Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.10.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Лухтин, А. В. Роль проектной деятельности в профессиональной ориентации кадет / А. В. Лухтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106290/ (дата обращения: 02.05.2024).



Метод проектов способ организации самостоятельной деятельности кадет по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств, в процессе деятельности по решению интересующей проблемы [1].

Учебный проект с точки зрения кадета — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.

Учебный проект с точки зрения воспитателя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся [2].

В теории и практике выделяют следующие виды проектов [3]:

По доминирующей в проекте деятельности:

— практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);

— исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);

— информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);

— творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

— ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По характеру контактов между участниками проекты бывают [3]:

— внутриклассные;

— внутришкольные.

По количеству участников проекта:

— индивидуальные;

— групповые.

По продолжительности:

— мини-проекты (укладываются в 1 урок);

— краткосрочные (4–5 уроков);

— среднесрочные;

— долгосрочные.

Можно выделить следующие требования к учебному проекту [4]:

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы.
  3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
  4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
  5. Представление конечного продукта деятельности.

Существуют этапы проектной деятельности [5]:

— мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

— планирующий — подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

— информационно-операционный (кадеты собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; воспитатель наблюдает, координирует, поддерживает);

— рефлексивно-оценочный (кадеты представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; воспитатель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

При таком построении проектной деятельности кадеты оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.

Осуществление проектной деятельности должно соответствовать возрастным возможностям. Основоположник психолого-педагогической теории Л. С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

Ничто так не расширяет кругозор, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать кадет необычными задачами и материалами.

Наряду с формированием универсальных учебных действий кадет одной из ведущих целей Оренбургского президентского кадетского училища является подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству на военном поприще. В рамках профессиональной ориентации кадеты 5 учебного курса в 2022/2023 учебном году знакомились с видами и родами войск РФ, чтобы в дальнейшем, при выборе профессии военнослужащего могли свободно ориентироваться в данном направлении. Данную работу мы строили на основе проектной технологии.

Структура занятий состояла из этапов:

— актуализация знаний;

— постановка проблемы исследования;

— выдвижение гипотез (предположений);

— работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);

• презентация «продукта» исследования;

— общие выводы по итогам проектной деятельности.

В ходе системы занятий кадеты взвода провели работу по изучению видов и родов войск РФ и представили информационно-исследовательские проекты, которые были направлены на работу с информацией о каком-либо объекте: ознакомление с информацией, ее анализ и обобщение в виде презентаций и подобранных видеоматериалов.

Темы проектов были разделены на группы:

Темы проектов (виды войск):

Темы проектов (рода войск):

  1. Сухопутные войска.
  2. Военно-воздушные силы.
  3. Военно-морской флот.
  4. Ракетные войска стратегического назначения.
  5. Космические войска.
  6. Воздушно-десантные войска.

Для выполнения проектов кадетами была выбрана индивидуальная форма работы. Одним из самых важных этапов проектной деятельности явилась работа с источниками информации: сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, тем самым формируя информационную компетентность. В ходе проектирования кадеты учились ставить вопросы, а воспитатель, в роли независимого консультанта, отвечал на них. Заключительным этапом проектной деятельности явилась защита проекта. В нашем взводе авторы проектов выступали на классных часах, проводимых на курсе.

При оценивании проекта мы применяли следующие критерии:

Актуальность

Обоснованность темы проекта

Полнота изучения вопроса, осведомленность автора по теме

Достаточно широкое использование источников по данной тематике и свободное владение материалом

Научность

Использование научных терминов и оперирование ими

Системность, структурированность

Логическая взаимосвязь всех разделов работы, наличие методологического аппарата исследования

Значимость

Возможность применять полученные результаты и выводы в теории или практике

Интегративность

Связь различных областей знаний в единой идее исследовательского проекта

Креативность (творчество)

Наличие оригинальных идей, методов решения

Публичное представление, коммуникативность

Логическое представление хода исследования и его результатов; стилистически грамотное и тезисное изложение результатов своей деятельности; соблюдение временного регламента

Рефлексивность

Индивидуальное отношение авторов проекта к процессу проектирования и результату своей деятельности. (Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?)

Для того чтобы кадеты более глубоко осознали суть проектной деятельности, логику ее построения, мы использовали в работе Закон «Шесть П»: то есть проект — это:

1. П-Проблема.

2. П-Проектирование (планирование).

3. П.-Поиск информации.

4. П.-Продукт.

5. П.-Презентация.

6. П.-Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.

Проектная деятельность, организованная таким образом, позволила выработать стремление и умение у кадет самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.

Проектная деятельность способствовала достижению личностных результатов : формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению; развитию мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

достижению метапредметных результатов : развитие мыслительных операций (познавательные УУД), умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД); излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД); достижению предметных результатов .

В заключение можно сделать вывод, что технология проектной деятельности предоставляет широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, способствует подготовке кадет к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс воспитания из стен училища в окружающий мир.

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.
  2. Цветкова М. С. Столетие проектного обучения. // (Приложение к газете «Первое сентября»). 2002. № 20.
  3. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы. 1998. № 3.
  4. Гафурова Н. О., Чурилова Е. Ю. Проектный метод. 2002. № 9.
  5. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, кадет, проект, учебный проект, возможность, деятельность, достижение, источник информации, работа, род войск РФ.


Похожие статьи

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития...

проектная деятельность, кадет, немецкий язык, проблема, работа, проект, умение, метод проектов, Оренбургское президентское кадетское училище, иностранный язык.

Современные образовательные технологии как средство...

Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления компетентностного подхода в образовании. Сущность и дидактические особенности метода проектов как педагогической технологии.

Интеграционный проект как способ формирования универсальных...

Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность кадет, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях...

Условия работы: задачи должны соответствовать тематике сборника и касаться определённого рода войск Российской Федерации. 1 взвод составляет задачи про СВ, 2 взвод — про ВДВ, 3 взвод про ВМФ, а 4 взвод про ВВС.

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников...

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего...

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство...

немецкий язык, группа учащихся, иностранный язык, кадет, реализация проекта, кадетское училище, проект, проектная технология, ребята, след сказок братьев.

Развитие самостоятельности кадет с использованием метода...

деятельности. Проектная деятельность предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных группах.

Реализация военно-морского компонента в программе...

Каждая тема включает в себя проектную деятельность. Обучающиеся могут сами выбрать вид проекта. Они сами решают будут ли они работать над индивидуальным проектом или групповым, будет ли это исследовательский проект, информационный или творческий.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность кадет как механизм развития...

проектная деятельность, кадет, немецкий язык, проблема, работа, проект, умение, метод проектов, Оренбургское президентское кадетское училище, иностранный язык.

Современные образовательные технологии как средство...

Проектная деятельность как неотъемлемый компонент учебного процесса в условиях становления компетентностного подхода в образовании. Сущность и дидактические особенности метода проектов как педагогической технологии.

Интеграционный проект как способ формирования универсальных...

Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность кадет, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Интеграция внеурочной и урочной деятельности в условиях...

Условия работы: задачи должны соответствовать тематике сборника и касаться определённого рода войск Российской Федерации. 1 взвод составляет задачи про СВ, 2 взвод — про ВДВ, 3 взвод про ВМФ, а 4 взвод про ВВС.

Проект «Я в кадеты бы пошел, пусть меня научат!»

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе, направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Проектно-исследовательская деятельность воспитанников...

Проектная деятельность воспитанников — это неотъемлемая часть образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего...

Проектная деятельность во внеурочной работе как средство...

немецкий язык, группа учащихся, иностранный язык, кадет, реализация проекта, кадетское училище, проект, проектная технология, ребята, след сказок братьев.

Развитие самостоятельности кадет с использованием метода...

деятельности. Проектная деятельность предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

В статье рассматривается понятие «одаренности». Представлена проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми. Рассмотрены основные этапы работы над проектом, а также представлены особенности проведения исследования в разных возрастных группах.

Реализация военно-морского компонента в программе...

Каждая тема включает в себя проектную деятельность. Обучающиеся могут сами выбрать вид проекта. Они сами решают будут ли они работать над индивидуальным проектом или групповым, будет ли это исследовательский проект, информационный или творческий.

Задать вопрос