной выделены следующие виды «дидактических игр: игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы; настольно-печатные; сюжетно-ролевые; предметные; игры-упражнения; игры-соревнования; познавательные; коллективные» [2, с. 203].

Несмотря на разнообразие дидактических игр, воспитатели детского сада отдают предпочтение играм, представленным ниже:

1) с предметами (игрушками),

2) настольно-печатные,

3) словесные.

Базовым познавательным процессом в играх с предметами являются тактильные, зрительные и слуховые ощущения, разные виды восприятия. Эти игры в детском саду часто проводятся на основе разнообразного природного, бросового материала. В их ходе активизируются мыслительные операции сравнения и обобщения («Сравни и подбери», «Найди такой же»), происходит усвоение сенсорных эталонов (игры с дарами Фребеля, палочками Кюизенера и т. д.), овладение перцептивными действиями. Игры с предметами («Что к чему», «Разложи по группам») очень полезны, чтобы дошкольник освоил навыки классификации по существенным признакам.

Для расширения у детей знаний об окружающем мире педагоги используют разнообразные варианты настольно — печатных игр. В первую очередь, это лото. Варианты использования лото в ходе интеллектуального развития дошкольников разнообразны, и зависят от поставленной педагогической задачи. Так, например, развитие представлений о животном мире можно стимулировать, предложив детям игры с лото «Кто живет в лесу», «Морские обитатели», «От медведя до ежа» и др. Для того, чтобы стимулировать мыслительную деятельность детей, можно включать их в игры с логическим домино.

Развитию самостоятельности, гибкости и быстроты мышления способствуют словесные игры («Назови по описанию», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом»). Эти игры основаны на установлении причинно-следственных связей, дифференцировке существенных и второстепенных признаков, мыслительном анализе и синтезе, формулировании связных высказываний.

Место дидактической игры в интеллектуальном развитии детей оценивается педагогами по-разному, и в ряде источников напрямую связано с занятиями математикой. Здесь на первый план выходят дидактические игры математического содержания. Автор статьи разделяет точку зрения Е. И. Щербаковой о целесообразности «простейшей логической подготовки дошкольников, введения их в область логико-математических представлений (свойства, операции с множествами) на основе использования специальной серии обучающих игр математического содержания. Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их» [6, с. 91].

На занятиях математикой дидактические игры, стимулирующие активную интеллектуальную деятельность, можно успешно использовать в индивидуальной, подгруппой и групповой формах работы с детьми. И в совместной, и в самостоятельной деятельности И. В. Хлыбова рекомендует использовать игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям» [5, с. 67].

Детям дошкольного возраста очень нравятся дидактические игры, в которых они выполняют пространственные преобразования, фантазируют, конструируют, соревнуются друг с другом. Игровые действия детей в таких играх регламентируются определенными правилами. Например, в игре «Собери картинку по образцу», «Построй башню, как на картинке» правилом выступает ориентация на образец. Игровые действия основаны на наглядно-действенном мышлении. А зоной ближайшего развития в этом случае выступает наглядно-образное мышление.

Разновидностью дидактических игр являются дидактические игровые упражнения. Они отличаются от стандартных упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности, необычностью постановки задачи (найти, помочь, догадаться), наличием сюрпризного момента. Детям будет интересно не просто выполнять интеллектуальную задачу, а выполнять поручение какого-либо положительного сказочного героя, помогать неумелому, нерадивому сказочному герою. В отличие от дидактической игры игровые упражнения не содержат все структурные элементы дидактической игры. Выполняя дидактические игровые упражнения, дети упражняются в выработке определенных интеллектуальных умений и навыков. В ходе игровых упражнений дети действуют под руководством воспитателя, элементы самообучения здесь отсутствуют. В дидактической игре дети действуют более самостоятельно.

Однако в ходе образовательной деятельности дидактическая игра может приобретать форму игрового упражнения. В этом случае воспитатель начинает направлять игровые действия детей и контролировать их результаты.

Таким образом, содержание дидактических игр опосредовано педагогической задачей и возрастом детей. Интеллектуальное развитие дошкольников активно происходит в ходе дидактических игр с предметами (игрушками), настольно-печатных и словесных игр. Формы их проведения разнообразны- индивидуальная, подгрупповая и групповая. В практике детского сада интеллектуальное развитие дошкольников средствами дидактических игр преимущественно осуществляется на занятиях математикой, в ходе дидактических игр математического содержания.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М Большая Российская энциклопедия., 2002. — 528 с.
  2. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201–204.
  3. Новая заниматика для маленьких математиков. Сборник игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у дошкольников // О. К. Пересыпкина, Е. В. Ермолаева Ю. В. Чернышкова, А. Н. Васильева. — М.: Линка-Пресс, 2016. — 90 с.
  4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999. — 538 с.
  5. Хлыбова И. В. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 64–67.
  6. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 272 с.
  7. Яфаева В. Г. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников: Программа- руководство. Издание 2-е. — Уфа: ИРО РБ. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, интеллектуальное развитие, математическое содержание, интеллектуальное развитие дошкольников, детский сад, занятие математикой, образовательная деятельность, ближайшее развитие, дошкольный возраст.


Ключевые слова

интеллектуальное развитие, мышление, познавательная деятельность, дидактическая игра, игра математического содержания, педагогическая задача

Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Математическое развитие как важное направление развития...

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление.

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных...

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового. Во время занятий по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Формирование элементарных математических представлений...

Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важнейшей задачей, которая не только позволяет познакомить дошкольника с основными понятиями, лежащими в основе математического мышления.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Итак, основными задачами математического развития дошкольников является: 1. Формирование мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества. 2. Развитие мыслительных операций.

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка...

Развитие математических представлений у детей младшего...

– познавательный уголок «Веселая математика», в котором были собраны различные дидактические материалы для проведения игр и образовательной деятельности с детьми по развитию математических представлений.

Развивающие игры математического содержания как средство...

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей.

Развитие математических способностей детей дошкольного...

Математические игры на развитие математических способностей и логических операций, связанных с ними. Цель подобранных игр: развитие представлений о величине, о числе и количестве, о пространственных и временных представлениях.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет...

Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду. Она повышает эффективность восприятия детьми учебного материала, вносит в него элемент занимательности.

Математическое развитие как важное направление развития...

В данной статье рассматривается одна из важнейших частей интеллектуального и личностного развития дошкольника, его математическое представление.

Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных...

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового. Во время занятий по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Формирование элементарных математических представлений...

Поэтому формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте является важнейшей задачей, которая не только позволяет познакомить дошкольника с основными понятиями, лежащими в основе математического мышления.

Формирование математических знаний у детей дошкольного...

Итак, основными задачами математического развития дошкольников является: 1. Формирование мотивации учения, ориентированных на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества. 2. Развитие мыслительных операций.

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка...

Развитие математических представлений у детей младшего...

– познавательный уголок «Веселая математика», в котором были собраны различные дидактические материалы для проведения игр и образовательной деятельности с детьми по развитию математических представлений.

Развивающие игры математического содержания как средство...

В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей.

Развитие математических способностей детей дошкольного...

Математические игры на развитие математических способностей и логических операций, связанных с ними. Цель подобранных игр: развитие представлений о величине, о числе и количестве, о пространственных и временных представлениях.

Развитие математических способностей дошкольников 6–7 лет...

Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Задать вопрос