Развитие самостоятельности кадет с использованием метода проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Иванов В. В. Развитие самостоятельности кадет с использованием метода проектов // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1166-1169. — URL https://moluch.ru/archive/90/18340/ (дата обращения: 20.10.2018).

Современный, инновационный этап развития образования выдвигает на сегодняшний день задачу создания условий для личностного становления, саморазвития и развития самостоятельности воспитанников. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Саморазвитие — это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно- нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям [3].

В современной литературе процесс саморазвития личности определяется как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни:

-        выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения;

-        решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов;

-        творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей [7].

Особенно актуальна задача создания условий для саморазвития личности в условиях образовательного учреждения интернатного типа, коим является президентское кадетское училище, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания. Чтобы процессы самосовершенствования, саморазвития и как следствие развитие самостоятельности, стали наиболее приоритетными в психическом развитии кадет, необходимо применение разнообразных форм, методов и технологий для развития их самостоятельности.

Одним из эффективных методов воспитательной работы является метод проектов. Грамотная организация работы над проектами позволяет формировать и развивать целый комплекс умений: формулирование проблемы, обоснование ее практической значимости, выдвижение гипотез ее решения, поиск и сопоставление альтернативных решений, планирование работы, распределение обязанностей и т. д. Кадеты не только теоретически изучают тот или иной вопрос, но и приобретают практические умения и навыки, овладевают навыками коллективной деятельности, межличностного общения, которые будут полезны им в любой сфере деятельности. Проектная деятельность предусматривает обязательные процедуры защиты проекта, позволят кадетам демонстрировать навыки публичного общения, дискуссий, умение аргументировано отстаивать свою позицию. Работа над проектами развивает у них целый комплекс умений и навыков, необходимых для дальнейшей социализации и самореализации, развития самостоятельности.

Организация проектной деятельности кадет требует создания дополнительных условий. Во-первых педагоги-воспитатели, педагоги дополнительного образования должны быть обучены проектным технологиям; Во-вторых должна быть разработана тематика проектов с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей кадет, а также график проектных работ, их поэтапное выполнение (в рамках недели, месяца, года); В-третьих должны быть разработаны критерии объективной оценки проектов, с которыми необходимо ознакомить как руководителей проектов, так и кадеты; В четвертых должны быть определены формы презентации проектных работ и порядок их защиты.

В течение учебного года кадеты нашего 7 класса принимали активное участие в разработке исследовательских проектов по учебным дисциплинам, например, «Подпольщики Севастополя в годы оккупации 1942–1944 гг»., «Бионика на службе Отечеству», «Космический лифт», «Строка — патрон, статья — обойма», «Города-герои», «Клуб интеллектуальных игр», газета «Память», «Мы — Наследники Победы», «История наших побед», «Волонтер 70 РФ» и другие. В училище был организован и проведен внутренний конкурс проектов «Польза, честь и слава», конкурс рефератов «Мы этой памяти верны», посвященного 70-летию Победы, итоги которого были подведены на общеучилищной линейке. Педагоги и воспитатели оказывают помощь в подготовке и сборе необходимой информации для реализации проектов.

В своей работе мы исходим из того, что исследовательская деятельность это самостоятельная деятельность воспитанников, но воспитатель может управлять процессом появления и преодоления затруднений прогнозировать их появление. Мы исходили из индивидуальных особенностей воспитанников, когда определяем задачи и конкретные методические приемы осуществления педагогической поддержки. Развиваем у кадет поисковую активность, готовность к принятию самостоятельных решений, воспитываем деловитость, самостоятельность и ответственность, предприимчивость и целеустремленность.

В училище создано и успешно работает научное общество кадет (НОК) «Алмаз», в состав которого входят кадеты, занимающиеся исследовательской деятельностью. НОК делает только первые шаги, но у него большие планы.

Самостоятельность подростка развивается в процессе его адаптации к возрастающим требованиям жизни, решаемым задачам и социальным условиям, когда необходимо принимать самостоятельные решения, не ожидая помощи извне. Приобретенные и проверенные на собственном опыте знания снимают у человека состояние тревожности, неуверенности, беспокойства не только в учебном процессе, но и в отношениях с окружающими людьми, способствуют повышению социальной активности. Участие кадет в активной проектной деятельности носит постоянный характер, расширяется число участников этой деятельности, повышается ее качество, растет зрелость и самостоятельность кадет.

 

Литература:

 

1.      Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей. — СПб.: Питер, 2006.

2.      Дебесс М. Подросток. — 20-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

3.      Малахова И. А. Развитие личности. Ч. 2., Художественно- творческая деятельность. Мн.: «Беларуская навука», 2003.

4.      Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидак- тика \ уч. пособие. И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Мн.: ТетраСистемс, 2002.

5.      Харламов И. Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И. Ф. Харламов. — 3-е изд. — Мн.: Высш. шк., 2005.

6.      Селевко Г. К. Концепция самовоспитания.

7.      Куличкова С. А. Саморазвитие старшеклассников в лицее- интернате. Вестник СевКав ГТУ Серия «Гуманитарные науки» № 2(12) 2004.

8.      Ланцберг В. Концепция школы саморазвития Частная школа. 1997. № 3, № 4.

9.      Контаев С. С. Интернат как среда саморазвития

Основные термины (генерируются автоматически): задача создания условий, исследовательская деятельность, кадет, развитие самостоятельности, целый комплекс умений.


Похожие статьи

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития, и развития самостоятельности кадет.

Развитие самостоятельности кадет ПКУ | Статья в журнале...

...к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без

Для развития данного вида самостоятельности кадет разрабатывались и проводились следующие воспитательные мероприятия...

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную

Развитие самостоятельности кадет ПКУ.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и

Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего — выполнения самого исследования.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков

 владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. [4]. Во многом развитие творческих способностей кадет зависит и от самовоспитания.

Формирование исследовательских умений школьников

Таким образом, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования.

Личностный компонент предполагает развитие школьников умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения...

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства. Исследовательская деятельность кадет как механизм развития творческого потенциала личности.

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Создание системы действий в условиях учебного занятия, способствующей успешному формированию исследовательских умений будущего специалиста; ‒ Развитие способности к анализу и проектированию своей профессиональной деятельности...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие самостоятельности воспитанников училища

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития, и развития самостоятельности кадет.

Развитие самостоятельности кадет ПКУ | Статья в журнале...

...к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без

Для развития данного вида самостоятельности кадет разрабатывались и проводились следующие воспитательные мероприятия...

Патриотическое воспитание кадет как основа развития...

Основная задача на данном этапе состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности кадет, они совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную

Развитие самостоятельности кадет ПКУ.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и

Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего — выполнения самого исследования.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков

 владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. [4]. Во многом развитие творческих способностей кадет зависит и от самовоспитания.

Формирование исследовательских умений школьников

Таким образом, формирование навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования.

Личностный компонент предполагает развитие школьников умений самоорганизации, самостоятельности, самообучения...

Исследовательская деятельность как эффективная форма...

Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства. Исследовательская деятельность кадет как механизм развития творческого потенциала личности.

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Создание системы действий в условиях учебного занятия, способствующей успешному формированию исследовательских умений будущего специалиста; ‒ Развитие способности к анализу и проектированию своей профессиональной деятельности...

Задать вопрос