Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова, Т. П. Роль сюжетно-дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Т. П. Жуйкова, О. В. Марьясова, А. И. Голубева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4804/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: сюжетно-дидактическая игра, формирование элементарных математических представлений у детей, старший дошкольный возраст.

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Математическое развитие дошкольников состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений, дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления рассматриваются в качестве средства овладения свойственными возрасту видами деятельности и формирования целостной картины мира.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке- игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей, поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.

В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева указывали на то, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится сюжетно-дидактическим играм. На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Организуя сюжетно- дидактические игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать сюжетно- дидактические игры [1, с.3].

Математическое развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Предматематическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным является формирование математического мышления дошкольников, умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.

Поэтому среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей, согласно А. М. Леушиной, А. А. Столяра, Е. И. Щербаковой и др., выделяют:

– приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

– формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

– формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

– овладение математической терминологией;

– развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [3,с. 6].

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.

Важным является условие организации развивающей предметной среды детей в группах детского сада — комплекс условий, обеспечивающих охрану физического и психического здоровья детей, организацию жизнедеятельности воспитанников в процессе повседневной жизни в ДОУ.

Организация процесса формирования элементарных математических представлений детей в ДОУ выстраивается таким образом, чтобы каждый ребенок получил возможность проявить свои математические способности, активность, познавательный интерес.

В процессе обучения старших дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Разнообразные сюжетно- дидактические игры занимательные по форме и содержанию оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.

Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их — упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Сюжетно- дидактические игры одновременно относятся, как к развивающим, так и обучающим.

Сюжетно- дидактические игры были созданы А. А. Смоленцевой. В такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил [4, с.92].

Приведем примеры сюжетно-дидактическойх игры, А. А. Смоленцовой направленной на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ателье

Цель игры: Развитие умения применять в игре знания о способах измерения. Воспитание уважения к труду швеи, закройщика. Расширение представления о том, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.

Материал. Вырезанные из картона большие и маленькие куклы, цветные ленты разной длины (ширины), условные мерки (картонные полоски), ножницы, детские швейные машинки, цветные карандаши и другие атрибуты. Готовится выставка тканей с указанием цен и журнал мод.

С помощью сюжетно-дидактической игры «Ателье» у старших дошкольников формируется умение сравнивать предметы по размеру. Закрепление понятий «длинный», «короткий», «больше», «меньше».

Практическое измерение протяженностей (длины, ширины, высоты предметов) линейными мерками.

Таким образом, одним из эффективных методов формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, является сюжетно- дидактическая игра. Наряду с заданиями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой и мыслительной деятельности дошкольников. Однако в отличие от математических заданий игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков. В практике работы детского сада иногда смешивают сюжетно-дидактическую игру и задание. По всей вероятности, это происходит из-за общности задач, которые решаются данными методами.

Сюжетно- дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия. Особенно целесообразны сюжетно- дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет воспитатель, исходя из особенностей возраста детей, их возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать дошкольники.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М: Прогресс, 2012. — 143 с.
  2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1989. — 213 с.
  3. Леушина А. М. Математические знания и их роль в умственном развитии // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Ч. 4- 6. — СПб.: ЛНПК АРК, 2014. — С.65–75
  4. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием: Кн. Для воспитателя дет.сада. — М.: просвещение, 1987. — 97с.
  5. Столяр А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр. — М.: Просвещение, 1991.–80с.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, детский сад, старший дошкольный возраст, время, математическое представление детей, математическое развитие, повседневная жизнь, сюжетно-дидактическая игра.

Ключевые слова

старший дошкольный возраст, сюжетно-дидактическая игра, формирование элементарных математических представлений у детей

Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе...

Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели...

Формирование математических представлений у детей...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через

Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду.

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы...

Формирование элементарных математических представлений...

Дунина Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, дидактические упражнения, мышление, дошкольный...

Дидактические игры как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, время, ребенок, игра, формирование представлений, представление

Педагоги дошкольных учреждений во время организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста должны...

Развитие математических представлений у дошкольников

Ключевые слова: математическое представление у дошкольников; познавательные процессы; эксперимент; математические задачи. Введение. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую...

Организация дидактической игровой деятельности...

воспитатель, ребенок, дошкольный возраст, Какое число, игра, буква, Ответ детей, математическое развитие, детский сад, представление. Формирование математических представлений у детей старшего... игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового

Во время занятий по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Похожие статьи

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе...

Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, представление, день недели...

Формирование математических представлений у детей...

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через

Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно...

Влияние дидактической игры на формирование математических...

Дидактическая игра как практический метод широко применяется при обучении математике на занятиях в детском саду.

Вторая группа математических игр направлена на развитие логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы...

Формирование элементарных математических представлений...

Дунина Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Формирование элементарных математических представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Ключевые слова: математические представления, дидактическая игра, дидактические упражнения, мышление, дошкольный...

Дидактические игры как средство формирования...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, время, ребенок, игра, формирование представлений, представление

Педагоги дошкольных учреждений во время организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста должны...

Развитие математических представлений у дошкольников

Ключевые слова: математическое представление у дошкольников; познавательные процессы; эксперимент; математические задачи. Введение. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста на ознакомительном уровне имеет большую...

Организация дидактической игровой деятельности...

воспитатель, ребенок, дошкольный возраст, Какое число, игра, буква, Ответ детей, математическое развитие, детский сад, представление. Формирование математических представлений у детей старшего... игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный...

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового

Во время занятий по формированию у детей 6–7 лет элементарных математических

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задать вопрос