Работа с родителями в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.10.2023

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Васильева, Л. Н. Работа с родителями в ДОУ / Л. Н. Васильева, А. А. Сарниц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106293/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлено содержание работы с родителями в старшей группе детского сада, определены формы взаимодействия с семьей, тематика совместных мероприятий.

Ключевые слова: взаимодействие семьи и ДОУ, работа с родителями, формы взаимодействия с родителями, экскурсия.

Проблема взаимодействия двух институтов воспитания — семьи и детского сада — является одним из самых актуальных вопросов дошкольной педагогики. Это обусловлено тем, что современный этап развития образования требует новых подходов в воспитании и обучении детей, при этом важную роль в этих процессах играют не только педагоги дошкольной образовательной организации (ДОО), но и родители. В связи с этим возникает необходимость взаимодействия с семьей, создание условий для просвещения родителей, формирования у них активной позиции и заинтересованности в достижении целевых ориентиров, которые заявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Необходимость вовлечения родителей в образовательную деятельность отражена в стандарте как «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей» (п. 1.6) [2]. Проблема взаимодействия с родителями нашла свое отражение в работах Е. П. Арнаутовой, О. И. Давыдовой, Т. A. Данилиной, Т. Н. Дороновой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, Т. А. Куликовой и других. В научных исследованиях отмечается, что инициатором осуществления взаимодействия должны стать в первую очередь педагоги, поскольку они более профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что ее успешность зависит от согласованности действий родителей и педагогов детского сада в воспитании детей.

Организация работы с семьей воспитанников ДОО строится в форме взаимодействия — совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний, а также педагогической культуры, знаний и умений родителей по воспитанию своих детей. Взаимодействие с родителями направлено на их педагогическое просвещение, а также на создание условий для совместной деятельности с детьми.

Работа с родителями осуществляется с помощью различных форм взаимодействия. В своей работе мы придерживаемся классификации О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой [1], которые выделяют:

– информационно-аналитические формы взаимодействия, включающие беседы, мониторинг запросов и потребностей, анкетирование, опрос родителей в решении тех или иных вопросов, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста; главной задачей данных форм взаимодействия является сбор информации, на основе которой строится работа с родителями и планирование совместной деятельности;

– досуговые формы взаимодействия, которые дают возможность для организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса — детей, педагогов и родителей; к досуговым формам относятся различные совместные мероприятия, праздники, досуги, соревнования, конкурсы, экскурсии, совместные выезды на природу и другие; данные формы способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, развитию дружеских отношений;

– познавательные формы взаимодействия, направленные на ознакомление родителей с основными направлениями работы педагогов ДОО, различными формами и методами работы с детьми, которые можно применять дома; к данным формам взаимодействия относятся родительские лектории, круглые столы, семинары, консультации и другие способы педагогического просвещения родителей;

– наглядно-информационные формы взаимодействия, которые дают возможность познакомить родителей с работой педагога и ДОО в целом; данные формы включают в себя различные наглядные консультации, буклеты, презентации, памятки, рекомендации.

Данные формы работы с родителями активно используются в процессе взаимодействия с семьей в соответствии с образовательной программой и тематическим планом. Рассмотрим содержание работы с родителями на примере детей старшей группы.

В сентябре преимущественно используются информационно-аналитические формы взаимодействия с семьями воспитанников: проведение вводного родительского собрания; оформление информационных стендов; использование интернет-ресурсов, для общения с родителями и ответов на волнующие их вопросы.

Наиболее эффективной и необычной стала познавательная форма взаимодействия с семьями, а именно работа над проектами.

Например, уже в сентябре начали реализовывать авторский проект нашего ДОУ «Петербургские коты», направленный на развитие у детей свободного общения со взрослыми и сверстниками, вне зависимости от их национальной принадлежности, физиологических и психологических особенностей. Игрушечные мягкие котята, изготовленные родителями, непосредственные участники каждого занятия. Игрушка — некий посредник между миром детей и взрослыми. Родители являются активными участниками реализации проекта начиная с создания игрушки. Дети не только используют «котят» на занятиях в рамках проекта, по желанию берут игрушки домой, шить с родителями одежду котятам, наделяя индивидуальностью каждую игрушку. Родители помогают детям делать коллажи, презентации, фотовыставки о похождениях любимого котенка и становятся участниками образовательного процесса. Таким образом, они вместе с семьей преображают игрушки, делают их своими, близкими.

В декабре главной темой является празднование Нового года, зимние забавы и традиции. Одной из форм работы является совместный проект детей и родителей «Как я встретил Новый год». Продуктом проекта выступает фотоотчет, раскраски, книжки-малышки, поделки из разных материалов, новогодние игрушки. Проектная деятельность позволяет организовать совместную работу детей и родителей, рассказать каждому ребенку, как он встретил новогодние праздники в своей семье.

Тематические выставки

Следующая форма работы с родителями — организация совместной экскурсии в музей елочной игрушки. Мероприятие проводится с целью ознакомления детей и родителей с историей елочных украшений и современной технологией их производства. В ходе экскурсии создаются условия не только для обучения и воспитания детей, но и просвещения родителей. Полученные сведения позволяют родителям поговорить с детьми, вспомнить игрушки из своего детства, совместно создать елочные украшения. Итогом работы становится выставка новогодних игрушек, изготовленных детьми и родителями.

В феврале работа с родителями проводится в рамках темы «Наша армия». Организуются такие формы взаимодействия, как информационно-аналитические (опрос родителей «Круг семейного чтения»), досуговые (экскурсия в «Сказкин дом» по теме «Богатыри земли Русской»), познавательные (консультации для родителей о роли патриотического чтения в развитии детей старшего дошкольного возраста), наглядно-информационные (буклет с рекомендациями для совместного чтения детей и родителей).

Особый интерес как у детей, так и родителей вызвала экскурсия в сказочное пространство «Сказкин дом». На экскурсии по теме «Богатыри в русских народных сказках» дети и родители познакомились с образами богатырей, вспомнили русские народные сказки. Одной из задач данной работы было патриотическое воспитание детей: дать представление об истоках русской армии. По итогам экскурсии дети отразили свои впечатления в продуктивных видах деятельности — рисовании, лепке, конструировании и других; по итогам работы была организована выставка.

В марте работа с детьми и родителями строилась в рамках темы «Народные промыслы». Цель: знакомство с историей, видами и особенностями русских народных промыслов. В соответствии с тематическим планом была организована экскурсия в гончарную мастерскую. В ходе мероприятия дети и родители познакомились с историей гончарного искусства, знаменитыми мастерами, видами гончарных изделий. Дети смогли увидеть предметы быта (посуда), игрушки из глины, познакомиться с особенностями их изготовления, росписи. Для детей был проведен мастер-класс, в ходе которого они самостоятельно и поэтапно создавали глиняные игрушки. Итогом работы стало создание в группе мини-музея игрушек. Для родителей был оформлен уголок с рекомендации по работе с глиной в домашних условиях, по совместному изготовлению игрушек из глины в семье.

Помимо экскурсии с родителями организован семинар-практикум по ознакомлению с видами народных подвижных игр. В ходе мероприятия родители заслушали доклад педагога-психолога о пользе игры в целом для развития ребенка, о влиянии подвижных игр на развитие мышления, речи, внимания и памяти. Далее воспитатели группы рассказали о видах народных подвижных игр, представили картотеку наиболее интересных для детей игр. Некоторые игры были проведены с родителями, которые выступали в роли детей.

Организация работы с родителями в апреле была посвящена теме «Космос». Одной из форм совместного досуга детей, родителей и педагогов стало посещение планетария с целью формирования представлений детей о космосе и истории его освоения человеком. Итогом данной работы стала выставка проектных работы детей, которые они выполняли с помощью родителей. Эти были поделки из бумаги и подручных материалов, рисунки на тему космоса.

В мае проведена работа с детьми и родителями по теме «Костюмированный бал в Елагином дворце». Цель: дать представление о жизни знати в петровские времена, о старинных традициях. Дети совместной с родителями участвуют в театрализованном представлении, выполняют различные командные задания, играют в старинные игры.

Таким образом, работа с родителями проводится с целью их просвещения, вовлечения в образовательный процесс. В ходе совместной деятельности со своими детьми создаются условия для сплочения, укрепления детско-родительских отношений. Благодаря разнообразию формы взаимодействия с родителями создаются условия для формирования психолого-педагогических, нравственно-этических и других знаний, а также педагогической культуры, знаний и умений родителей по воспитанию своих детей.

Литература:

  1. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: Сфера, 2019. — 112 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 (с изменениями на 8 ноября 2022 года). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, форма взаимодействия, работа, совместная деятельность, воспитание детей, детский сад, итог работы, образовательный процесс, форма работы.


Похожие статьи

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Похожие статьи

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию у детей основ физической культуры и здоровья

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Задать вопрос