Жанры устного народного творчества волжских хошудов в исследованиях видных российских ученых А. В. Бадмаева и Н. Н. Убушаева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 02.05.2023

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Мушаев, Э. В. Жанры устного народного творчества волжских хошудов в исследованиях видных российских ученых А. В. Бадмаева и Н. Н. Убушаева / Э. В. Мушаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 403-407. — URL: https://moluch.ru/archive/465/101798/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная статья посвящена исследованию устного народного творчества волжских хошудов России; в ней также отмечается уникальность подобных фольклорных жанров; особое внимание уделено ученым Калмыцкого НИИЯЛИ и Калмыцкого государственного университета А. В. Бадмаеву и Н. Н. Убушаеву, которые внесли огромный вклад в изучение этого феномена.

Ключевые слова: хошуды, Убушаев, Бадмаев, калмыки, Боктаев, Сарпа, сказки, легенды.

Хошуды — один из субэтносов ойратского народа. Хошуды компактно проживают на территориях Монголии и озера Кукунор Китайской Народной Республики, а также у нас в России, в дельте реки Волги. На территории Российской Федерации поселения волжских хошудов сосредоточены в Республике Калмыкии (п. Сарпа Кетченеровского района, п. Хошеуты Октябрьского района, п. Зунда Толга Ики-Бурульского района), различные представители обосновались в столице региона — городе Элисте. История, культура, традиции и обычаи хошудов — малоизученная тема в науке. Она освещается в трудах ряда ученых-филологов, языковедов, фольклористов: А. В. Бадмаева, Н. Н. Убушаева, Б. Б. Манджиевой, Б. Х. Борлыковой, Б. В. Меняева.

Огромную работу по фиксации устного поэтического творчества хошудов в советский период на территории СССР проводил Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.

В 10-м выпуске сборника статей «Ученые записки» (филологическая серия) Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории Р. П. Дораева публикует отчет фольклорно-диалектологической экспедиции 1970 года: «В июне 1970 года Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории организовал очередную фольклорно-диалектологическую экспедицию в район бывшего Хошеутовского улуса, ныне входящий в состав Наримановского, Енотаевского, Харабалинского районов Астраханской области и частично Юстинского района Калмыцкой АССР. У ученых был намечен маршрут, который помог проработать уроженец бывшего Хошеутовского улуса персональный пенсионер Сангаджи-Гаря Манджиевич Манджиев, а также он провел работу с возможными информантами. Группа в составе кандидатов филологических наук Павлова Д. А. (руководитель) и Бадмаева А. В. и научных сотрудников Убушаева Н. Н., Каляева А. Л., Бордаева Э. Ч., Ивановой Е. Н., Мучкиновой Е. Д., Дораевой Р. П. в течение двадцати дней работала в отдаленных степных поселках, следуя по маршруту: Элиста — совхоз «Сарпа» — совхоз «Никольский» — рабочий поселок Цаган Аман — совхоз «Приволжский» (Джакуевка) — совхоз «Волжский» (Шамбай) — колхоз «Красный Партизан» (Ушаковка) — колхоз «Новая жизнь» (Шаргота) — совхоз «Полынный» — село Смушковое — Элиста».

По мнению ученых, самым результативным местом сбора информации стал совхоз «Сарпа». Помощь научным работникам оказывал первый секретарь Юстинского райкома КПСС, участник Великой Отечественной войны (1941–1945) Б. Надбитов, завхоз школы совхоза «Сарпа» Б. Боктаев и др.

Ученые КНИИЯЛИ в п. Сарпа 1970 г.

Рис. 1. Ученые КНИИЯЛИ в п. Сарпа 1970 г.

Источник: страница Тамары Басанговой https://vk.com/id545512807

Дораева Р. П. отмечает, что «в Сарпе зафиксирована почти одна треть всей фольклорной информации. Большая заслуга в этом принадлежит Боктаеву Борису Васильевичу, который снискал уважение своих земляков как сказитель и поэт-самородок. Он очень энергичен, полон неиссякаемого юмора и истинного калмыцкого красноречия. У него записали сказки: „Хойр хаани марһан, Һурвн наста аҗрһ“, „Чон маляһәр цокдг күн“; предания: „Сахлта Баав“, „Мазн Баатрин тускар“; стихотворения: „Зөргтә залусин тускар“, „Өгйәһәр авсн зөрг“, „Әрәсән мөрәг хойрдад авсна өдр“; благопожелания (одно из них он посвятил нашей экспедиции); получили рукописи двух поэм: „Өр байн болтн Өгтм хойрин үкл“, „Зөргтә хойр партизан“».

В ходе поисковой работы в 2012–2015 гг. автор этих строк, обучаясь по специальности «Социально-культурная деятельность» и занимаясь подготовкой к публикации и изданию учебного пособия «Национальные формы досуга» для студентов Калмыцкого государственного университета, обнаружил в архиве фоновидеолаборатории Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова следующие магнитофонные катушки с подробной описью:

Катушка № 1:

1-я дорожка — «Сказки и легенды»;

2-я дорожка — «Сказки, легенды, предания и песни».

Катушка № 2: Балиев Ноха Санчирович, Санджиков Джал.

Катушка № 3: Туульс-Нәәрин дун (Саглр харгн намчта).

Катушка № 4: Городовиковский район.

Так наше внимание было привлечено к этим четырем магнитофонным катушкам. Целевой задачей работы стало проектирование по оцифровке и обработке записанного на них полевого материала. В Элисте были найдены рабочие советские катушечные магнитофоны с 9-й и 19-й скоростями. К сожалению, ввиду устаревания музыкальной аппаратуры и ненадлежащих условий хранения бобинных катушек, а именно из-за отсутствия элементарного утепления сейфа и перепада температур, часть из них пришла в негодность.

В результате оцифровки мы выяснили следующие факты: на катушке № 1 (1-я дорожка, 2-я дорожка) зафиксированы полевые материалы калмыцкого устного и песенного фольклора, записанные у жителей совхоза «Сарпа» Юстинского района (ныне Кетченеровского района) в 1970 году. Работа по записи произведена кандидатом наук Андреем Васильевичем Бадмаевым и научным сотрудником КНИИЯЛИ Николаем Надбитовичем Убушаевым.

Бадмаев А. В.

Рис. 2. Бадмаев А. В.

Убушаев Н. Н.

Рис. 3. Убушаев Н. Н.

Работая с описями вышеназванных полевых материалов, установили исполнителей жанров песенного и устного фольклора, носителей традиций.

1-я дорожка, 1970 г. Записывает старший научный сотрудник института, кандидат филологических наук Бадмаев А. В.:

  1. Лиджиев Сергей Чикинович — «Күрң мөрн» гидг ду;
  2. Манджиева Нина — «Намрин асхрсн салькн» ахр ду;
  3. Бадмаев Очир Мошулдаевич — «Өөт Мергн Темн» туск тууль;
  4. Боктаев Борис Васильевич — «Хооран татхла чөн бөк, өмәрән татхла царь бөк» гидг тууль, Чонын тускар, «Өткән Калсу» туск тууҗ, «Нутг Алтар һарсн тускар» туск тууҗ;
  5. Лиджиев Сергей Чикинович — «Цаһанд Костяс нерәдсн» туск дун;
  6. Бадмаева Бобба Басанговна — «Сайг сәәхн саарл» ут дун, «Өндр уулын белд» ут дун, «Сәәхн зәәрд мөрн».

2-я дорожка, 1970 г. Запись произвел А. В. Бадмаев:

– Домбрч Манджиева Нина, дуулҗахнь Боктаева Александра

«Баһчудын дун», «Урал гидг һолнь», Домбрч Бадмаева Бобба, дууч Цаһан Нюдлчиева «Натра Әәдә» гидг дун, Домбрч Бадмаева Бобба Хошуда домбрин айсмуд цокчана, Ностаева Саһа «Хар уңһн җора» гидг ут дун, Нюдлчиева Цаһан — «Долбана дун», Ностаева Саһа — «Сибирь орхла һарһсн дун»; О достижениях п. Сарпа рассказывает руководитель Цеденов Джугашвили Очиркаевич.

Запись производится Н. Н. Убушаевым и А. В. Бадмаевым:

– Ходжигорова Цаһан Натыровна, Очирова Амулнг Дорджиевна ут дуулҗана: «Хуцан Хагшг», «Кер халтр мөрн», «Хуц хамрта бор», «Хасг зандн хар», «Маштг бор», «Мөңгхн урлта мөрн» ут дуд, Леджинова Эдюш Бальджинович — Бадмин харалин болн нань чигн тускар келҗәнә, Бурхн шаҗна тускар, буддистской лексике хошудов, Алта һазрин тускар, пословицы и поговорки хошудов, домбрч Баркаева Куука Айтаевна болн Окчаева Делгер Сангаджиевна «Нәтрә Әәдә» гидг ду дуулҗана.

Согласно проведенной работе по описи полевого материала автор при прослушивании и расшифровке текстов выяснил, что все описанные жанры калмыцкого устного и песенного фольклора совпадают. К сожалению, большая часть других записанных материалов — катушка № 2: Балиев Ноха Санчирович, Санджиков Джал; катушка № 3: Туульс-Нәәрин дун (Саглр харгн намчта); катушка № 4: Городовиковский район — до сих пор не введена в научный оборот.

По итогам исследовательской работы было принято решение: все записанные редчайшие жанры калмыцкого фольклора в дальнейшем опубликовать в научно-популярных изданиях.

Литература:

  1. Дораева Р. П. Ученые записки КНИИЯЛИ. Филологическая серия / Р. П. Дораева. — 1970г.
  2. Биткеев Н. Ц. Калмыцкая фольклористика : итоги и перспективы изучения // Калмыцкая народная поэзия : сб. статей КНИИИФЭ. — С. 3–29.
  3. Сарангов В. Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика : учеб. пособие / В. Г. Сарангов. — Элиста, 1998. — 92 с.
  4. Семь звезд: калмыцкие легенды и предания / сост. Д. Э. Басаев. — Элиста : Калм. кн. изд-во, 2004. — 415 с.
  5. Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин / А. П. Скафтымов. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1994. — 319 с.
  6. Соколова В. К. Русские исторические предания / В. К. Соколова ; Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — Москва : Наука, 1970. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сарпа, катушка, Калмыцкий государственный университет, Калмыцкий научно-исследовательский институт, Элиста, Городовиковский район, Кетченеровский район, песенный фольклор, полевой материал, Юстинский район.


Ключевые слова

сказки, легенды, Сарпа, Хошуды, Убушаев, Бадмаев, калмыки, Боктаев

Похожие статьи

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «A Watch in the Night» в переводах О. Н. Чюминой и Э. Ю. Ермакова

Данная статья посвящена анализу стихотворения А.-Ч. Суинберна «A Watch in the Night» («Ночная стража») в переводах О. Н. Чюминой и Э. Ю. Ермакова. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данные переводы далеки от совершенства. Первый — в с...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Похожие статьи

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Мастерство применения слова в творчестве Абдуллы Арипова

Данная научная статья посвящаетсия изучению одного из аспектов творческой деятельности народного поэта Узбекистана Абдуллы Арипова, а именно, анализу влияния различных жанров фольклора на его творчество. Автор статьи анализирует и отмечает, что опира...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье исследуются и анализируются особенности развития предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основываясь на трудах ученых, таких как Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, были выделены основн...

Проблемы перевода метафор и влияние индивидуальных особенностей переводчиков в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в переводах Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л.

Данная статья посвящена проблеме перевода метафор в романе Дж. Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» в трудах известных переводчиков: Королева К. М., Маториной В. А., Рахмановой Н. Л. В статье раскрывается актуальность произведения для современ...

Стихотворение А.-Ч. Суинберна «A Watch in the Night» в переводах О. Н. Чюминой и Э. Ю. Ермакова

Данная статья посвящена анализу стихотворения А.-Ч. Суинберна «A Watch in the Night» («Ночная стража») в переводах О. Н. Чюминой и Э. Ю. Ермакова. Проведенное исследование позволяет утверждать, что данные переводы далеки от совершенства. Первый — в с...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы» (хорезмская версия)

В статье освещаются исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы». Данный образ изучается в сопоставительном аспекте с туркменскими, каракалпакскими и азербайджанскими версиями цикла. Анализируются сходства и отличительные черты данного образ...

Задать вопрос