Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (330) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.10.2020

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Маниева, Л. В. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр / Л. В. Маниева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73879/ (дата обращения: 26.04.2024).



Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания, является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка. В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для развития математических способностей детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа, предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию.

Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребёнка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету. Математика имеет уникальный, развивающий эффект. Ее изучение развивает память, речь, воображение; формирует терпение, настойчивость, творческий потенциал человека. А обучение математике детей без использования математических игр немыслимо, т. к. именно в игре (как ведущем виде деятельности) у них развивается наблюдательность, фантазия, дети учится анализировать, размышлять, справляться с трудностями.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное развитие логики и мышления детей приходится на период с 5 до 8 лет. Психолого-педагогическое осмысление этой задачи проведено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. В. Знаменской, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и других. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко, З. А. Михайловой, Т. И Ерофеевой, Б. Н. Никитиным, К. В Шевелевым и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр — развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических способностей.

Работазаключается в комбинировании известных методик по развитию математических способностей детей посредством использования игрового занимательного материала на основе логико-математических игр с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными путями. [2]

Цель разработка развивающей системы логико-математических игр, направленных на формирование математических способностей дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Разработать систему занятий по формированию математических способностей с использованием логико-математических игр.
  3. Исследовать эффективность использования логико-математических игр в процессе формирования математических способностей у дошкольников.

Работа по формированию математических способностей у детей проводилась в несколько этапов:

  1. Математические игры на развитие математических способностей и логических операций, связанных с ними. Цель подобранных игр: развитие представлений о величине, о числе и количестве, о пространственных и временных представлениях. [1]
  2. Игры на классификацию, знакомство с геометрическими фигурами, на преобразование фигур. Цель таких игр формировать умение анализировать, сравнивать, обследовать.
  3. Игры на развитие творческих способностей детей. Цель таких игр развивать умение думать, размышлять, делать свои умозаключения.

На всех этапах организации игровой деятельности с детьми игры варьировались, усложнялись.

В ходе поиска способов преобразования геометрических фигур творческий подход к реализации идеи осваивали в деятельности по аппликации: «Построй домик», «Летим на луну», «Плывет, плывет кораблик». В конструировании, использовались схемы и модели разной степени сложности. Так дети с помощью схем оригами изготовили ракету, оформили самостоятельно открытки к 23 февраля. С целью развития логики, в прогулки включалась исследовательская деятельность и логико–математические игры, при выполнении которых надо было поразмыслить, обследовать.

Была проведена классификация игр [3] , где подобраны игры для детей разного возраста:

– Игры со счетными палочками и палочками Кюизенера: «Найди лишний предмет» — альбом с заданиями; «Сложи узор», «Коврик».

– Игры на развитие творческих способностей: «Чего не хватает», «Что пропущено»

– Игры — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Математический планшет»

– Словесно — логические игры и упражнения: «Что объединяет? Чего не хватает».

– Лабиринты.

– Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».

– Игры с геометрическим конструктором.

При знакомстве детей с цифрами, используются математические игры [5]: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». Часто используется в работе игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.

«Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. В игре «Математический планшет» дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок. Здесь же идёт закрепление знаний цвета.

Знакомство детей с миром геометрических фигур проходит с помощью различных геометрических конструкторов, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика».

Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг».

Очень часто используются игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей была подобрана серия упражнений (лабиринты): «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В работе использовались игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления.

Большую роль в работе играет использование игровых наборов: «Блоки Дьенеша», «Цветные палочки Куизенера», «Логоформочки», «Игровизор», «набор «Сложи узор» Никитина», «Кубики для всех», «Уникуб».

Поддерживался интерес к играм с помощью загадок, стихотворений, сказок, скороговорок.

Воспитанию интереса к логико–математическим играм способствовало осознание детьми своих успехов, навыков и умений. Ребёнок, который составил интересный силуэт, решил задачу — стремится к новым достижениям, к новым открытиям и исследованиям постепенно развивая детскую самостоятельность, инициативу, творчество.

Вся работа проводилась в сотрудничестве с родителями. Это сотрудничество включало в себя:

– Анкетирование родителей «Формирование математических способностей у детей»

– Родительские собрания по ознакомлению с направлениями работы по математическому развитию дошкольников;

– Консультации для родителей

Работа строилась так, чтобы родители создавали и обогащали развивающую среду дома с целью стимулирования умственных процессов.

Благодаря совместной деятельности с родителями, проведя итоговую диагностику [4] и сравнив результаты, мы получили следующее: результаты в начале работы -высокий уровень составил 8 %, средний 40 %, низкий уровень 52 %, а в конце, после того как в течении всего времени на занятиях по математике использовались логико-математические игры -высокий уровень составил 30 %, средний 50 %, а низкий 20 %.

Анализ результатов показал положительную динамику в развитии математических представлений в группе: число детей с высоким уровнем увеличилось на 22 %, средний уровень увеличился на 10 %. Количество детей с низким уровнем развития математических представлений уменьшилось на

32 %.

Результаты диагностики подтверждают: игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.

Таким образом, логико-математическая игра является средством развития математических способностей у дошкольников в познавательной и самостоятельной деятельности детей.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. — М.: Просвещение, 1997.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте [Текст] / Под ред. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик. — М.: Педагогика, 2004. — 418 с.
  3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5–6 лет / Под ред. А. А. Столяра- М.: Просвещение, 1991.
  4. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6–7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2018. — 32 с. — (Математические ступеньки)
  5. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, ребенок, развитие, высокий уровень, способность, задача, знакомство детей, математик, математическая способность детей.


Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду.

Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование...

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду.

Задать вопрос