Развитие туристической отрасли в Азербайджане после пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.10.2023

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Байрамова, Г. Ч. Развитие туристической отрасли в Азербайджане после пандемии / Г. Ч. Байрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106277/ (дата обращения: 16.12.2024).



Целью данной научной статьи является изучение анализа на национальном уровне влияния пандемии COVID-19инфекции на туристическую отрасль Азербайджана. В результате анализа установлено, что после ликвидации пандемии туристическая отрасль продолжила расти в соответствии с динамикой роста валового внутреннего продукта в стране.

Ключевые слова: Азербайджан, COVID-19, туризм, пандемия, туроператор.

The purpose of this scientific article is to study the analysis at the national level of the impact of theinfections COVID-19 pandemic on the tourism industry of Azerbaijan. As a result of the analysis, it was found that after the elimination of the pandemic, the tourism industry continued to grow in accordance with the dynamics of the growth of the gross domestic product in the country.

Key words : Azerbaijan, COVID-19, tourism, pandemic, tour operator.

Введение. Вбольшом количестве литературных материалов можно найти, что индустрия туризма имеет чрезвычайно важное значение в экономическом развитии стран, в обеспечении рабочих мест и в устойчивом развитии регионов [2, 3, 5, 6]. Туризм как один из факторов социально-экономического и культурного развития также имеет особое значение в укреплении международных связей, пропаганде традиций народа, расширении мировоззрения и знаний. Многочисленные исследования также, показывают, что туризм по своей перспективности занимает одно из лидирующих мест после нефтяной отрасли, занимающей основное место в валовом внутреннем доходе страны [3]. То есть в современную эпоху туризм считается быстро развивающейся сферой бизнеса планетарного уровня [1,8].

Как и в других странах, туризм занимает определенное место в экономике Азербайджана [3, 9]. В настоящее время основным курсом экономического развития страны является снижение зависимости экономики от нефтяного сектора и содействие развитию сферы услуг. В целом туристический сектор и гостиничный бизнес развиваются благодаря последовательным мерам, реализуемым государством. Уже существуют многочисленные нормативные документы в направлении международного признания существующего туристического потенциала страны относительно будущего развития ее экономики [3, 9]. Туристический рынок Азербайджана, интегрированный в международный туристический рынок, имеет высокий потенциал, и достижение его полной реализации является одним из приоритетных вопросов [9].

К сожалению, пандемия COVID-19, начавшаяся в 2019 году и продолжавшаяся более двух лет, обрушила туристическую отрасль, а также все сферы экономики [4,7,8]. Бушующая в мире пандемия COVID-19 парализовала состояние Азербайджанского туризма с марта 2020 года.

Следует отметить, что до вспышки пандемии COVID-19 туризм считался самой прибыльной отраслью экономики Азербайджана [9]. К сожалению, такому прибыльному отраслью экономики помешала пандемия. Доходы стран от туризма снизились до минимума, рабочие места в сфере туризма оказались под угрозой.

После пандемии, продолжавшейся более двух лет, туристическая отрасль в стране начала восстанавливаться. В этом контексте большое значение имеет статистическая анализ текущего состояния туристического рынка страны.

Объект и методы исследования. Вкачестве объекта исследования была выбрана туристическая отрасль Азербайджана. В качестве метода исследования использовался системно-логический подход, сравнение, статистический анализ, обобщение от частного к общему и от общего к частному.

Результаты исследования и обсуждение. При анализировании с татистических данных, из-за пандемии коронавируса (COVID-19) в Азербайджане использование внутреннего туризма сократилось в 2020 году почти на 3 миллиона внутренних туристических поездок [9]. В 2019 году количество человек, прошедших через пограничные пункты страны, составило 17 464,3 тысячи, тогда в 2020 году этот показатель снизился до 4 028,3 тысячи. Таким образом, если в 2019 году число иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Азербайджан, составило 3,170373, то в 2020 году этот показатель составил 795722 (Таблица 1).

Таблица 1

Развитие валового внутреннего продукта (ВВП) и туристической отрасли по годам

Годы

ВВП

Количество туристических агентств и туроператоров, ед.

Доходы турфирм и туроператоров, тыс. манатов

Количество принятых и отправленных туристов, чел

Количество гостиниц и учреждений гостиничного типа, ед.

Доходы от гостиниц и объектов гостиничного типа, тыс. манат

Налоги, уплаченные в бюджет, тыс. манатов

2015

54380

243

36 482,2

73 527

536

183 055,1

28 098,5

2016

59352,1

272

36 758,3

63 543

548

240 112,7

38 525,7

2017

70135,1

339

41034,2

77 587

563

284 453,9

39 040,6

2018

80092

374

56 439,4

83 722

596

359 453,0

33 323,1

2019

81896

432

63363,8

99 507

642

450 188,5

42 252,5

2020

72578

300

16147,3

8 205

655

116 798,0

15 018,2

2021

92858

150

22614,8

16 324

685

209 687,3

12 819,6

2022

133826

240

53 350,3

31 801

727

355 322,1

25 145,2

Период пандемии также оказал влияние на экономический рост. Так, если общий внутренний рост в 2019 году составил 81896,2 миллиона манатов, то в 2020 году после пандемии он составил 72578 миллиард манатов, уже в 2022 году составило 133825,8 миллиард манатов.

После пандемии были предприняты важные шаги по развитию туристического сектора в Азербайджане. Увеличение количества туристов, приезжающих в страну, начало наблюдаться в период после пандемии коронавируса. Если мы рассмотрим информацию, предоставленную Государственным Агентством по Туризму Азербайджанской Республики за 2020 год, то увидим, что январь 2020 года был успешным для туризма [9]. По сравнению с соответствующим показателем 2019 года количество туристов, прибывших в Азербайджан, увеличилось на 18,1 % до 226,2 тыс. человек, причем больше всего туристов прибыло в нашу страну из России (+20,5 %), Грузии (+20,5 %). Ближний Восток (+20,8 %), Турция (+12,1 %) и Иран (+26,5 %).

Анализ статистических показателей показывает, что по сравнению с годом до пандемии — 2019, начиная с 2021 года, туристическая отрасль в Азербайджане восстановилась почти на 50 процентов (Таблица). По таблице видно, что за 4 года (2015–2019) из года в год наряду с ростом валового внутреннего продукта увеличилось количество турфирм и туроператоров, количество принятых и отправленных туристов, гостиниц и учреждений гостиничного типа, их доходы и налоги, уплачиваемые в бюджет. После пандемии, начиная с 2021 года, по этим направлениям можно увидеть рост.

По данным Государственного Агентства по Туризму Азербайджана, в январе-феврале 2023 года страну посетили 232,5 тысячи иностранных граждан [9]. Этот показатель представляет собой увеличение на 55 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но это на 36 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Всего в прошлом году страну посетили 1 602 600 иностранных граждан, и это число на 103 процента больше, чем в 2021 году. Как видно из таблицы, в туристической сфере страны после пандемии наблюдается прогресс. Однако показатели еще не достигли уровня показателей 2019 года, то есть до пандемии. Однако рост внутреннего продукта и потенциал туризма позволяют туристическим показателям в следующем году быть выше, чем в 2019 году. Здесь следует учитывать одно условие: после пандемии в мире наблюдается резкий рост цен на авиабилеты, наблюдение такой ситуации в нашей стране будет препятствовать развитию зарубежного туризма. Потому что цена авиабилетов оказывает негативное влияние на развитие туризма. Для устранения этого фактора необходимо увеличить количество авиакомпаний, организовать прямые рейсы, усилить работу региональных аэропортов, привлечь в Азербайджан новые авиакомпании, увеличить количество рейсов.

Выводы . Статистические сравнения показывают, что у Азербайджана есть большой потенциал для восстановления прежнего уровня туристической отрасли после пандемии. В основу этого можно отнести удачное географическое положение республики, богатые природные ресурсы, древние историко-архитектурные памятники, древнюю культуру, фольклор, богатую флору и фауну, стабильную политическую и экономическую ситуацию, благоприятный климат. Также расширение сети туристических компаний, действующих в Азербайджане и Азербайджане, и их членство в международных организациях, увеличение количества 1, 2, 3-звездочных отелей и предоставление определенных налоговых льгот будут стимулировать быстрое развитие этой сферы.

Литература:

  1. Всемирная туристская организация. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.unwto.org/events?region []=7 (дата обращения 05.02.2023 г.)
  2. Докашенко Л. В. Влияние индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 1. С. 28–31. URL: https://readera.ru/140193667 3. Ермакова Ж. А., Полякова И. Л., Холод.
  3. Имрани З. Т., Байрамова Г. Ч., Маммедова И. Й. Существующие проблемы на рынке туристических услуг в Азербайджане и пути их устранения (на Азерб. язк.).// Ж.: География и природные ресурсы. Труды Географического общества. Баку-2022 № 1 (16) с. 95–101.
  4. Международный турпоток в 2021 году упал на 85 % в сравнении с 2019 годом. [Электронный ресурс] URL https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/56167.html (дата обращения 23.02.2023)
  5. Мошняга Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. 2013. № 3. С. 20–34.
  6. Названы самые посещаемые и быстрорастущие туристические направления в мире [Электронный ресурс] URL:https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50372.html (дата обращения 05.12.2022)
  7. Статистическая служба Европейского Союза «Евростат». // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ec.europa.eu/eurostat. (дата обращения 02.02.2023 г.).
  8. World Tourism Barometer, UNWTO, 2020, vol. 18, no. 1, pp. 1–48. Available at: https://www.unwto.org/world–tourism–barometer–n18–january–2020 (accessed 21.03.2023).
  9. https://www.stat.gov.az/source/tourism/ (дата обращения 15.08.2023 г.)
  10. https://tourism.gov.az/page/statistics (дата обращения 15.08.2023 г).
Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджан, туристическая отрасль, пандемия, валовый внутренний продукт, гостиничный тип, туризм, Государственное Агентство, туристическая отрасль Азербайджана, туристический сектор, экономика Азербайджана.


Похожие статьи

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.

Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19

В статье даётся статистическая оценка и анализ внешнеторговой деятельности отечественных компаний в условиях распространения коронавирусной инфекции. Определена роль АПК в достижении устойчивости внешнеэкономической деятельности отечественных предпри...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на поведение потребителей России.

Безработица как угроза экономической безопасности

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос безработицы, так как происходит цифровизация экономики и рынка труда, санкции после начала специальной военной операции на Украине, восстановление после локдауна во время пандемии COVID-19, нео...

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Похожие статьи

Статистика социально-экономического развития Свердловской области в постковидное время

Настоящая работа посвящена анализу основных показателей Свердловской области в постковидный период. Поскольку пандемия коронавируса внесла существенные коррективы в работу множества производств, достаточно сильно повлияла на социальные процессы в вид...

Влияние COVID-19 на внешнеэкономическую деятельность

В статье рассмотрено влияние международных явлений, как пандемия COVID-19, на ценовую политику транспортных компаний и представлена краткая характеристика понятия внешнеэкономической деятельности.

Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ

В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19

В статье представлен краткий аналитический обзор современных научно-практических исследований, отражающей негативное влияние пандемии коронавируса COVID-19 на экономику стран в целом и туристический и гостиничный бизнес, в частности.

Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19

В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.

Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19

В статье даётся статистическая оценка и анализ внешнеторговой деятельности отечественных компаний в условиях распространения коронавирусной инфекции. Определена роль АПК в достижении устойчивости внешнеэкономической деятельности отечественных предпри...

Анализ поведения потребителей на рынке товаров повседневного спроса в период пандемии коронавируса COVID-19

В статье автор проводит обзорное исследование влияния пандемии коронавируса COVID-19 на поведение потребителей России.

Безработица как угроза экономической безопасности

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос безработицы, так как происходит цифровизация экономики и рынка труда, санкции после начала специальной военной операции на Украине, восстановление после локдауна во время пандемии COVID-19, нео...

Аналитический прогноз последствий пандемии в сфере импорта товаров народного потребления

В статье дается краткий обзор состояния сферы импорта товаров иностранного происхождения в Россию в период пандемии COVID-19 и проводится анализ того, как экономические факторы, которые могут оказать значительное влияние на благополучие участников вн...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Задать вопрос