Хошудские сказители Калмыкии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.09.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Мушаев, Э. В. Хошудские сказители Калмыкии / Э. В. Мушаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106119/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматривается жизнь и деятельность изветсных носителей традиционной протяжной песенной традиции волжских хошудов Сангаджи Дударовича Нимгирова и Боббы Басанговны Бадмаевой.

Ключевые слова: Нимгиров, Бадмаева, хошуды, Сарпа, песни, ут дун.

Совхоз «Сарпа» был организован 1 марта 1928 года в урочище Цябдыр Хошеутовского аймака Ики-Цохуровского улуса в форме акционерного общества «Овцевод». Это был первый совхоз в истории становления республики и десятым по счету в РСФСР, потому и название «Совхоз № 10» сохранилось до 1934 года.

Первыми объектами, возведенными в 1928 году, были небольшой продуктовый магазин и баня. Рабочие жили в палатках и кибитках, работали с большим энтузиазмом. К осени 1928 года сформировали первые отары из грубошерстной породы овец в количестве 9272 голов, тогда же приобрели для нужд хозяйства первых лошадей. В 1929 году в Сарпе открылась начальная школа, директором стал Б.Бурлаков.

Организаторам совхоза и его рабочим удалось создать крепкое хозяйство, ставшее уже в довоенный период известным в России. Здесь больше всех настригали шерсти с одной овцы и получали высококачественную говядину и баранину. Добрую память о себе оставили первые организаторы совхоза. Это представитель акционерного общества Российской Федерации «Овцевод» Василий Бугаев и уполномоченный Калмыцкого областного комитета партии Бокта Очиров.

Первым директором «Совхоза № 10» был Гаря Булуктаев, затем Эренцен Шоваев. Под стать руководителям были и его специалисты: ветврач Эрдни Горяев, веттехник М.Анджураев, полевод Андрей Тарасенков, механизаторы Ф.Кусов и Чимид Комаев.

В период незаконной депортации калмыцкого народа ставшее крепким хозяйство «Сарпа» было передано в состав Никольского района Астраханской области, а после восстановления Калмыцкой АССР в 1956 году передан в Приозерный район, с 1963 года это одно из крупных хозяйств Юстинского района, а Постановлением Верховного Совета Калмыцкой ССР- Хальмг ТанҺч № 333 — IX от 19 февраля 1992 года п.Сарпа из Юстинского района передан в административное подчинение Кетченеровскому району Калмыцкой ССР — ХальмгТанҺч.

Каждый житель поселка гордится подвигом своих земляков и мужеством, проявленным в годы Великой Отечественной Войны на фронтах и в тылу. В 1941–1942 годах ушли на фронт 320 человек, вернулись с войны 170 человек, в настоящее время в поселке проживает один участник Великой Отечественной Войны Сангаджи-Горяев Дорджи Басангович. Учащиеся нашей школы проявляют к нему особое внимание и заботу.

Уроженцу поселка Сарпа Степану Михайловичу Крынину, призванному в 1940 году в ряды Красной Армии, за проявленную личную храбрость и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза. После окончания войны проживал в г. Астрахани.

О героическом подвиге своих земляков, о ратном подвиге тружеников-односельчан, известных в республике, в разные годы слагались стихи и песни, ими гордились далеко за пределами Сарпы и всего муниципального района.

С.Нимгиров (в центре)

Рис. 1. С.Нимгиров (в центре)

Среди них Нимгиров Сангаджи Дударович, известный в республике животновод, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Дружбы народов.

По воспоминаниям современников, родных и близких, Сангаджи Дударович был не только собиратель, но и носитель многих жанров калмыцкого фольклора. Искусством петь протяжные песни он обязан своему дяде Дорджиеву Наглг. В его репертуар прочно вошли песни: «Самбрин hурвн толhа», «Увш хан», «Цаhан толhа бор». Одним из его любимых занятий было рассказывание калмыцких сказок. Делал он это чинно, четко, выразительно, в основном в кругу своей семьи. После окончания обязательно уточнял у слушателей о главных героях и их поступках. Это, видимо, и обязывало зрителей внимательно слушать его. Он прожил 83 года, твердо и уверенно шагал по жизни, оставаясь самим собой.

Б.Боктаев(справа) и Ш.Боктаева(слева) с родными сестрами

Рис. 2. Б.Боктаев(справа) и Ш.Боктаева(слева) с родными сестрами

В совхозе Сарпа всегда на слуху имена братьев Боктаевых: Бориса Васильевича и Шани Васильевича.

Творчество Бориса Васильевича Боктаева

В его репертуаре — «Хооран татхла чөн бөк, өмәрән татхла царь бөк» гидг тууль, Чонын тускар, «Өткән Калсу» туск тууҗ, «Нутг Алтар һарсн тускар» туск тууҗ; Он известен своими своими стихами, поэмами, магталами далеко за пределами Сарпы и всей республики. Известный информант, его младший брат Шаня Васильевич Боктаев. Его имя как хранителя фольклора, истории рода хошудов, стало широко известно с выходом двух монографий «Генеалогия Икицохуровских хошудов» и «Алтн чееҗтә келмрч Боктан Шаня», изданных в 2010–2011 годах Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН.

Б. Б. Бадмаева

Рис. 3. Б. Б. Бадмаева

Сарпинская земля богата музыкальными талантами — коллективами народных домбристов. Среди них выходцы п.Сарпа — Бобба (Полина) Басанговна Бадмаева, Булгун Убушаевна Далтаева, Делгр Сангаджиевна Окчаева, Булгун Улюмджиевна Инджиева, Екатерина Мучеряева и другие. Как правило, они не только были замечательными аккомпаниаторами, но и прекрасными исполнительницами калмыцких протяжных и домбровых песен. Их творчество всегда привлекало внимание ученых Калмыцкого государственного университета, Калмыцкого Научно-исследовательского института языка, литературы и истории, ученых России, Китая, Монголии.

В ходе работы по сохранению и развитию калмыцкого национального фольклора проводится работа по публикации жанров устного и песенного народного творчества волжских хошудов. Сегодня мы хотим представить народные песни, которые всегда находились в обиходе хошудов, записанных из уст носителей традиционной устной и песенной традиции волжских хошудов.

Наши информанты Бобба Басанговна Бадмаева, Сангаджи Дударович Нимгиров исполняли старинные калмыцкие протяжные песни, сегодня впервые мы публикуем их по материалам фольклорно-этнографической экспедиции в 1970 году, записанным известными учеными, докторами филолгических наук, А. В. Бадмаевым и Н. Н. Убушаевым, а также видеоматериалы из архива Калмыцкой государственной телерадиокомпании Калмыкии ВГТРК «Россия» (корреспонденты Р. Б. Грицкова, Т. Т. Надбитова).

«Өндр уулын белд » [1]

Өндр уулын белднь

Мөндр хурнь асхрна

Өндр цаһан өргәсн

Күзүнә үнрнь каңкна

Көөрк баһ-ла зеенрнь — ялай

Күзүд-ла угаднь мордлав

Шуһуднь асрад шемнрнь

Шурдад угаднь мордалв

Шуурха баһ-яла зеенриг

Күңкнәд-ла угаднь мордлав

«Сайг сәәхн саарл» [2]

Сайг сәәхн саарл

Сәәр деер өсләв

Сәәхшг-(лай) ээҗнь

Өвр деернь өсләв-лай

Урлдан мөрнь

Улан җолан түшмл

Уйн баһ-ла наснаань

Уул деернь ээҗ түшмл

Сәәхн зеерд мөрн [3]

Сәәхн зеерд мөрнь

Саарл энтәлә кемлнә наадн-лой

Сәәхн суусн ахнр-ялай

Саринт-лай цемшнлә зеерднь

Нәрхн зеерднь-ой мөрнь, мөрнь

Нарна-лай толә наадн-лай

Нәрлә-наадсиг ахнр-ла

Насни-ла туршарла зеер-ләтә

Репертуар Б. Б. Бадмаевой:

Информант Сангаджи Дударович Нимгиров 1930–2013 г.г.

Дуулхдан дурта биләв. Зәрмнднь күнд цагт, керг харһд мөрн унҗ авчкад довтлад дуулад йовдг биләв, зәрмднь машин сууҗаһад. Ут дун эцкәс, хү авһм дасслав Сиврт.Домбр цокад, бийнь дуулад билә, хаҗудм бәәһә-бәәҗ соңсад дасч авлав. Тернь негн,хойр сананд үлдв дууд. Түрүн ду Увш хан һарһсн дун, дәкәд Цаһан толһата бор.

Увш хан һарһсн туск дун

1. Самбрин һурвн толһаднь

Сайг-яла бориһән архласн

Сальклад һарсн торһуднь

Хамаран одлай гихнь

2. Машин цәвдр-ла күлглсн

Маңһд-ла бориһән көтләлсн

Мана нойн Увш –хан

Маниһән яһтха гисмб

Цаһан толһата бор

  1. Цаһан толһата боорнь, боорнь

Цагахн цаснла цемшнлай

Цаһан саңһрала йовхнь, йовхнь

Залуһин саңнла күчн-яла

Подводя итоги нашего исследования, мы выяснили, что калмыцкая протяжная песня в репертуаре волжских хошудов активно сохраняется и развивается для подрастающего поколения нашей республики. Репертуары Б. Б. Бадмаевой и С. Д. Нимгирова всегда находится в поле зрения научных интересов ученых Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова, Калмыцкого Института Гуманитарных Исследований РАН, корреспондентов тематических редакции Калмыцкого радио и телевидения.

Литература:

  1. Исследовательский очерк «Сердцу милый край»
  2. Мушаев, Э. В. Жанры устного народного творчества волжских хошудов в исследованиях видных российских ученых А. В. Бадмаева и Н. Н. Убушаева / Э. В. Мушаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 403–407. — URL: https://moluch.ru/archive/465/101798/
  3. Архив Калмыцкого государственной телерадиокомпании «Россия»

[1] «Өндр уулын белд», калмыцкая свадебная протяжная песня

[2] «Сайг сәәхн саарл», калмыцкая свадебная протяжная песня

[3] «Сәәхн зеерд мөрн», калмыцкая протяжная песня

Основные термины (генерируются автоматически): Сарпа, акционерное общество, Великая Отечественная Война, Калмыцкий государственный университет, Калмыцкий Институт, организатор совхоза, песнь, предел Сарпы, Россия, Юстинский район.


Ключевые слова

песни, Сарпа, Хошуды, Нимгиров, Бадмаева, ут дун

Похожие статьи

Песенный репертуар сказительницы Булгун Бембеевны Оконовой

В статье рассматривается жизнь и деятельность сказительницы калмыцкого устного народного творчества, носительницы традиционной песенной традиции волжских дербетов Булгун Бембеевны Оконовой.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Жанры устного народного творчества волжских хошудов в исследованиях видных российских ученых А. В. Бадмаева и Н. Н. Убушаева

В данной статье рассматривается устное народное творчество волжских хошудов России, уникальность этого научного феномена фольклорных жанров, а также отмечается вклад ученых Калмыцкого НИИЯЛИ, Калмыцкого государственного университета А. В. Бадмаева и ...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной структуре произведений А. Кекильбаева

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрываются отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Похожие статьи

Песенный репертуар сказительницы Булгун Бембеевны Оконовой

В статье рассматривается жизнь и деятельность сказительницы калмыцкого устного народного творчества, носительницы традиционной песенной традиции волжских дербетов Булгун Бембеевны Оконовой.

Музыкально-этнографический визит Успенского в Туркменистан

В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время пр...

Жанры устного народного творчества волжских хошудов в исследованиях видных российских ученых А. В. Бадмаева и Н. Н. Убушаева

В данной статье рассматривается устное народное творчество волжских хошудов России, уникальность этого научного феномена фольклорных жанров, а также отмечается вклад ученых Калмыцкого НИИЯЛИ, Калмыцкого государственного университета А. В. Бадмаева и ...

Разница и сходство Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов

В статье говорится об узбекских макомах известных музыкантов, исполнителей, которые работали над долголетием макомов. А также в Узбекистане имеется три школы макомов. Хорезмские и Бухарские макомы являются самыми основными, и они не только похожи на ...

Фольклорно-этнографический компонент в художественной структуре произведений А. Кекильбаева

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Статья посвящена исследованию обрядовой практики якутского праздника ысыах. В работе рассматриваются традиционные и инновационные элементы в ритуалах, выявляются этнические символы и интеграция культуры в рамках современности.

Истоки музыкальности поэтического стиля И. И. Дмитриева

В статье рассматривается жизненный и творческий путь И. И. Дмитриева — русского писателя, поэт-баснописца, современника И. А. Крылова и А. С. Пушкина. Упор сделан на изучение творческой реализации И. И. Дмитриева, как автора многих известных отечеств...

Своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов

В статье анализируется своеобразие портретной характеристики образов хорезмских дастанов. На примерах дастанов цикла «Гороглы» и цикла «Ашик», раскрываются отличительные черты портретной характеристики дастанов романтического и героического типа.

Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии

Классификация оберегов якутского народа

В статье автор исследует якутские обереги и их значение, автором разработана классификация оберегов якутского народа.

Задать вопрос