Технологии дистанционного обучения на уроках информатики и математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (485) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.09.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Рослякова, Л. А. Технологии дистанционного обучения на уроках информатики и математики / Л. А. Рослякова, Е. В. Кизилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106109/ (дата обращения: 03.05.2024).



Учебный процесс основан на современных педагогических технологиях. И если ориентироваться на гуманистическую педагогику, то выбор педагогических технологий будет отражать особенности личностно ориентированного подхода: обучения в малых группах сотрудничества, дискуссии, ролевые игры, метод «проектов».

С появлением интернета, обладающего огромным информационным потенциалом, в системе инклюзивного образования появились новые возможности, возникли и успешно апробируются информационные формы обучения детей с ограниченными возможностями, в частности, дистанционная, опирающаяся на новые информационные технологии. Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения.

Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь информационными ресурсами. [2]

Применение инновационных технологий в обучении информатике математике помогает более полно реализовать комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Дистанционное обучение, в данном случае, является отличной заменой надомного обучения. Ведь одним из предметов изучения информатики является компьютер, с помощью которого происходит процесс обучения и который у обучающегося постоянно «под рукой», в свою очередь обучение математике проходит в более доступной форме.

В современных условиях в связи с введением таких документов как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт «Педагог», федеральный государственный образовательный стандарт возникли новые требования к современному педагогическому работнику — это высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности (ИК-компетентности), владение современными информационными технологиями. Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [6].

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

— среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

— методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

— снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как учащихся, так и преподавателей);

— проводить обучение большого количества человек;

— повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

— создать единую образовательную среду. [3]

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. В подростковом возрасте у учащихся развивается интерес к способам добывания знаний через самостоятельную деятельность. А самореализоваться в современном информационном обществе можно, умея совершенствовать и применять приобретенные ранее знания, грамотно и глубоко работать с информацией.

В настоящее время во всех школах нашей страны произошло подключение к сети Интернет. Однако это привело к появлению проблем, связанных с Интернет — образованием учителей–предметников. Сегодня вопрос о дистанционном образовании заявлен президентом страны как один из важнейших в современном образовательном процессе. [4]

На многих образовательных сайтах проходят курсы по обучению и подготовке учителей к созданию дистанционных курсов и работе с ними. Например, http://edu–reforma.ru, курсы А. В. Хуторского [5] Сайт издательства «Просвещение» https://prosv.ru/ на котором разработаны дополнительные пособия при организации заданий на уроки информатики и математики и многие другие [7].

Дистанционное обучение на уроках информатики, осуществляемое на основе использования технологий и ресурсов сети Интернет, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением:

— экономит время,

— дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся,

— повышает мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам,

— работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы: одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и то же несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Поэтому условия образования для детей одаренных, «трудных», с индивидуальными особенностями становятся более гибкими. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб — сайтах. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других населенных пунктов, городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира.

Дистанционное обучение расширяет педагогические возможности учителя, благодаря разнообразным видам реализации. В настоящее время разрабатываются варианты уроков в виде веб-занятий(варианты деловых игр, лабораторных работ), веб-квестов — проблемные уроки с использованием ресурсов интернета, дистанционного тестирования и самооценки знаний, а также выполнение виртуальных лабораторных работ. [6]

Границы таких возможностей с использованием всевозможных интернет-олимпиад, дистанционных конкурсов и прочих ресурсных центров глобальной сети практически необъятны. Современный учитель непременно должен использовать эти ресурсы, привлекая учащихся к участию в мероприятиях развивающего и творческого характера. [6]

В настоящее время использование дистанционной формы обучения на уроках информатики становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени: получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования, позволяя личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии. Эффективность использования информационно-образовательных порталов как интерактивной среды урока для учителя информатики не вызывает сомнения. Технологичная интерактивная среда позволяет организовать работу в классе с учетом возможности учеников.

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.

В заключении хочется вспомнить слова: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле». (Ян Амос Коменский).

Литература:

1. Дидактические свойства глобальной информационно коммуникационной сети Интернет [Текст]: Исследовательский проект Бабицкого М. 2003

2. Полат Е. С. Дистанционное обучение [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Е. С. Полат и др. — М.: Владос, 1998. — 190 с.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

4. Российское образование — федеральный портал [сайт] URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=061100

5. Сайт «Образование и культура», стандарты дистанционного образования [сайт] URL: http://tempus.kstu.kz/ucheb_plat_moodle.html

6. Сайт «Платформа материалов Pandia.ru», [сайт] URL: https://pandia.ru/text/78/231/49556.php

7. Сайт издательства «Просвещение», [сайт] URL: https://prosv.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, процесс обучения, урок информатики, возможность, время, обучение, ресурс сети, учащийся.


Похожие статьи

Применение дистанционных форм обучения на уроках...

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогов.

Использование технологий WEB 2.0 на уроках информатики как...

Дистанционное обучение — это обучение, за основу которого берется пространственная и временная отдаленность преподавателя и учащихся относительно друг друга, а весь процесс происходит непосредственно благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям.

Применение дистанционных образовательных технологий при...

Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

задание, интерактивный задачник, процесс обучения, урок, учащийся, электронное учебное пособие, домашнее задание, компьютерная тестирующая система, объектно-ориентированное программирование, первичное закрепление.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования, который дает возможность при помощи различных технологий обеспечить доставку изучаемого материала от учителя, преподавателя до обучаемого без непосредственного контакта.

Дистанционное обучение как современное средство...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти. Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения. ГОУ Центр образования «Технологии обучения», была открыта в 2003 году в рамках проекта.

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения.

Похожие статьи

Применение дистанционных форм обучения на уроках...

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогов.

Использование технологий WEB 2.0 на уроках информатики как...

Дистанционное обучение — это обучение, за основу которого берется пространственная и временная отдаленность преподавателя и учащихся относительно друг друга, а весь процесс происходит непосредственно благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям.

Применение дистанционных образовательных технологий при...

Это связано с тем, что дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности.

Использование электронных образовательных ресурсов на...

задание, интерактивный задачник, процесс обучения, урок, учащийся, электронное учебное пособие, домашнее задание, компьютерная тестирующая система, объектно-ориентированное программирование, первичное закрепление.

Дистанционное обучение: планирование и проведение урока

В данной статье авторы обобщили опыт проведения уроков в период дистанционного обучения в период пандемии, и на основе полученного опыта предлагают варианты планирования и проведения урока с целью повышения качества полученных знаний и умений.

Сетевое обучение: «за» и «против» | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное образование, обратная связь, повышение квалификации.

Интернет-платформы и образовательные ресурсы как способ...

Дистанционное обучение — это один из способов образования, который дает возможность при помощи различных технологий обеспечить доставку изучаемого материала от учителя, преподавателя до обучаемого без непосредственного контакта.

Дистанционное обучение как современное средство...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти. Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения. ГОУ Центр образования «Технологии обучения», была открыта в 2003 году в рамках проекта.

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения.

Задать вопрос